Например, группа учащихся может состоять из стажеров-планировщиков города и пригородов, а воспроизводимая ситуация (имитация) развитие связанных с этим областей. Учащимся, по возможности, предоставляются геолого-почвенные и географические сведения о той области или небольшой
стране, инфрмация о полезных ископаемых, климатических условиях, населении, существующих и планируемых промышленных предприятиях и коммерческих оганизациях, морских ресурсах и т. д. Учащихся могут попросить определить существующие экономические или экологические проблемы данного региона и подход к ним или же их попросят разработать политику экономического развития и/или стратегию развития на следующее десятилетие. В дополнение к фактической информации прилагаются предложения местных властей и национального правительства, а также отчеты и статьи средств массовой информации. Диапазон подобных имитаций поистине безграничен.
Бывает, что имитации такого рода слишком сложны, чтобы стать частью программы обучения, однако мир компьютерных "игр" в значительной степени подорвал эту убежденность. В настоящее время существуют игры-имитации, воспроизводящие уже описанные ситуации, в которых могут принимать участие даже дети. Основа таких имитаций, как "СимСити 2000", "СимТауэр", "Транспорт Тайкун" и т. д., состоит в том, что оператор несет почти полную ответственность за происходящее, пользуется деньгами в виртуальной реальности, конкурирует с другими операторами (реальными компаньонами или созданными компьютером), может добавлять или удаляить (по стоимости) относящиеся к игре аспекты и т. д. Например, в игре "Транспорт Тайкун" оператор PC может создавать мир с топографическими особенностями местности, промышленные предприятия и банки, строить и управлять путями сообщения автомобильными, железнодорожными, воздушными и морскими. Каждое действие стоит денег, которые вычитаются из начальной суммы, а услуги могут принести деньги, причем главная цель игры заработать как можно больше денег в указанный период времени и уничтожить конкурентов.
Правила и процедуры могут быть достаточно сложными, но 9-10-летние дети очень успешно справляются с имитациями и в процессе игры узнают многое о мире реального бизнеса.
Методы
Способы презентации, ввода и завершения имитации мало чем отличаются от применяемых для других тренинговых мероприятий и их можно перечислить следующим образом.
о Были ли достигнуты цели?
о Каким образом они были достигнуты? Что/кто помогало или мешало процессу?
о Каковы были чувства, действия и реакции на действия отдельных людей в отношении их ролей?
В конце концов, ведь это они, учащиеся, потратили столько времени, энергии, эмоций на имитацию, а потому это уже их имитация, и соответственно они чувствуют потребность заявить о своем праве собственности на нее.
Выводы
Наиболее важные характеристики имитации можно представить следующим образом.
ваться на взаимоотношениях между людьми или между организациями либо напрямую относиться к умению управлять ресурсами.
Вероятнее всего, имитации самый сложный элемент программы тренинга в плане их подготовки и исполнения, однако успешно проведенная имитация дает такие результаты обучения, какие были бы невозможны при другом подходе.
Описание
Описание взаимоотношений участников в практических заданиях и играх с двумя участниками необходимо в целях обучения для того, чтобы понять, как строятся такие взаимоотношения. Участники принимают определенные роли менеджера, подчиненного, просителя, администратора, отвечающего за соблюдение сотрудниками огани-зации дисциплинарных норм, лица, к которому применяются меры дисциплинарного взыскания, и т. д. Термин "ролевая игра" часто применяется достаточно свободно для описания многих практических заданий, но я хотел бы поговорить сейчас именно об играх с двумя участниками, так как роли могут разыгрываться и в структурированных практических заданиях для группы, и в анализе наглядных примеров, и в имитациях реальных ситуаций, которые, по сути, очень далеки от ситуаций, где участвуют только двое. Нельзя сказать, чтобы я был в восторге от самой "ролевой игры": она предполагает ситуацию, где участники играют активную роль, т. е. попадают в среду, совершенно отличную от практического применения обучения.
Естественно, что в этом процессе участники играют "придуманные" или же отличающиеся от выполняемых ими в их повседневной работе роли, именно поэтому всегда нужно помнить о цели повышении квалификации и развитии, чтобы максимально приблизить обучение к реальной жизни, в то время как название "ролевые игры" вызывает другое отношение, предполагая скорее "поиграть в игры", чем принять участие в серьезном учебном процессе.
Практические задания для двух участников обычно применяются для отработки навыков учащихся в различных тренинговых про-
граммах, где практикум связан с консультированием, дисциплинарным воздействием, вынесением выговоров, приемом на работу, оценкой и подбором персонала, увольнением и разбирательством жалоб, т. е. таких ситуаций, где двое участников берут роли: того, кто проводит собеседование (интервьюера) и интервьюируемого (соискателя, просителя и т. д.). "Взаимоотношения участников в практических заданиях и играх для двоих" не полностью охватывают определенные обстоятельства, реально существующие-на практике, а именно в практике переговоров и в отборочных/"линейных" собеседований, где принимается решение о повышении сотрудника, часто задействовано более двух человек, так, например, в отборочном собеседовании могут участвовать три интервьюера и один соискатель, а переговоры могут вести две стороны, по три участника с каждой. К таким аномалиям у меня нет снисхождения!
"Настоящие" собеседования
Волей-неволей подобным практическим заданиям в тренинговых программах в большинстве случаях приходится оставаться мероприятиями искусственными и надуманными. Наилучшим способом приблизить их к реальной жизни это пригласить в качестве интервьюеров настоящих менеджеров или сотрудников фирм, хотя это и представляет определенные организационные трудности.