Плоские организационные структуры


Надо стремиться к тому, чтобы ступеней управления было минимальное число. Ступень управления это распределение полномочий в организационной структуре.

Звенья это обособленные подразделения аппарата управления или отдельные исполнители функций. Организационная структура представляет собой одну из важнейших частей организации управления, а ее характеристика оказывает непосредственное влияние на свойства и эффективность системы управления, и в конечном счете на эффективность производства. При формировании оргструктур огромное значение имеет определение оптимальных соотношений централизации и децентрализации управления.

Необходимо принимать во внимание и то, что четкое и слаженное взаимодействие исполнителей обеспечивается также тем, что каждый из них должен получать указания по поводу выполняемой работы только от одного лица.

45. "Плоские" организационные структуры: преимущества и недостатки.

Единство системы управления достигается взаимодействием вертикальных и горизонтальных управленческих организационных связей и отношений.
"Плоские" организационные структуры количество уровней минимально. Один из принципов управления гласит: надо стремиться к тому, чтобы число ступеней управления было минимальным.

Известно, что при передаче информации от одного элемента к другому наименьшие искажения и максимальная скорость достигаются лишь при прямой, непосредственной связи. Введение в структуру промежуточных элементов снижает скорость передачи и увеличивает искажение информации. Но в тоже время есть норма управляемости, т.е. количество работников или подразделений аппарата управления, деятельность которых может эффективно координировать один человек 4-9 человек.

Кроме того, руководитель должен быть "универсальным", т.е. разбираться во всех вопросах, что в настоящее время просто невозможно.
"Плоские" оргструктуры используются чаще всего там, где необходима постоянная координация, а это, как правило, временные структуры.


46. "Вертикальные" организационные структуры: преимущества и недостатки.

"Вертикальные" организационные структуры большое количество уровней управления ( может доходить до 15 и более). Таким образом, в системе управления создается иерархия подчиненности и ответственности.
Преимущества: в максимальной степени реализуется принцип единоначалия и, следовательно, персональной ответственности каждого исполнителя за порученное дело и за результат работы своих подчиненных, исключается дублирование полномочий и противоречивость команд, максимальная разгрузка руководителей, дает большую возможность для продвижения по службе.
Недостатки: усложняется контроль за выполнением команд, увеличивается срок принятия решений, перегружаются информационные каналы, структура способствует увеличению численности аппарата управления, снижается оперативность управления.



47. Оргпроектирование систем управления: понятие и содержание.




Методологической основой построения оргструктуры управления является ее соответствие уровню и характеру развития производительных сил. Взаимосвязь производительных сил и оргструктуры управления опосредуется производственными отношениями, определяющими структуру производства и управления.

Исходя из этого, основная задача проектирования оргструктуры для новых и действующих предприятий заключается в создании такого аппарата управления, который наилучшим образом соответствовал бы составу и масштабу предприятия, типу и формам организации производства, а также обеспечивал бы выполнение всех функций управления.
Выполнение такой задачи возможно лишь в том случае, когда при создании оргструктуры учтены следующие требования:

  1. системный учет всех факторов, воздействующих на объект и органы управления;
  2. оптимальное сочетание централизации управления и самостоятельности его первичных звеньев;
  3. максимальное сокращение времени прохождения информации от высших уровней руководства до исполнителей;
  4. четкое определение функций, обязанностей и прав каждого из составных частей проектируемой структуры;
  5. способность к быстрой реакции на изменения в объекте, т.е. обеспечение оперативности управления;
  6. обеспечение приоритета в принятии решений тем подразделением, которое обладает наиболее полной информацией;
  7. гибкость, способность к перестройке и приспособлению каждого управленческого подразделения к системе в целом, а системы управления к внешней среде;
  8. минимальная численность аппарата управления.
<

p>
Формирование оргструктуры управления включает три основных этапа:

  1. Аналитический изучение существующей структуры и практики управления, особенностей организации производства, уточнение целей и задач создаваемой системы и т.п.;
  2. Проектный собственно проектирование оргструктуры, включающее выделение звеньев управления, основных функций и т.п.;
  3. Организационный непосредственное создание и внедрение на предприятии новой структуры.



48. Принцип управления "единоначалия" и "единства распорядительства".

Единоначалие. Для успешной целеустремленной деятельности системы управления необходимо единство координирования. В этом сущность данного принципа, обеспечивающего четкость взаимодействия, слаженную работу всех участников совместной деятельности.

Однако этот принцип успешно может сочетаться с делегированием полномочий при четкой координации деятельности всех исполнителей.
Единство распорядительства. Четкое и слаженное взаимодействие исполнителей обеспечивается также тем, что каждый из них должен получать указания по поводу выполняемой работы только от одного лица.

В этом заключено главное данного принципа.
Ориентация на использование преимущественно горизонтальных связей не устраняет необходимости применения властных полномочий субъектами. Однако их роль на отдельных этапах управленческого цикла значительно меняется по сравнению с традиционным подходом, а именно: выработка управленческих решений и контроль за их реализацией должны осуществляться на демократической основе с использованием в максимально возможной степени интеллектуального потенциала всех сотрудников, многообразных форм и методов участия людей, общественных формирований и этим самым учета интересов собственников, слоев и групп общества, обеспечения творческого, заинтересованного, активного участия каждого человека в управлении делами общества, фирмы и т.д.
На стадии реализации управленческих решений, координирования и регулирования действий исполнителей важная роль единоначалия сохраниться, т.к. оно необходимо для обеспечения согласованного взаимодействия всех участников динамично изменяющегося процесса реализации решения. В связи с этим появляется необходимость выяснения соотношения понятий "организация деятельности", "организация управления" и "организационное отношение".



49. Принцип делегирования задач и полномочий в организационных структурах управления: понятие и содержание.

Делегирование передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Реализация этого принципа при построении (улучшении) структур управления позволяет разгружать верхние уровни систем управления от выполнения и контроля отдельных задач либо сфер деятельности. В то же время нижележащие уровни получают возможность более успешно реализовывать возлагаемые на них задачи.

Делегирование полномочий создает иерархию уровней в структуре управления.
Полномочия ограниченное право распоряжаться определенными ресурсами и работниками в организации. Полномочия передаются должности, а не лицу.
Соотношение власти и полномочий: власть право принимать окончательное решение или действовать на ситуацию. Властью обладает собственник.




50. Функция управления "мотивация": понятие, содержание, методы.

Функция "мотивация" включает в себя разработку и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов совместной деятельности и их высокорезультативному труду. В практике менеджмента применяются материальные и моральные стимулы. При их выборе и обосновании руководствуются следующими принципами:
а) обеспечение непосредственной зависимости величины стимулов от конечных результатов деятельности каждого работника и фирмы в целом;
б) связь стимулов с целями деятельности фирмы;
в) дифференциация величины стимулов в зависимости от вклада каждого работника в общее дело;
г) единство интересов работника, фирмы и общества;
д) сочетание материальных и моральных стимулов;
е) сочетание стимулов с санкциями за низкопродуктивную работу.

Мотивация должна:

  • ориентироваться на конечные результаты деятельности;
  • направляться на удовлетворение реальных (истинных) интересов участников совместной деятельности;
  • принципы мотивации и их конкретные формы (методы) не должны вступать в противоречие с другими принципами управления.




51. Программно-целевое управление: понятия и особенности.


В современном менеджменте широкое распространение имеет программно-целевая деятельность, ориентированная на достижение определенных результатов и целей. Практически это означает, что ставиться определенная цель, и для ее реализации разрабатывается соответствующая программа.
Под программой понимают единый, целый, завершенный комплекс обоснованных и логически последовательно увязанных между собой по результатам, исполнителям и срокам осуществления межфункциональных и (или) межорганизационных мероприятий по достижению какой-либо приоритетно значимой цели, реализуемой организационно- обособленными участниками.



Содержание раздела