Перемена ролей


Перемена ролей
Перемена ролей может стать новым путем достижения целей обуче-
ния, особенно в тех случаях, когда для игры-взаимодействия берется
реальная ситуация или участники легко могут соотнести себя с требу-
емыми ролями. В обычной ситуации, если вы сталкиваетесь с проб-
лемой, вы слишком погружаетесь в нее, чтобы рационально ее об-
думать, и ваши эмоции становятся на пути конструктивного реше-
ния. Если рассматривать взаимодействие с этих позиций, возникают
сходные сложности, мешающие участнику ясно видеть свои пробле-
мы. Настоящий метод основан на частом высказывании: "Если бы
они только могли видеть проблему моими глазами". Именно этой
цели и служит перемена ролей. ,
Существуют два метода: первый использует ситуацию взаимодействия, где участников определяют при помощи роли или ситуации. Например, если одному из участников ранее уже случалось проводить дисциплинарное собеседование или же ему вскоре предстоит провести нечто подобное, то в игре-взаимодействии он получает роль противоположную, т. е. того, в отношении которого проводится дисциплинарное собеседование. Такая перемена ролей помогает участникам лучше понять другую сторону при собеседовании.

Соответственно это должно помочь участникам понять, что думает и чувствует другой человек, когда в отношении него в реальной жизни осуществляется дисциплинарное взыскание, И построить свое поведение соответствующим образом. Если подобные ситуации в реальной жизни не за горами, необходимо так составить игру-взаимодействие, чтобы она была как можно ближе к реальной ситуации, и здесь могут помочь сами учащиеся, предоставив информацию, необходимую для проведения игры-взаимодействия.
Второй метод предназначен для ролевой игры и начинается, как правило, с просителя, пришедшего со своими проблемами, как это проис-
 
ходит в реальной жизни, а потому и в этом случае наибольший эффект будет достигнут, если взять проблемы реальной жизни и перевести их в практическое задание. В критической стадии собеседования, которая обычно идет по плану интервьюера, тренер просит участников поменяться ролями и продолжать игру с момента "переключения". Так как участникам приходится "влезать в чужую шкуру" и принимать другое отношение, проситель с проблемой теперь вынужден спорить, отстаивая противоположную точку зрения и видеть ситуацию совсем в другом ракурсе.

Обычным для участников делом является придерживаться тех аргументов, на которые они опирались до того, как поменялись ролями, и во многих случаях наблюдатели видят, как меняются лица участников, когда они осознают, что существует другая, возможно, более подходящая точка зрения.
Перемела ролей соответственно помогает каждому увидеть и по возможности оценить точку зрения других людей и понять, что обычно существует более одного взгляда на существующую ситуацию, и, таким образом, можно рассмотреть большее количество возможных решений проблемы.
Если тренер будет очень чутким и внимательным в применении
второго метода, ему удастся избежать возможных проблем на этапе пе-
ремены ролей. Разумеется, можно избежать проблем и в том случае,
если пользоваться первым методом, хотя он, может быть, и не самый


лучший. /
Пустой стул
Многие методы и упражнения, применяемые в игре-взаимодействии двух участников, заимствованы у психологии и психотерапии. Одно из таких: упражнений "пустой стул", это упражнение часто применяется для того, чтобы помочь человеку снять отрицательные эмоции, вызванные какими-либо проблемами в его жизни. В традиционной игре-взаимодействии двух участников, согласно названию, участвуют двое интервьюер и соискатель, и часто это вносит элемент искусственности.

Даже когда в качестве темы игры-взаимодействия предлагается реальная проблема, как правило, только для одного участника эта проблема реальна, в то время как другой играет искусственную роль.
Пустой стул, или моноспектакль, помогает решению многих проблем такого рода, но этот метод следует применять только на том эта-
 
пе тренинга, когда атмосфера в группе учащихся уже настолько прониклась искренностью и доверием, что учащиеся готовы рискнуть и приоткрыть свои потаенные чувства.


Для выполнения данного упражнения требуются два стула один ставят напротив другого; обремененный проблемой человек садится на один из них, а другой остается пустым. Когда "носитель проблемы" внутренне настраивается, он начинает описывать проблему "человеку", якобы сидящему на пустом стуле. Так как "другой человек", естественно, лишен возможности перебивать и возражать, то "носитель проблемы" имеет возможность описать проблему во всех подробностях и в таком объеме, в котором считает нужным, обычно последнее возрастает, так как "носитель", вживаясь в роль, чувствует себя все более "в своей тарелке" и дает волю своим потаенным чувствам.

Часто говорящий настолько увлекается ролью, что забывает, что перед ним никого нет, и говорит так, как будто пустой стул занят собеседником.
В основе этого упражнения лежит метод, согласно которому, стоит вам в достаточной мере рассказать о своей проблеме, то очень вероятно, что вы сами найдете решение для нее. Это часто происходит в упражнении с пустым стулом. По крайней мере у "носителя проблемы" есть возможность высказать вслух то, что его беспокоит, без опасения неприятностей со стороны других людей, и уже одно только это способно облегчить проблему.

Иногда носитель проблемы приходит к заключению, что либо проблемы не существует вообще, либо она настолько незначительна, что не стоит ни времени, ни беспокойства.
Существуют разновидности данного метода, подразумевающие более значительные действия со стороны лица, принимающего участие в "игре-взаимодействии". Одна такая игра начинается похожим образом, при участии "носителя проблемы", начинающего описывать свою проблему пустому стулу. По мере развития этого начального этапа говорящий перемещается на пустой стул и задает вопросы, ставит цели и делает замечания, как если бы в этой игре-взаимодействии постоянно присутствовал второй участник.
Затем говорящий снова возвращается на свой стул и отвечает на свои собственные вопросы и т. д. Если "носитель" считает, что можно продолжать в том же духе, то данное упражнение продолжается до тех пор, пока проблему не обсудят полностью, причем, несмотря на некоторую неестественность ситуации, многие находят ее приемлемой.
 
Психологическая драма, или "Пьеса с "горячей" ролью"
Вновь следует отметить, что игры-взаимодействия такого типа лучше всего проходят с реальными жизненными проблемами, привнесенными в учебный курс самими учащимися, желающими поделиться своими чувствами и, по возможности, решить свои проблемы. В основе данной методики лежит облегчение проблемы для ее "носителя", но не в реальной среде, естественной для проблемы, а в более безопасной и дружественной атмосфере тренинга. Во многих случаях именно тренеру или фасилитатору, обладающему большим опытом и умением в обращении с методикой такого типа, следует принять участие во взаимодействии с "носителем проблемы", а не другим учащимся.
Искусный фасилитатор может помочь "носителям проблем" облегчить проблему максимально реалистичным способом. Для этого фасилитатор может взять на себя роль другого участника проблемной ситуации. "Носитель проблемы" может войти в состояние сильного эмоционального напряжения, что может стать опасным для фасилита-тора, если он незнаком с приемами психотерапии.
Наиболее естественное "горячее взаимодействие" возникает по поводу вопроса, возникающего во время тренинга и требующего ответа "здесь и сейчас"; такой вопрос может служить основой игры-взаимодействия. Зачастую это происходит вокруг проблемы, возникшей между двумя участниками программы, эту проблему изучают для того, чтобы а) решить проблему и б) дать участникам отработать навыки взаимодействия на реальном примере. При возникновении проблемы тренер/фасилитатор приглашает участников присесть и поговорить о проблеме в присутствии группы, при этом заручившись согласием участников вынести проблему на публику.

Остальные члены группы обычно просят, чтобы их посвятили в суть проблемы, потому что они а) хотят получить опыт во взаимодействии такого рода, так как, возможно, им это понадобится в будущем и б) хотят посмотреть, как их товарищи справятся с ситуацией.
Часто перед началом игры-взаимодействия полезно договориться о некоторых основных правилах, как, например, замечания не должны затрагивать отдельную личность, участники игры не должны друг друга перебивать, а каждому должна быть предоставлена полная возможность высказаться. Тренеру дается разрешение вмешаться, если он почувствует, что игра выходит за все разумные пределы. Введение правил, на первый взгляд, способно сделать игру событием очень офи-
 
циальным, однако согласно моему опыту, если участники сами вводят правила и считают их своей собственностью, то это держит их в рамках разумного и реалистичного взаимодействия, где уместны нормальные человеческие эмоции, но недопустимо проявление негативного поведения.
Присутствие группы вначале может затормозить ход взаимодействия, но как только участники, возможно при некоторой поддержке фасилитатора, все больше и больше увлекаются игрой, взаимодействие становится совершенно естественным.



Содержание раздела