Особая роль отводится психологии, как науке о человеке, его умении эффективно взаимодействовать с другими людьми в процессе совместной деятельности. Здесь важно формирования благоприятного психологического климата в коллективах фирм, компаний, умение руководителей общаться с персоналом, вызывая энергию, энтузиазм, творчество сотрудников, умение вести переговоры с партнерами.
Главным в управленческой деятельности является установление согласованности действий участников совместной работы и поддержание этой согласованности в этом процессе.
Успешный менеджмент предполагает наличие 4 главных факторов, зависящих от менеджеров.
В основе менеджмента лежит теория рациональной бюрократии каждый человек должен выполнять четко определенные работы.
В современных условиях приоритетными признаются:
57. Деловая стратегия фирм: понятие, этапы и порядок разработки.
Деловая стратегия базируется на компетентном управлении, что означает понимание и учет интересов потребителей в сочетании с рациональным использованием ресурсов. В этом основополагающем правиле заложено большой силы противоречие, т.к. ориентация на высокое качество и доступные цены ведет к снижению прибыли фирмы.
Однако умелое управление подразумевает умение балансировать эти противоречивые интересы и обеспечивать оптимальную прибыльность. В этом как раз и заключается искусство менеджмента рационально согласовывать противоречивые интересы участников экономической жизни.
Ведь от характера и состояния этих сфер зависит, что и где будут фирмы покупать и продавать.
Стратегическое управление имеет ряд этапов:
58. Деловая стратегия фирмы: содержание, механизм использования.
Содержание деловой стратегии ориентировано на обеспечение долгосрочных конкурентных преимуществ и высокую рентабельность хозяйствования.
Состав деловой стратегии фирмы:
Деловая стратегия фирмы состоит из следующих разделов:
Деловая стратегия является неотъемлемой частью менеджмента фирмы, предопределяет характер ее деятельности.
Связь деловой стратегии с системой менеджмента и производственным циклом деятельности фирмы.
59. Мотивация персонала: принципы, методы.
Мотивация есть процесс побуждения к эффективной деятельности персонала для достижения целей организации.
Мотивация должна:
Управление может быть высоко результативным только при справедливом стимулировании деятельности персонала объекта и субъекта управления. Стимулирование осуществляется в двух основных формах материальной и морально- психологической, причем, они должны гармонично сочетаться между собой при ведущей, определяющей роли материальных факторов мотивации успешной деятельности. При их выборе и обосновании руководствуются следующими принципами:
Современный взгляд:
Теории мотивации: Маслоу, Герцберга, Клеланда и др.
60. Требования к деловым качествам менеджеров.
Менеджер должен обладать:
Требования к менеджеру:
61. Деловой цикл предприятий в условиях рынка (?)
Согласно международным стандартам ИСО серии 9000 по управлению качеством продукции типовой жизненный цикл включает следующие этапы:
1. маркетинг;
2. НИОКР;
3. материально-техническое снабжение;
4. подготовка и разработка производственных процессов;
5. непосредственно производство;
6. контроль, испытания, обследование продукции в процессе производства и выходной контроль;
7. упаковка и хранение готовой продукции;
8. реализация и распределение;
9. монтаж и эксплуатация;
10. техническая помощь в обслуживании;
11. утилизация после использования.
В настоящее время более целесообразной представляется следующая структура:
1. маркетинг;
2. НИОКР;
3. организационно-технологическая подготовка нового производства;
4. производство;
5. подготовка товара к функционированию (транспортирование, монтаж, пуск);
6. эксплуатация и ремонт;
7. утилизация товара после отработки и замена новой моделью (т.о. цикл является непрерывным).
Анализировать жизненный цикл товара необходимо для установления рациональности и пропорциональности распределения ресурсов по стадиям жизненного цикла, продолжительностью работ на этих стадиях и нахождения резервов ресурсосбережения.
Воспроизводственный цикл товара (схема процесса воспроизводства):
Д СП П Т Д Д, где
Д деньги;
СП средства производства и труд;
П производство;
Т готовый товар;
Д доход от реализации товара, который должен быть больше Д.
62. Научные основы менеджмента
Менеджмент искусство управления (англ.).
Зарождение управления связано с появлением письменности, изданием законов в государствах древнего мира, регулирующих хозяйственную деятельность людей, их участие в экономической жизни общества. Научные основы менеджмента представляют собой всю совокупность знаний об управлении.
Основателем научного менеджмента является американец инженер-механик Фредерик Тейлор.