"Настоящие" собеседования


Например, группа учащихся может состоять из стажеров-планировщиков города и пригородов, а воспроизводимая ситуация (имитация) развитие связанных с этим областей. Учащимся, по возможности, предоставляются геолого-почвенные и географические сведения о той области или небольшой

  •  

 
стране, инфрмация о полезных ископаемых, климатических условиях, населении, существующих и планируемых промышленных предприятиях и коммерческих оганизациях, морских ресурсах и т. д. Учащихся могут попросить определить существующие экономические или экологические проблемы данного региона и подход к ним или же их попросят разработать политику экономического развития и/или стратегию развития на следующее десятилетие. В дополнение к фактической информации прилагаются предложения местных властей и национального правительства, а также отчеты и статьи средств массовой информации. Диапазон подобных имитаций поистине безграничен.
Бывает, что имитации такого рода слишком сложны, чтобы стать частью программы обучения, однако мир компьютерных "игр" в значительной степени подорвал эту убежденность. В настоящее время существуют игры-имитации, воспроизводящие уже описанные ситуации, в которых могут принимать участие даже дети. Основа таких имитаций, как "СимСити 2000", "СимТауэр", "Транспорт Тайкун" и т. д., состоит в том, что оператор несет почти полную ответственность за происходящее, пользуется деньгами в виртуальной реальности, конкурирует с другими операторами (реальными компаньонами или созданными компьютером), может добавлять или удаляить (по стоимости) относящиеся к игре аспекты и т. д. Например, в игре "Транспорт Тайкун" оператор PC может создавать мир с топографическими особенностями местности, промышленные предприятия и банки, строить и управлять путями сообщения автомобильными, железнодорожными, воздушными и морскими. Каждое действие стоит денег, которые вычитаются из начальной суммы, а услуги могут принести деньги, причем главная цель игры заработать как можно больше денег в указанный период времени и уничтожить конкурентов.

Правила и процедуры могут быть достаточно сложными, но 9-10-летние дети очень успешно справляются с имитациями и в процессе игры узнают многое о мире реального бизнеса.
Методы
Способы презентации, ввода и завершения имитации мало чем отличаются от применяемых для других тренинговых мероприятий и их можно перечислить следующим образом.
 

  1. Представьте учащимся практическое задание-имитацию и опишите его взаимоотношение с реальностью.
  2. Распределите роли между участниками или согласитесь с выбором участников.
  3. Представьте информацию по имитации в печатном, компьютерном варианте или на видеопленке и дайте учащимся достаточно времени на ознакомление.
  4. Подготовьте краткое описание имитации, включающее ее цели.
  5. Предоставьте имитации возможность идти своим чередом при ограниченном участии тренера или вообще без него (как предлагалось ранее на этом этапе, к игре могут привлекаться практикующие менеджеры/ эксперты).
  6. По окончании имитации дайте участникам немного времени, чтобы "вернуться на землю", именно это задание оказывается для учащихся более захватывающим, чем другие учебные мероприятия. Здесь было бы полезно сделать большой перерыв для учащихся либо отдать это время размышлению и завершению работы над инструментом размышления.
  7. Проведите широкий обзор, который охватит следующие вопросы:

о Были ли достигнуты цели?
о Каким образом они были достигнуты? Что/кто помогало или мешало процессу?
о Каковы были чувства, действия и реакции на действия отдельных людей в отношении их ролей?


о Что думают участники по поводу своих партнеров по игре? Какие действия породили какие реакции и вызвали какие чувства?
о Какие изменения произошли во время игры -имитации и по чему?
о К каким выводам пришли в конечном счете? о Чему, по мнению учащихся, они научились благодаря дан-но му заданию-имитации?
Ввиду сложного и объемного характера данного мероприятия, обзор обычно проводит команда тренеров. Однако возможны (а иногда и желательны) варианты. Можно рассматривать ролевые группы


 
в качестве единой группы, где отдельный тренер сопровождает каждую из групп, затем проводится пленарное заседание для выяснения аспектов, имеющих универсальное значение. При полной группе учащимся трудно контролировать ход обзора, и положение облегчает деление на ролевые группы. Какой бы подход вы не применяли, самое главное обеспечить максимально полное участие членов группы со всеми их мыслями, чувствами, прежним опытом, мировоззрением.

В конце концов, ведь это они, учащиеся, потратили столько времени, энергии, эмоций на имитацию, а потому это уже их имитация, и соответственно они чувствуют потребность заявить о своем праве собственности на нее.
Выводы
Наиболее важные характеристики имитации можно представить следующим образом.

  • Имитации это, как правило, практические задания, связанные с решением проблем, основанные на реальных ситуациях и приводимые в действие за счет предложения учащимся определить и разрешить проблемы.
  • Решения обладают достаточной гибкостью, не являются единственными и непоколебимыми раз и навсегда.
  • Участники выполняют роли, которые отражают или не отражают их настоящие рабочие обязанности.
  • Роли участников определяются тренером исходя из его знания особенностей работы каждого учащегося и либо сходны с его привычными рабочими обязанностями, либо отличны от них, с целью приобретения опыта другого поведения и новых ролей; участники также могут сами выбирать роли.
  • Нельзя в точности предугадать, как будет развиваться имитация, так как ход ее развития в значительной степени зависит от самих учащихся.
  • У участников складываются "реальные" или особые взаимоотношения со своими ролями и соответственно, во время имитации (и после нее!) могут возникнуть сильные чувства и эмоции.
  • Имитации могут быть самого разного типа от самых простых до очень сложных на уровне мировых модели, могут основы-
  •  

 
ваться на взаимоотношениях между людьми или между организациями либо напрямую относиться к умению управлять ресурсами.
Вероятнее всего, имитации самый сложный элемент программы тренинга в плане их подготовки и исполнения, однако успешно проведенная имитация дает такие результаты обучения, какие были бы невозможны при другом подходе.
 
Описание
Описание взаимоотношений участников в практических заданиях и играх с двумя участниками необходимо в целях обучения для того, чтобы понять, как строятся такие взаимоотношения. Участники принимают определенные роли менеджера, подчиненного, просителя, администратора, отвечающего за соблюдение сотрудниками огани-зации дисциплинарных норм, лица, к которому применяются меры дисциплинарного взыскания, и т. д. Термин "ролевая игра" часто применяется достаточно свободно для описания многих практических заданий, но я хотел бы поговорить сейчас именно об играх с двумя участниками, так как роли могут разыгрываться и в структурированных практических заданиях для группы, и в анализе наглядных примеров, и в имитациях реальных ситуаций, которые, по сути, очень далеки от ситуаций, где участвуют только двое. Нельзя сказать, чтобы я был в восторге от самой "ролевой игры": она предполагает ситуацию, где участники играют активную роль, т. е. попадают в среду, совершенно отличную от практического применения обучения.

Естественно, что в этом процессе участники играют "придуманные" или же отличающиеся от выполняемых ими в их повседневной работе роли, именно поэтому всегда нужно помнить о цели повышении квалификации и развитии, чтобы максимально приблизить обучение к реальной жизни, в то время как название "ролевые игры" вызывает другое отношение, предполагая скорее "поиграть в игры", чем принять участие в серьезном учебном процессе.
Практические задания для двух участников обычно применяются для отработки навыков учащихся в различных тренинговых про-
 
граммах, где практикум связан с консультированием, дисциплинарным воздействием, вынесением выговоров, приемом на работу, оценкой и подбором персонала, увольнением и разбирательством жалоб, т. е. таких ситуаций, где двое участников берут роли: того, кто проводит собеседование (интервьюера) и интервьюируемого (соискателя, просителя и т. д.). "Взаимоотношения участников в практических заданиях и играх для двоих" не полностью охватывают определенные обстоятельства, реально существующие-на практике, а именно в практике переговоров и в отборочных/"линейных" собеседований, где принимается решение о повышении сотрудника, часто задействовано более двух человек, так, например, в отборочном собеседовании могут участвовать три интервьюера и один соискатель, а переговоры могут вести две стороны, по три участника с каждой. К таким аномалиям у меня нет снисхождения!
"Настоящие" собеседования
Волей-неволей подобным практическим заданиям в тренинговых программах в большинстве случаях приходится оставаться мероприятиями искусственными и надуманными. Наилучшим способом приблизить их к реальной жизни это пригласить в качестве интервьюеров настоящих менеджеров или сотрудников фирм, хотя это и представляет определенные организационные трудности.



Содержание раздела