Правила проведения игры-собеседования


граммы обучения; если да, принимайте положительное реше-
ние о включении его в курс.
 
2. Определите цели взаимодействия. Обычно это обучающие мо-
менты во взаимодействии особого типа, например структура и
методы собеседования дисциплинарного взыскания и так да-
лее. Эти цели должны быть как можно более конкретными и лег-
ко определяемыми в содержании соответствующего лекционно-
го материала.
3. Определите и обеспечьте в программе задания-собеседования
с двумя участниками. У многих тренеров и во многих тренер-
ских методических отделах подобные задания имеются в гото-
вом виде, обычно адаптированные к потребностям их органи-
 
зации. При необходимости этот материал может быть изменен в соответствии с изменениями в процедурах, практике и восприятии. Здесь, однако, придется иметь дело с изобилием опубликованных коллекций материалов заданий-собеседований с двумя участниками, где некоторые задания охватывают широкий спектр взаимодействий, другие сосредоточены на взаимодействиях особого типа.

Эти опубликованные задания не всегда относятся именно к вашей организации, но большинство из них обычно можно легко адаптировать.

  1. Подготовьте краткое описание общей ситуации и отдельные описания для интервьюера и соискателя, а также, возможно, сводное описание для наблюдателя. Конечно, легко сказать: "Подготовьте краткое описание", а выполнить совсем не так просто. Если описание будет слишком длинным, у учащихся возникнут проблемы с усвоением материала, сколько бы времени вы ни давали им на подготовку; соответственно взаимодействие во время игры-собеседования может потерпеть неудачу, или же учащиеся, недостаточно успешно справившиеся с заданием, могут использовать это как оправдание своей неудачи. Если описание слишком краткое, существенная информация может быть упущена и соответственно взаимодействие может пострадать. Когда вы строите модель взаимодействия двух людей с "нуля", вам следует опробовать краткие описания задания в дружественном кругу коллег, но не тренеров, так как они будут рассматривать описания заданий с точки зрения, отличной от псевдоучащихся. Необходимо также предоставить инструмент наблюдения для наблюдателей, и им также будет дано время в начале игры, необходимое для того, чтобы ознакомиться с содержанием задания. Этот инструмент может быть более сложным, чем для групповых заданий, так как наблюдателям придется сосредоточиться на двух участниках, а фактически на одном в одно время. Различные инструменты обсуждались в главе 5.
  2. В дополнение к описаниям специфических ролей участникам было бы полезно предоставить список правил проведения игр-взаимодействий двух участников. Если в программе предусматривается серия практических игр-взаимодействий, этот материал может быть выдан участникам в начале программы для отслеживания по мере прохождения курса. Пример таких правил представлен ниже.
  3.  

 
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ-СОБЕСЕДОВАНИЯ, ТРЕБУЮЩЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДВУХ УЧАСТНИКОВ


  1. Внимательно ознакомьтесь с кратким описанием, которое вы получили, у вас будет достаточно времени, чтобы прочитать его и запомнить всю информацию, необходимую для эффективного выполнения вами вашей роли. Взаимодействие будет полным, если вы полностью и с максимальной естественностью войдете в роль, больше не заглядывая в краткое описание.
  2. Полностью используйте отведенное вам время и делайте свои пометки на листе с кратким описанием. Если какие-либо части краткого описания вам непонятны, немедленно задайте тренеру вопрос. В кратком описании содержится вся информация, необходимая вам, чтобы принять участие в собеседовании, хотя подробности представлены в минимальном объеме в целях избежания "перенасыщения".
  3. Читая краткое описание, попытайтесь себя представить в этой ситуации, как бы вы действовали или отвечали на действие, помня о тех методах, которые вы изучили в отношении данного типа взаимодействия. Примите предварительные решения о том, что бы вы сделали, но помните о необходимости для вас сохранять гибкость в пределах своей роли по мере развития взаимодействия.
  4. Взаимодействуя с другим участником, будьте сами собой, насколько это возможно в пределах вашей роли, за исключением особых ситуаций, когда вас могут попросить вести себя другим образом. Не относитесь к данному мероприятию как к возможности действовать если вы попытаетесь это сделать в настоящем собеседовании, у вас возникнут проблемы! Эта роль дает вам возможность применить имеющиеся у вас знания или изученные вами навыки, и вы можете обратиться к вашему прежнему опыту, чтобы он вам помог в данном задании.
  5. Следуйте краткому описанию. Не "изобретайте" других фактов, кроме естественных в данных обстоятельствах. Возможно, иногда вам придется это делать, чтобы пополнить информацию краткого описания, однако эти "вкрапления" должны быть естественными и органичными характеру описания.
  6. По возможности как можно больше следуйте моментам обучения, относящимся к ситуации данного типа. Это возможность для вас отработать данные навыки в "безопасной" среде программы обучения, прежде чем вам придется иметь с этим дело в реальности. В вашей организации могут быть правила и процедуры, отличающиеся от тех, которым вы предполагаете следовать: выясните этот вопрос с тренером до начала взаимодействия.
  7. Не паникуйте, если вы сбились с мысли. Такие взаимодействия могут вызывать стресс. Если вы не знаете, какой задать вопрос или какой дать ответ, если вы в полном замешательстве, не бойтесь попросить перерыва, чтобы собраться с мыслями и вернуться в нужное русло. Часто, для того чтобы привести мысли в порядок и продолжать собеседование, требуется всего лишь минута или около того.
  8.  
<

p>  
Применение
Метод проведения игры-взаимодействия двух участников

  1. Определите пары или другие мини-группы и определите места взаимодействия для них.
  2. Предоставьте информацию о том, как будут проходить взаимодействия, как за ними будут вестись наблюдения и каким образом их будут обсуждать; как предлагалось ранее, старайтесь избегать выражений типа "ролевая игра", а лучше скажите "взаимодействие", "собеседование", "встреча" или "практика" в зависимости от ситуации.
  3. Убедитесь в том, что учащиеся ясно понимают правила, перечисленные в списке "правил", полученном ими.
  4. Подготовьте краткие описания-инструкции к заданию и инструменты наблюдателя. Предоставьте всем участникам достаточно времени, чтобы прочитать и осознать информацию и войти в соответствующие роли. Необходимо, чтобы и интервьюер, и соискатель посвятили планированию часть этого времени. В собеседовании главное это сохранять гибкость даже в самой натянутой обстановке практического тренинга. Однако вы можете сохранять гибкость только если у вас есть основа, на которой вы строите взаимоотношения. Краткое описание задания дает основную информацию по сценарию, а участникам предоставляется самим решать, каким образом увязать эту информацию с "живой" практикой в ходе развития взаимодействий. Предложите интервьюеру, чтобы он, ознакомившись с кратким описанием задания, сделал следующее:
  1. рассмотрел варианты подходов к развитию взаимоотношений;
  2. рассмотрел возможные варианты решений очевидной проблемы, не зацикливаясь на одном решении и сознавая, что им может не быть доступна вся полнота информации;
  3. решил, каким образом следует начать строить взаимоотношения: при помощи утверждения, вопроса, предложения соискателю изложить суть вопроса и т. д.;
  4. письменно изложил то вступление, которое ему самому нравится: начало любого действия это наиболее сложный этап,
  5.  

 
на котором присутствует определенная натянутость, и это-му можно помочь, если заблаговременно подготовиться; 5) построил своеобразный план, отражающий тс", каким бы он хотел видеть развитие собеседования, ни на минуту не забывая о необходимости сохранения полной гибкости, зависящей от важности замечаний и ответов соискателя.
Предложите соискателю (просителю) проделать тг.кое же предварительное планирование:
1) прорепетировать возможное начало игры в зависимости от
того, какой подход может быть избран интервьюером; это на-
чало может быть кратким, но емким изложением проблемы
в той степени, насколько соискатель (проситель) хочет ее по-
казать;
2) принять решение, каким образом он собирается отвечать ин-
тервьюеру: совершенно откровенно; откровенно, но не пол-
ностью, пока его не начнут "прощупывать"; с купо, с нежела-
нием предоставлять информацию, и т. д.;
3) рассмотреть несколько вариантов решения проблемы, сохра-
няя готовность к обсуждению этих решений с интервьюером;
4) рассмотреть границы "отступления", за пределы которых со-
искатель не выйдет.

  1. Напомните учащимся, что не существует "правильного ответа" на ситуацию, но цель обучения состоит в том, чтобы дать учащимся попрактиковать соответствующие навыки или получить новый для них опыт или попробовать другие м етоды.
  2. Напомните участникам о том, сколько времени им отпущено на практическое мероприятие, вместо того чтобы заявить: "У вас осталось 20 минут".
  3. Направляйте взаимодействие. Вы принимаете решение по поводу вашей роли, в зависимости от количества по дгрупп, но основным для вас ограничением является то, что вы не должны вмешиваться в собеседование, кроме ситуации, когда все идет из рук вон плохо, и особенно если участники настаивают на вашем вмешательстве.


Содержание раздела