Минимально краткое взаимодействие


Я воспользовался этим методом во время проведения тренинга по принятию решения о повышении сотрудника, где в качестве интервьюеров я вместо учащихся пригласил людей, которые часто посещали такие "линейные" собеседования" или которым это предстояло в ближайшем будущем. В последнем случае тренинг помогает им в практике прохождения собеседований. Выстраивать подобные ситуации в отношении других игр с двумя участниками, например консультирование, разбирательство жалоб и т. д., вещь гораздо более трудная, а потому "искусственная" игра будет, вероятно, лучшим из того, что можно придумать в этом плане.

Существует реальная опасность в использовании "настоящих" менеджеров в качестве интервьюеров, в том смысле, что практика может стать слишком близкой к жизни, т. е. слишком насыщенной эмоциями и неодобрительными комментариями интервьюера, а в результате соискатель может пострадать. Естественно, в таких случаях отбор соискателей должен вестись очень тщательно, а интервьюеров необходимо хорошо инструктировать.
 
 
Типы игр и практических заданий-ситуаций с двумя участниками
Многообразие игр и практических заданий для двоих участников может быть включено в учебные программы с применением:

  • полностью искусственных ролевых ситуаций;
  • реальных ситуаций, происшедших с реальными людьми и воспроизведенных для обучающих программ;
  • искусственных ролевых ситуаций, основанных на реальных событиях, адаптированных к тренингу для большего соответствия целям программы обучения.

Несмотря на то что описание не всегда дает истинное представление о лучших практических достижениях, во многих аспектах искусственное задание дает наилучшие возможности обучения. Ситуацию и роли можно построить таким образом, чтобы использовать все возможности для применения полученных знаний и навыков, что не всегда возможно в реальных жизненных ситуациях. Возможное критичное отношение со стороны учащихся основано на "искусственности", и это может быть использовано и используется учащимися в качестве оправдания не самого блестящего исполнения.

Если учащимся можно представить ситуацию как взятую из реальной жизни, то они проявят большую готовность ее принять.
Так же как во многих случаях с изучением практических навыков, наилучший результат достигается в программе, предлагающей благоприятные условия для отработки на практике только что полученных знаний. В определенное время учащемуся придется встретиться с реальным человеком и его реальными проблемами, и если существует возможность попрактиковаться в безопасной обстановке, и желательно не один раз, то первое настоящее собеседование не вызовет шока, что могло бы случиться при отсутствии "репетиции". Соответственно тренинг, включающий практические задания для двоих участников, может предложить:

  • практическую отработку изученных навыков в безопасной или защищенной обстановке;
  • репетицию дополнительных, углубленных или других навыков;
  • исследование поведения, поступков и ситуаций, отличающихся от норм и предпочтений учащегося;
  • репетиция приближающегося реального события.
  •  

 
Минимально краткое взаимодействие


Многие ситуации, где взаимодействуют двое участников, достаточно сложны как бы там ни было, но жизнь именно такова, а потому необходимо краткое описание задания, дающее достаточное количество информации для применения ее во время взаимодействия участников в игре. Следует заметить, что подробные описания не всегда необходимы и желательны, особенно там, где группа учащихся уже находится на этапе зрелости, жаждет рисковать и экспериментировать. Для таких ситуаций достаточно минимальных описаний, в которых просто дается состояние ситуации, а участникам предоставляется возможность поступать так, как они считают нужным, держа в уме обучение взаимодействию, предваряющее программу на данном этапе.
Особую опасность таит в себе тот факт, что учащиеся используют практическое задание для возможности блеснуть своим мастерством действовать и перегибают палку в отношении ситуации. Структурированные описания требуют минимальных действий и свободы "качения"; описания с минимумом информации фактически поддерживают такие тенденции. До того как учащиеся начнут взаимодействовать, необходимо предупредить их об этой опасности и пожелать им вести себя как можно более естественно.


Примером ситуации взаимодействия, где возможно использование минимума описания, может послужить ситуация, когда один из участников обращается с жалобой в магазин, где он недавно что-то приобрел; другой участник играет роль заведующего магазином, которого пригласили разобраться с жалобой, причем в тот же самый день накануне у него был неприятный разговор с региональным менеджером о том, что филиалы слишком легко соглашаются с жалобами.
Сопричастность
Для достижения наилучшего результата обучения необходимо, чтобы каждому участнику группы была предоставлена возможность участия в практических заданиях и играх с двумя участниками; учащиеся не должны быть ограничены одним практическим заданием для одной ситуации. Последнее часто происходит в программах, где за очень ограниченное время необходимо рассмотреть множество случаев взаимодействия людей, либо в программах с жесткими временными рамками. Однако компромисс всегда возможен.
 
Наиболее эффективный способ применения практического задания с двумя участниками это организовать единовременную практику в группе одной и той же ситуации для всех. Например, если речь идет о собеседовании дисциплинарном взыскании, которое отрабатывается на практике в программе обучения, охватывая широкий спектр ситуаций-собеседований, следуя за лекционным материалом и, возможно, структурированными практическими заданиями для группы, имеется возможность в соответствующей форме провести хотя бы одно практическое занятие для всех членов группы. Наиболее эффективным способом для этого будет "триадный" метод, который подробно описан в настоящей главе.
Разумеется, при одновременном проведении нескольких практических занятий-собеседований тренер не может постоянно находиться в одной из групп. Если тренер ощущает необходимость своего присутствия, практическое занятие следует ограничить таким образом, что в какой-либо момент времени взаимодействует только одна пара участников, с тем чтобы тренер сразу мог дать свой отзыв. Это очень дорогой способ в плане времени, обычно отпущенного на программу, и потерь времени можно избежать, если задействовать самих учащихся в качестве наблюдателей и докладчиков. Ограниченный подход также означает, что при отсутствии времени учащиеся имеют возможность отработать на практике только один тип собеседования. Однако если это единственно возможный подход, необходимо при подготовке программы предусмотреть и включить в программу множественные примеры, чтобы обеспечить возможность практических занятий каждому учащемуся.

Имеет смысл изготовить матрицу, сопоставив учащихся и возможности прохождения ими практики в интересах обеспечения их участия и избежания дублирований или упущений.
Время
Планирование времени включает два аспекта: на каком этапе по времени поместить практические задания взаимодействие двух участников и сколько времени следует выделить для них. Независимо от специально организуемых репетиций, как описывалось выше, подобные практические задания обычно следуют за лекциями и другими мероприятиями, относящимися к знаниям и навыкам, о которых идет речь. За лекциями, описывающими методы и технологии, могут следовать простые собеседования для отработки и закрепления таких навыков, как искусство за-
 
давать вопросы, слушать и т. д. Затем могут идти и сами практические задания, где рассматривается взаимодействие двух людей. Время, отпущенное на первые два мероприятия, зависит от количества учебного материала, подлежащего изучению, а время, выделяемое на само практическое задание-собеседование с двумя участниками, зависит от сложности ситуации. В практических целях для избежания планирования на практическое занятие слишком большого количества времени, а также для полного вовлечения учащихся в процесс, обычно предлагается выделять на собеседования-взаимодействия с двумя участниками время в объеме 20 минут. Учащихся можно заранее предупредить о том, что на собеседование отводится 20 минут, или собеседование можно остановить по истечении 20 минут (нежелательное действие), либо можно проявить некоторую гибкость, чтобы собеседование, хоть на него и отпущено только 20 минут, могло бы продлиться на 5 или 10 минут дольше.

Большего времени на это, как правило, не требуется, и помните, что давая больше времени, чем запланировано, вы можете нанести ущерб учебному плану на оставшуюся часть программы.
Планирование и проектирование
Для собеседований-взаимодействий двух участников необходимо такое же тщательное планирование, как для всех прочих практических заданий и мероприятий программы, так как подобные задания может быть сложно получить, создать, провести и обсудить. Вашему вниманию предлагается возможная структура в помощь вашей подготовке.
1. Подумайте, является ли собеседование-взаимодействие двух
участников необходимой, желательной или важной частью про-



Содержание раздела