Планирование стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно оно заканчивается установлением общих направлений, следование которым обеспечивает рост и укрепление позиций организации.
Процесс стратегического планирования требует как формальных, так и неформальных процедур его реализации.
Стратегия предполагает разработку основных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы и ее производственно-сбытовые возможности. Цели могут быть общие или глобальные, разрабатываемые для фирмы в целом, или специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности.
Система стратегического планирования:
1). Анализ среды исходный процесс, обеспечивающий базу для определения миссии и целей фирмы и для выработки стратегии.
Предполагает изучение макроокружения (внешней среды), непосредственного окружения, внутренней среды.
Анализ макроокружения изучение состояния экономики, правового регулирования, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной среды, научно-технического развития общества.
Непосредственное окружение покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.
Анализ внутренней среды анализ сильных и слабых сторон организации, анализ взаимодействия менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; организационные структуры, нормы, правила, распределение прав и ответственности и т.д.
2). Определение миссии и целей определение миссии фирмы, т.е. то, для чего существует фирма, долгосрочных и краткосрочных целей.
3). Выбор стратегии определяется как организация будет достигать своих целей и реализовывать свою миссию.
4). Выполнение стратегии в случае успешного осуществления приводит фирму к достижению поставленных целей.
5). Оценка и контроль выполнения стратегии обеспечивают устойчивую обратную связь между тем, как идет процесс достижения целей и собственно целями организации.
Исходя из этого руководители должны создавать ситуации, чтобы персонал чувствовал возможность удовлетворения своих потребностей посредством поведения, приводящего к реализации целей организации.
Структура потребностей определяется социальным опытом человека и местом личности в социальной структуре общества. Т.к. среда постоянно меняется, следовательно меняются и потребности.
Для разных людей одни и теже потребности имеют различную степень важности или ценности.
Теории мотивации:
1). Содержательные теории основаны на выявлении потребностей людей, исходя из содержания и объема выполняемой ими работы:
Теория Маслоу человек мотивируется удовлетворением потребностей пяти видов: 1. физиологических; 2. потребности безопасности; 3. социальных потребностей (потребность входить в какую-либо социальную группу); 4. потребности в уважении; 5. потребность в самореализации.
Теория Герцберга основана на понятии удовлетворенности и неудовлетворенности работой. На устранение неудовлетворенности влияют следующие факторы (гигиенические): политика фирмы по отношению к персоналу, условия работы, статус человека в фирме, отношения между работниками, зарплата, поведение администрации, надзор за ходом работы.
Факторы, влияющие на удовлетворенность работой (мотиваторы): самореализация, признание, успех, ответственность, характер работы.
Теория Клеланда основана на утверждении, что классификация потребностей по Маслоу несовершенна. Дополняется понятием потребностей власти, успеха, причастности человека к каким-либо общностям, группам.
2). Процессуальные теории:
Теория справедливости (Врум) базируется на утверждении, что сильная потребность не является единственным мотиватором. Человек должен также надеяться на то, что его поведение приведет к удовлетворению потребностей.
Т.е. если человек чувствует, что нет прямой связи между затратами труда и результатом (удовлетворением потребностей), то мотивация слабеет.
Модель Портера-Лоулера включает элементы теории ожидания и справедливости. Заключается в том, что высокая результативность деятельности субъектов является причиной полного удовлетворения, а не следствием его.
Т.о. при формировании эффективной системы мотивации должны быть увязаны все факторы.
72. Особенности японского менеджмента
Система управления персоналом в Японии предполагает гарантии занятости; привлечение новых работников, их подготовку, оплату труда в зависимости от стажа работы; гибкую систему заработной платы; система мотивации охватывает весь жизненный цикл человека.
Гарантированная занятость обеспечивается в Японии в определенной степени системой пожизненного найма, который распространяется на работников до достижения ими 55-60 лет. Эта система охватывает 25-30% японских рабочих, занятых в крупных фирмах.
Однако в случае резкого ухудшения финансового положения, японские фирмы все равно проводят увольнения, по поводу гарантий занятости официальных документов нет.
Можно выделить следующие основные принципы японского типа управления:
1. переплетение интересов и сфер жизнедеятельности фирм и работников: высокая зависимость работника от своей фирмы, предоставление ему значительных специальных гарантий и благ в обмен на преданность фирме и готовность защищать ее интересы;
2. приоритет коллективного начала перед индивидуализмом, поощрение кооперации людей внутри фирмы, в рамках разного рода небольших групп, атмосфера равенства между работниками независимо от занимаемых постов;
3. поддержание баланса влияния и интересов трех основных сил, обеспечивающих функционирование фирмы: управляющих, остальных работников и инвесторов;
4. способ формирования связей между фирмами - деловыми партнерами, в т.ч. между поставщиками и покупателями продукции.
Преимущества японской системы:
учитывается стаж работы человека по специальности, его
возраст, результативность выполняемой работы,
профессионализм;
пожизненный найм предусматривает ежегодный рост
заработной платы, повышение в должностях;