Вот, например, вопросы, которые могут встречаться на листах флипчарта:
Моя самая любимая часть курса это...
Моя самая нелюбимая часть курса это...
Часть курса, которую я терпеть не мог (не могла), это...
Курс прошел бы для меня лучше/был бы более подходящим/ доставил бы мне больше удовольствия, если бы...
Если бы мне пришлось начать этот курс заново, я бы...
Если бы мне пришлось начать этот курс заново, я бы не...
При первом посещении курса, я почувствовал (а)...
Я бы тогда почувствовал (а) себя лучше, если бы...
То, что я ощущаю в настоящий момент, в общих чертах можно выразить как... То, что я чувствую в настоящий момент в отношении курса, это...
Самое главное, чему я научился, это...
То, чему я научился во время тренинга и что я применяю в работе, это...
Возможно, у вас будет желание поэкспериментировать с вопросами и типами вопросов, которые вы хотите использовать в отношении вашей особой программы тренинга, вплоть до того, что останется только два листа, из которых один будет озаглавлен "Положительные замечания о программе", а другой "Отрицательные (или менее одобрительные) замечания о программе", либо несколько листов, между этим и приведенным выше списком.
Завершение Планирование действия
Существует бесчисленное множество способов завершения обучающей программы, непохожих на простое "Спасибо и до свидания!". Самым лучшим из них будет тот, при котором остается убеждение, что завершение курса обучения не означает завершения самого обучения и учащиеся, возвращаясь к своей работе, продолжают развиваться и совершенствоваться. Самой простой формой завершения курса обучения может быть так называемый план действий, который учащиеся заполняют по завершении курса, берут с собой на работу, обсуждают с руководством, а затем осуществляют. Просто сказать труднее сделать.
Роль тренера состоит в том, чтобы начать работу и вдохновить учащихся продолжать ее, а также поддерживать связь с практикующими менеджерами, чтобы обеспечить соответствие игровых ролей реальности.
Сложность плана действий зависит от вашего желания и желаний ваших учащихся, однако следует забыть о принципе "чем проще, тем выполнимее". Составление любого плана действий включает следующие элементы:
Несмотря на простоту, данные элементы обладают достаточной емкостью, чтобы обеспечить успешное применение полученных знаний на практике, а решение о том, какие подробности включать делают сами учащиеся. Ниже изображен типичный образец плана действий.
Планируемое действие |
Когда |
Как я это сделаю? |
Действие 1 Действие 2 Действие 3 |
Вы можете предложить учащимся запланировать не более трех или четырех действий, хотя бы таких, которые можно выполнить немедленно. Если взять большее количество, это отпугнет учащихся, когда, вернувшись к работе, они подумают о выполнении.
Прочие завершающие мероприятия
Главная ловушка, в которую вы можете угодить по окончании программы, особенно очень успешной, попытка продолжить программу. После того как были охвачены все аспекты обучения, состоялось планирование дальнейших действий и были приняты меры по закреплению пройденного материала, учащиеся, как правило, хотят уйти, в каком бы эмоциональном состоянии они не пребывали. Иногда, однако, эти эмоции слишком сильны, и учащимся нужна помощь, чтобы вернуться в нормальное состояние.
Обычно это происходит в конце раздела, изучающего поведение, при котором складываются взаимоотношения и поощряется открытое проявление чувств.
Один из методов, помогающих дать волю чувствам, это применение вариантов обсуждения при помощи листов флипчарта, ранее уже упомянутого, только с более общими вопросами и утверждениями. Подобные утверждения могут включать:
Если бы мне пришлось именовать курс по названию животного, птицы, насекомого, рептилии, рыбы и т. д., я бы назвал...
Если бы этот курс был книгой, пьесой или фильмом, он бы носил название...
Создание команд и повышение квалификации
Серьезное внимание в организациях уделяется построению команд, и лидеру команды предоставляется большое количество возможностей в организации мероприятий по развитию команд, либо во время коротких перерывов в работе, либо более продолжительно во время "дней здоровья". Под последним обычно подразумеваются различные учебные мероприятия на воздухе, но и менее интенсивные практические занятия подобного типа могут проводиться лидером группы либо в помещении, либо на открытом воздухе.
Подвижные игры на открытом воздухе в помощь развитию навыков работы в команде
В качестве подобной игры, требующей минимального физического действия (в противоположность многим играм такого типа, которыми насыщены тренинги вне аудитории), я бы порекомендовал одну, которую я считаю не только ценной, но также побуждающей к творчеству и доставляющей удовольствие. Существует множество вариантов этой игры, однако основа ее лежит в построении башни из конструктора "Лего".
Если в игре принимает участие одна команда, ее следует разделить на несколько меньших команд, если имеется несколько команд, они соревнуются друг с другом. Цель каждой команды как можно быстрее и лучше построить кран, способный поднимать тяжелые предметы (предметы могут быть любые, например двухлитровая бутыль лимонада или другого напитка, полбутылки виски, помещенной во взвешенный контейнер неправильной формы, и т. д.). Каждой команде предоставляются соответствующие материалы (тонкие палочки, садовый камыш, детали конструктора "Лего", трос, клейкая лента и т. д.) и для каждой команды назначается лидер (и, по возможности, наблюдатель). Лидер команды проходит краткий инструктаж по поводу того, что нужно сделать: построить кран, который поднимет предмет. Команда-победитель определяется из суммы следующих критериев: скорость подъема, высота подъемника, вес подъемника и любой другой дополнительный вес, применение материалов (всех или некоторых из предоставленных), а также насколько полно были выполнены поставленные задачи.
До того как команды приступят непосредственно к строительству, им предоставляется время на планирование своего задания, включая цели и критерии оценки. В это время команды могут потренироваться в самом строительстве, однако они получат "груз" не ранее, чем за пять минут до демонстрации результата.
Как в случае с другими практическими заданиями, за игрой следует обсуждение, в которой основное внимание концентрируется на умении участников работать в команде, эффективности лидера команды, использовании моделей поведения, применении навыков и опыта, планировании задач и т.