Если образуется пауза, напомните участникам о "правиле", согласно которому они могут взять тайм-аут, чтобы самим по возможности разобраться с проблемами процесса.
Примите меры, чтобы собеседование-взаимодействие вовремя прекратилось, или определите, сколько еще времени необходимо каждой из подгрупп, и допускается ли предоставление дополнительного времени в рамках ограниченного времени, отпущенного на программу. Иногда, по завершении отпущенного времени, даже если игра-взаимодействие не завершена полностью, возможно, она уже затронула все опорные точки процесса. В этом случае вы можете прекратить игру, объяснив участникам, почему вы должны это сделать. Главная цель практического задания это сам процесс, а не выполнение задания, хотя было бы замечательно, если бы удалось и то и другое.
Позвольте участникам выйти за пределы их ролей. Если участники порнастоящему проникаются духом взаимодействия, они просто "(вживаются" в данные им роли и даже пребывают в них и после Завершения игры. Следует дать им время прийти в себя после мероприятия, насыщенного эмоциями и, возможно, стрессами, и подготовиться к конструктивному, рациональному обзору. Как Предлагалось выше, это может быть достигнуто, если учащихся снабдить инструментом, помогающим им воспроизводить их реакции, мысли, воспоминания и так далее, в готовом для обзора виде. Это время для размышления также служит вспомогательным инструментом, способствующим выходу участников из ролей задания и возвращению их в роль учащихся.
10. Иногда и г pa-взаимодействие завершается негативными эмоциями и стрессами участников. Даже применение "инструмента размышления" не всегда способно поднять их дух, а потому приходится прибегать к другим методикам. Некоторые из них представляют собой специальные упражнения по снятию стресса, как, например:
предложите учащимся написать на листке бумаги, что именно их расстроило, затем прочесть написанное вслух, скомкать лиргок бумаги и выбросить прочь;
просто (скажите, что игра окончена, и предложите немного прогуляться; простое физическое действие в виде маленькой про)гулки часто помогает ослабить стресс;
проведите обзор в другом помещении, например в комнате собеседований, которой пользовалась другая пара участников; 1
4) дайте им пустые картонные коробки и предложите попрыгать на них и сломать их: это физическое упражнение либо поможет им избавиться от стресса, либо заставит их почувствовать, что они делают какую-то глупость, отчего их стресс также улетучится.
Проведите обзор игры-взаимодействия. План проведения этой части задания должен быть вами составлен еще во время подготовки самого задания. В зависимости от того, каким образом запланированное действие проходило на практике, участники втягиваются в обзор и обсуждение, отвечая тренеру, управляющему процессом, либо наблюдателям, если им переданы соответствующие функции и полномочия. В последнем случае необходимо, чтобы наблюдатели были соответствующим образом проинструктированы и заранее обучены проведению обзора. По окончании периода проведения обзора в подгруппах, участники могут снова собраться все вместе для проведения пленарной сессии и обсуждения ключевых вопросов и проблем, с которыми они столкнулись во всех заданиях-взаимодействиях.
Если игра-взаимодействие записывается на видео, запись следует использовать во время проведения обзора, обсуждая и другие варианты ситуации.
Если обзор проводится в присутствии только единственной пары участников интервьюера и соискателя, отдельные эпизоды видеозаписи следует использовать со словесными комментариями по поводу наблюдаемых происшествий, моделей поведения и реакций участников, причем тренеру следует иметь в виду, что такой обзор займет больше времени, чем простой словесный обзор.
Можно воспользоваться другим методом, при котором подгруппам до начала обзора либо общего пленарного, либо "камерного", со своим наблюдателем, предлагается просмотреть видеозапись полностью.
Можно провести словесный обзор, предложив, однако, участникам в течение вечера воспользоваться имеющимся видеоматериалом, зафиксировавшим развитие их взаимодействий, а также оборудованием для просмотра, такое предложение
(бенно пенно при недостатке времени, хотя и может выз-
вать некоторое недовольство учащихся, так как на просмотр им придется затратить личное время. 4) При проведении попарных собеседований одного за другим, в присутствии полной группы наблюдателей, участникам предыдущей игры-взаимодействия можно разрешить не присутствовать на следующей игре, а вместо этого просмотреть в другой аудитории видеозапись их собственной игры. Необходимо, чтобы этот просмотр навел на соответствующие выводы, которые прозвучат на общем пленарном заседании в присутствии участников, определивших важные элементы и методы практического задания.
13. Завершающей стадией задания, следующей за обзором и обсуждением любого рода, является соотнесение процесса игры-взаимодействия с уроками, усвоенными в "практической рабочей обстановке реальной жизни". Необходимо поощрять учащихся говорить о том, как изменилась их реальная практическая деятельность после соответствующего тренинга.
Эту стадию необходимо увязать с завершающим этапом обзора при определении наиболее важных опорных точек обучения, с соответствующей записью на флипчарте, к которой добавляются комментарии-отзывы из "реальной практики жизни".
Основные правила проведения обсуждения
Я предлагаю вашему вниманию некоторые основные правила проведения обзора и обсуждения, которые помогут вам сделать соответствующие сессии наиболее эффективными.
Дайте как можно больше положительных отзывов, например: "То-то и то-то было эффективным решением" или "Продолжайте делать то-то и то-то".
Вносите предложения, но ничего не навязывайте. Вместо: "Поступайте таким-то образом и у вас получится лучше", гораздо более приемлемым и конструктивным предложением будет: "Вы можете попробовать то-то и то-то. Я был свидетелем того, как Э1 помогло многим людям в подобной ситуации".
Не допускайте негативных отзывов. Вместо того чтобы сказать: "Это так не делается", посоветуйте: "Не хотите ли попробовать это сделать так-то и так-то?"
Дайте свой отзыв как можно скорее по завершении задания чем больше разрыв, тем менее эффективен ваш отзыв. Вам следует внимательно отнестись к этому аспекту, когда вы пользуетесь видеоматериалами в качестве инструментов, сопровождающих отзыв.
Во время отзыва делайте акцент на вашем мнении, а не на мнении других, например: "Я видел, что вы делали то-то и то-то", а не "Наблюдатели/группа, видели, что вы..."
Больше оперируйте фактами, чем выносите суждения комментируйте увиденное, а не ваше собственное видение происшедшего; дайте учащимся самим предоставить толкование происшедшего, после того как вы изложите наблюдаемую вами ситуацию.
В отзыве, как правило, участвуют либо два человека, либо группы, где один высказывает мнение, а другой слушает. Так как слушать иногда бывает трудно, я хотел бы предложить несколько основных правил.
Слушайте отзыв активно, а не пассивно, тогда вы действительно услышите другого.
Слушайте внимательно; так вы сможете уловить нюансы, которые скажут вам больше, чем прямые слова.
Не пытайтесь обороняться помните, что большинству людей нравится высказывать свое мнение и они это делают с убеждением (иногда неосознанным), что они вам помогают.
Не пытайтесь представить свои поступки и поведение в рациональном свете, чтобы избежать отзыва тех, кто, возможно, видел действительный результат ваших действий и поступков.
Будьте открыты. ,
Помните о том, что отзыв представляет собой мнение только одного человека, а потому поинтересуйтесь, также мнением других, чтобы уравновесить полученное.
Проверьте, насколько хорошо и правильно вы поняли то, что было вам сказано, задав вопросы предоставившему отзыв.
Получив отзыв, возьмите тайм-аут (хотя бы на небольшой срок) и проанализируйте точность и важность сказанного.
Принимая отзыв, подумайте, как вы можете использовать его для того, чтобы стать лучше.
Тройственный метод
Триады и тройственный метод, применяемые при проведении собеседований и наблюдения, ранее уже неоднократно упоминались. Помимо группы из трех человек этот термин имеет также и особое значение для обучения проведению собеседований (интервью). Тройственный метод включает следующие этапы.
1. Разделите группу учащихся на подгруппы из трех человек.
2. Обозначьте членов каждой подгруппы А, В и С.
3. Попросите, чтобы А в первом собеседовании взял на себя роль
интервьюера, В роль соискателя и С наблюдателя. Во вто-
ром интервью С становится интервьюером, А соискателем и
В наблюдателем. В третьем собеседовании В становится ин-
тервьюером, С соискателем и А наблюдателем. Таким об-
разом у всех трех участников будет возможность попробовать
все три роли в пределах одной подгруппы.
4. Подготовьте соответствующие краткие описания-инструкции к
заданию и выделите время для того, чтобы учащиеся могли
ознакомиться с содержанием этих инструкций до начала первого
взаимодействия.