Я воспользовался этим методом во время проведения тренинга по принятию решения о повышении сотрудника, где в качестве интервьюеров я вместо учащихся пригласил людей, которые часто посещали такие "линейные" собеседования" или которым это предстояло в ближайшем будущем. В последнем случае тренинг помогает им в практике прохождения собеседований. Выстраивать подобные ситуации в отношении других игр с двумя участниками, например консультирование, разбирательство жалоб и т. д., вещь гораздо более трудная, а потому "искусственная" игра будет, вероятно, лучшим из того, что можно придумать в этом плане.
Существует реальная опасность в использовании "настоящих" менеджеров в качестве интервьюеров, в том смысле, что практика может стать слишком близкой к жизни, т. е. слишком насыщенной эмоциями и неодобрительными комментариями интервьюера, а в результате соискатель может пострадать. Естественно, в таких случаях отбор соискателей должен вестись очень тщательно, а интервьюеров необходимо хорошо инструктировать.
Типы игр и практических заданий-ситуаций с двумя участниками
Многообразие игр и практических заданий для двоих участников может быть включено в учебные программы с применением:
Несмотря на то что описание не всегда дает истинное представление о лучших практических достижениях, во многих аспектах искусственное задание дает наилучшие возможности обучения. Ситуацию и роли можно построить таким образом, чтобы использовать все возможности для применения полученных знаний и навыков, что не всегда возможно в реальных жизненных ситуациях. Возможное критичное отношение со стороны учащихся основано на "искусственности", и это может быть использовано и используется учащимися в качестве оправдания не самого блестящего исполнения.
Если учащимся можно представить ситуацию как взятую из реальной жизни, то они проявят большую готовность ее принять.
Так же как во многих случаях с изучением практических навыков, наилучший результат достигается в программе, предлагающей благоприятные условия для отработки на практике только что полученных знаний. В определенное время учащемуся придется встретиться с реальным человеком и его реальными проблемами, и если существует возможность попрактиковаться в безопасной обстановке, и желательно не один раз, то первое настоящее собеседование не вызовет шока, что могло бы случиться при отсутствии "репетиции". Соответственно тренинг, включающий практические задания для двоих участников, может предложить:
Минимально краткое взаимодействие
Имеет смысл изготовить матрицу, сопоставив учащихся и возможности прохождения ими практики в интересах обеспечения их участия и избежания дублирований или упущений.
Время
Планирование времени включает два аспекта: на каком этапе по времени поместить практические задания взаимодействие двух участников и сколько времени следует выделить для них. Независимо от специально организуемых репетиций, как описывалось выше, подобные практические задания обычно следуют за лекциями и другими мероприятиями, относящимися к знаниям и навыкам, о которых идет речь. За лекциями, описывающими методы и технологии, могут следовать простые собеседования для отработки и закрепления таких навыков, как искусство за-
давать вопросы, слушать и т. д. Затем могут идти и сами практические задания, где рассматривается взаимодействие двух людей. Время, отпущенное на первые два мероприятия, зависит от количества учебного материала, подлежащего изучению, а время, выделяемое на само практическое задание-собеседование с двумя участниками, зависит от сложности ситуации. В практических целях для избежания планирования на практическое занятие слишком большого количества времени, а также для полного вовлечения учащихся в процесс, обычно предлагается выделять на собеседования-взаимодействия с двумя участниками время в объеме 20 минут. Учащихся можно заранее предупредить о том, что на собеседование отводится 20 минут, или собеседование можно остановить по истечении 20 минут (нежелательное действие), либо можно проявить некоторую гибкость, чтобы собеседование, хоть на него и отпущено только 20 минут, могло бы продлиться на 5 или 10 минут дольше.
Большего времени на это, как правило, не требуется, и помните, что давая больше времени, чем запланировано, вы можете нанести ущерб учебному плану на оставшуюся часть программы.
Планирование и проектирование
Для собеседований-взаимодействий двух участников необходимо такое же тщательное планирование, как для всех прочих практических заданий и мероприятий программы, так как подобные задания может быть сложно получить, создать, провести и обсудить. Вашему вниманию предлагается возможная структура в помощь вашей подготовке.
1. Подумайте, является ли собеседование-взаимодействие двух
участников необходимой, желательной или важной частью про-