Методы принятия управленческих решений в менеджменте.
В древнегреческой мифологии бог Гермес покровитель коммерции, атлетизма и воровства.
Для того, чтобы предпринимательство развивалось как цивилизованное, необходимо прививать ему морально-эстетические нормы. Важнейшими среди них должны выступать честность и порядочность в деловых отношениях.
Так для воспитания нравственных начал слушателям школ американского бизнеса ставят, например, такие вопросы:
этично ли поступает врач, выписывая рецепт на дорогостоящее лекарство, которое можно приобрести только в той аптеке, совладельцем которой он является?
этично ли поступает торговец, сопровождающий покупку остросюжетной этикеткой, которая не соответствует содержанию покупки?
Во многих странах не только производится воспитательная работа по деловой этике, но и регламентируются эти процессы. Так, в США еще в начале 60-х годов был создан специальный государственный совет, ведающий вопросами деловой этики.
Многие фирмы разрабатывают собственные этические кодексы для своих служащих, которые зависят от общего уровня культуры в обществе.
В этическом и правовом регулировании отношений бизнеса важное место занимают вопросы взаимоотношений производителей и потребителей. В развитых странах разработана унифицированная система учета и оценки потребительских качеств товаров и услуг, которая включает обязательные требования к объективности рекламы, ярлыков, защиты покупателя от вредных и опасных товаров, ужесточение требований по соблюдению сроков годности продовольственных товаров.
Этика взаимоотношений производителей и потребителей различна для дефицитной экономики и экономики насыщенного рынка. В условиях насыщенного рынка покупается тот товар, который полнее удовлетворяет потребность, потребитель “правит бал”.
В условиях дефицита товаров “не хочешь не покупай”.
Весьма важной также является система внутрифирменных отношений, отношений руководителей с подчиненными. Главное здесь выражается в удовлетворенности или неудовлетворенности их своей работой. Поэтому грамотный руководитель наряду с развитием производства, строительством цехов и т.д. будет строить жилые дома, школы, детские сады. С целью устранения усталости и монотонности труда практикуется перемещение работников с места на место или по служебной лестнице.
Бытует практика (в зарубежных фирмах) рабочим и служащим самим распределять свой фонд рабочего времени по дням недели.
66. Методы принятия управленческих решений в менеджменте.
При принятии управленческих решений используются экономико-математические методы, методы сетевого планирования, методы всех тех наук, которые используются в управлении; при анализе ситуации, выявлении проблемы используются методы, применяемые при анализе производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Требования к методам:
практическая применимость;
стоимость использования метода;
достоверность метода;
сбалансированность методов;
эффективность методов.
Принятие управленческих решений базируется на постулате последовательности, т.е. решения необходимо упорядочить с точки зрения альтернативы для принимающего лица. Постулат максимилизации выбор такого решения, которое обеспечивает максимилизацию целей управленческого решения.
Процесс принятия решения процесс преобразования информации о состоянии и функционировании объекта управления в информацию о более рациональном пути достижения этим объектом желательного состояния в будущем.
Для принятия управленческого решения в крупных системах необходима информация, которая должна быть объективной и достаточной.
Необходима следующая информация:
цели и задачи объекта управления;
критерии деятельности и границы управляемости объекта;
состояние объекта управления;
механизм функционирования, законности и тенденции развития объекта
управления;
возможности изменения условий деятельности объекта управления;
альтернативные стратегии деятельности;
возможные альтернативы управленческого решения;
последствия реализации альтернатив;
механизм выбора лучшей альтернативы.
Ситуации, в которых принимаются управленческие решения:
число вариантов развития события невелико, к ним можно подготовиться;
число вариантов развития события велико, нельзя к ним подготовиться:
непрогнозируемые ситуации, события.
Условия, в которых принимаются управленческие решения:
Условия определенности (известны варианты управленческого решения, альтернативы, результаты альтернатив и вероятность наступления результатов).
Условия риска (результаты не являются определенными, но вероятность каждого результата известна или результат известен, но вероятность его наступления не известна).
Условия неопределенности (невозможно определить ни вероятность потенциальных результатов, ни величину самих результатов).
Процедура принятия управленческого решения:
1. Определить цель управленческого решения (что должны получить в результате).
2. Выявление возможных вариантов решения.
3. Определение возможных исходов каждого решения.
4. Оценка каждого исхода.
5. Выбор оптимального решения на основе поставленной цели.
67. Культура менеджмента: понятие, развитие (?)
Менеджмент управление людьми.
Управление появилось вместе с людьми.
Впервые проблему управления взялись решить древние египтяне, около 6 тысяч лет назад они признали необходимость целенаправленной организации деятельности людей, ее планирования.
Примерно в тоже время в Вавилоне царь Хаммурапи применил для нужд управления и контроля письменные документы на глиняных табличках, законодательно установил уровень заработной платы.
В эпоху античности, за 400 лет до н. э. Сократ сформулировал принцип универсальности управления. Его современник персидский царь Кир выдвинул идею о необходимости исследования причин, побуждающих людей к действию, т.е. мотивации, а также идею обработки управленческой информации и составлении планов.
Принцип специализации был сформулировал Платоном.
В 325 году до н.э. Александр Македонский создал впервые штаб как центр управления боевыми действиями.
Современный менеджмент появился в конце прошлого века: в 1881 году американец Джозеф Вартон разработал курс менеджмента для преподавания в колледже.
В 1911 году американский инженер Фредерик Тейлор опубликовал книгу “Принципы научного управления”.
В 1916 году француз Анри Файоль поставил вопрос о преподавании менеджмента в учебных заведениях.
На основе анализа эволюции подходов к управлению выделяют следующие школы менеджмента:
классическая или административная (1920-1950);
школа человеческих отношений (1930-1950);
школа поведенческих наук (1950);
количественный подход к управлению;
процессный подход;
ситуационный подход.
68. Власть и полномочия в менеджменте
Вопрос власти в менеджменте рассматривается не только как власть руководителя над подчиненными, но и наоборот.
Власть руководителя:
повышение заработной платы;
продвижение по службе;
расширение полномочий подчиненного, а также удовлетворение различных его социальных потребностей.
Власть подчиненных на руководителя:
информация, поступающая от подчиненных, подготовка и использование информации;
интеллектуальная собственность (знание, опыт) подчиненных, которую руководитель должен привлекать к работе;
сохранение информации, которую знают подчиненные и которая является коммерческой тайной.
Из соотношения властей руководителя и подчиненных следует, что власть руководителя не стопроцентная.
Руководитель должен использовать тот балласт власти, который не вызывает у подчиненных чувства угнетенности, покорности.
Руководители зависят не только от подчиненных, но и от коллег:
информация;
оказание услуг.
Руководитель не должен использовать свою власть в приказной форме, которая требует беспрекословного подчинения.
Виды власти:
Власть принуждения присутствует страх, исполнитель верит руководителю, что неудовлетворительное исполнение ведет к наказанию.
Экспертная власть исполнитель верит, что руководитель обладает специальными знаниями, которые позволяют удовлетворять ту или иную потребность.
Эталонная власть власть примера руководителя. Основана на том, что подчиненный хочет быть таким же как руководитель.
Законная власть подчиненный верит в право руководителя давать распоряжения.
Влияние руководителя будет эффективным, если:
потребность, которой апеллирует руководитель, является объективной, сильной, активной, реальной с точки зрения ее исполнения руководителем;
влияние рассматривается как источник или средство удовлетворения потребности;
исполнитель верит, что выполнение поручения приведет к удовлетворению потребности;
исполнитель верит, что выполнение оправдает ожидаемые результаты.
69. Стратегическое планирование и стратегическое мышление в
менеджменте
Стратегическое планирование это процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределения с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем.
Задача стратегического планирования заключается в обеспечении нововведений и изменений в достаточном объеме для адекватной реакции на изменения во внешней среде.