Каким (какой) я вижу себя


Движение ячеек окна Джохари отражает результат развития группы или отдельной личности. В начале жизненного цикла группы ячейка "Арены" будет маленькой, так как мало кому из членов группы захочется сразу раскрыться. В противоположность уменьшенной "Арене" "Фасад" будет увеличиваться, как только мы начнем действовать, отражая тот наш образ, который мы хотим показать окружающим и который, однако, не всегда соответствует тому, что есть на самом деле. Обратной связи (отзывов) пока не наблюдается, поэтому "Белое пятно" остается на прежнем уровне, так же как область "Неизвестного".

С увеличением открытости и развитием обратной связи по мере прохождения группой соответствующих этапов становления, стабилизации и выполнения поставленных задач "Фасад" и "Белое пятно" уменьшаются, осведомленность смещается в область "Арены", давая возможность проявиться некоторым аспектам "Неизвестного".
В программе будут задействованы задания, цель которых подтолкнуть учащихся к открытому обсуждению и добиться приведения окна в движение, о котором говорилось выше.
Время
Планирование времени практических занятий в программах развития навыков межличностного общения самая трудная задача для тренера, а потому планирование времени на проведение отдельного практи-
 
ческого задания связано с теми же проблемами, что и выше. Структурированные задания не вызывают особых проблем на начальном этапе, однако такое положение не вечно. Цель задания переход от формального стиля к неофициальному, передача власти от фасилитатора к группе, а при этом снижается, а то и вовсе исчезает контроль фасилитатора над временем.

Единственный приемлемый способ контроля над временем это передать группе не только полномочия, но и обязанности следить за тем, чтобы задание с наибольшей эффективностью выполнялось в пределах отпущенного на него времени до того момента, пока фаси-литатор вновь не возьмет в свои руки контроль за временем. Однако последнее может быть предоставлено группе на постоянной основе, если группа достигла такого уровня зрелости и ответственности, что сама способна действовать эффективно.
Подготовка и проектирование
Хотя многие задания в программах, предусматривающих разнообразные познавательные задания и упражнения, возникают спонтанно или вызываются к жизни учащимися, это не значит, что нет необходимости уделять внимание подготовке таких заданий. Фактически, требуется обратное, а потому фасилитатор должен иметь в виду следующее:
1. Определить методы, которыми будут пользоваться.
2. Рассмотреть сколько раз и в каких пределах он (фасилитатор)
собирается вмешиваться в ход задания.
3. Определить и подготовить к применению структурированные
практические задания в начале и в конце курса обучения, час-
тично структурированные задания в другое время, а также
список "спонтанных" идей, которые можно предложить уча-
щимся в случае, если они будут искать поддержки.
4. Определить, каким образом будет осуществляться "управле-
ние" временем.
5. Принять решение по поводу методов наблюдения, таких как,
например, поведенческий анализ, и решить, в каких пределах
его использовать, если потребуется.


6. Принять решение о роли, которую необходимо исполнять, со-
храняя гибкость для того, чтобы легко приспосабливаться к ме-
няющимся обстоятельствам.
 
Так как вам доподлинно неизвестно, в какой форме будет развиваться курс обучения (эта область в большей мере оределяется учащимися), вам придется запастись большим арсеналом ресурсов, включая структурированные и частично структурированные задания, идеи по поводу "спонтанно" возникающих игр и заданий, инструменты для наблюдения, размышления и обратной связи. Те первичные структурированные задания, которые вы намереваетесь использовать в курсе обучения, не должны отпугивать учащихся, но быть Именно в той форме, которая позволила бы учащимся наилучшим образом проявлять свои взгляды и чувства, при условии, что учащихся осторожно направляют в том плане, чтобы обсуждение и обзор практических заданий проводились в соответствии с тем, как это делалось в первичных заданиях.


КАКИМ (КАКОЙ) Я ВИЖУ СЕБЯ
После соответствующих вводных сессий и презентации программы, было бы полезным попытаться получить больше личной информации об учащихся, помимо той, которая становится доступной в ходе традиционной вводной сессии. Никто не даст вам гарантии, что вам покажут глубину чувств и личностных восприятий, однако, согласно моему опыту, учащиеся любят поговорить о себе, а также приветствуют еще некоторые темы для разговора.
Данное задание вводится фасилитатором по мере развития деятельности группы, чтобы помочь членам группы лучше узнать друг друга и заложить основы взаимоотношений в группе.

  1. Подготовьте краткое описание в соответствии с образцом, представленным ниже.
  2. Дайте участникам время подумать о форме, завершить неоконченные утверждения и отрепетировать свои презентации.
  3. Если группа учащихся невелика по размеру (например, б человек), то они могут оставаться вместе; более крупную группу (например, 12 человек) следует разделить на две половины.
  4. В кругу своей группы учащиеся представляют свои ответы и объясняют, почему их ответы именно таковы. На учащихся не должно быть оказано никакого давления с целью заставить их выразить более глубокие чувства и мнения, чем те, которые они хотят показать. Их можно только поощрить.
  5. Вслед за презентациями фасилитатор может возглавить обсуждение задания, приглашая учащихся высказать свое мнение по поводу задавав-
  6.  

 
мых вопросов и того, что они ожидали услышать или сказать; что они думают по поводу сказанного ими или их товарищами; что бы они сделали по-другому, если бы задание повторилось; насколько, по их мнению, задание помогло развитию взаимоотношений в группе.
б. При использовании подгрупп второй фасилитатор по завершении презентации подгруппы может возглавить обсуждение в одной из групп, в то время как вы руководите другой. По окончании обзоров, проводимых в подгруппах, учащиеся могут снова собраться вместе для обсуждения общих опорныхточек обучения, выявленных в ходе задания.
КАК Я ВИЖУ СЕБЯ

  1. Дома я кажусь своей семье
  2. На работе я кажусь своим коллегам
  3. Я думаю, что мой начальник считает меня
  4. Когда окружающие говорят о тех, кому удается многого достичь, я бы сказал, что я

5. Моя самая большая потребность как менеджера/начальника
7 б. Я чувствую себя наиболее счастливым (-ой), когда

  1. Я чувствую себя наиболее одиноким (-ой), когда
  2. Больше всего в моей жизни меня разочаровывает
  3. В отношении искренности, открытости или признания людей, я
  1. В качестве члена группы я обычно
  2. Чувства (эмоции), которые мне легче всего выразить, это
  3. Чувства (эмоции), которые мне труднее всего выразить, это
  4. Мое первое впечатление от группы было
  5. Когда я получаю плохой отзыв о своих действиях или поведении, я ...
  6. Я пришел на этот курс, потому что
  7. Я надеюсь получить от этого курса

Задания, следующие за начальными структурированными с целью помочь самораскрытию личности и большей откровенности могут и в дальнейшем быть менее структурированными и формализованными, чья цель создание свободной, неформальной, открытой атмосферы учебного курса. На этом этапе обучения студенты склонны
 
в большей мере контролировать свое обучение и нести за него ответственность. Естественно, при первой возможности, даже в более формализованной части программы, имеет смысл передать ответственность учащимся, вначале, возможно, незаметно их направляя во время проведения обзоров и обсуждений наиболее эффективным способом.
Если на более поздних этапах обучения фасилитатора как основного источника информации просят предоставить практические задания для выполнения в группе, они должны быть минимально структурированными, т. е. быть представлены буквально в виде заглавий и кратких описаний, инструкций. В качестве примера подобной прак-тическо-познавательной деятельности группе может быть предложено подумать на тему "Где мы сейчас находимся?", используя всю имеющуюся информацию по их собственному усмотрению. Подобные упражнения для развития профессиональных навыков и прак-тическо-познавательных заданий могут включать предложение группе поразмышлять на тему "Управление поведением в процессе проведения коммерческих переговоров, требующих взаимных уступок и компромиссов.

Каким образом группа разрешит такую ситуацию и насколько она будет успешна?" Основная цель данного предложения повышение группой навыков работы в команде, когда требуется совместное принятие решений проблем, касающихся всей группы, совершенствование навыков управления поведением как индивидуальным, так и групповым и наглядное изучение моделей поведения, на которых можно учиться и совершенствоваться.
Кладовая ресурсов
Я предложил бы всем фасилитаторам сделать так, чтобы со временем их роль становилась менее заметной, и во время ввода в курс практических познавательных упражнений, и в любых других заданиях, поддерживающих атмосферу практически познавательного обучения. Различные задания на начальном этапе настраивают группу на совместное обучение в процессе совместного выполнения более или менее структурированных заданий, наиболее привлекательных для совместного творчества, и далее, продвигаться сквозь все менее структурированные задания к такому положению, где главным является учащийся.



Содержание раздела