В 1903 г. издана его книга “Цеховой менеджмент”, в 1911 “Принципы и методы научного менеджмента”.
Основателем классической административной школы управления считается французский горный инженер, управляющий горно-металлургической компании “Камамболь” Анри Файоль. Теоретические основы управления, не устаревшие по сей день, им изложены в книге “Общее и промышленное управление” (1916).
Главные идеи классического управления разработаны немецким социологом Максом Вебером в виде позитивной теории “рациональной бюрократии”, стержнем которой выступают безличность, рациональность, ограниченность ответственности, строжайшая регламентированность действий управленческого персонала, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов деятельности.
Научная мысль в ХХ веке обогатила менеджмент целым рядом “школ” и подходов. Среди них, особо значимые, кроме теории классического управления, школа человеческих отношений, поведения и общения в бизнесе, количественный, ситуационный, программно-целевой и системный подходы.
В последние годы большое внимание уделяется вопросам культуры организации, лидерства, кадрового и инновационного менеджмента.
Менеджмент имеет два основных функциональных назначения науки и практики. Задача менеджмента как науки заключается в развитии теории управления.
Практика менеджмента связана с использованием теоретических положений в конкретной работе по управлению предприятиями и обобщением этой практики для развития теории.
Менеджмент синтетическая наука. В нем используются результаты многих наук.
В первую очередь это экономическая теория и экономика отдельных отраслей хозяйства. Стержнем менеджмента выступают науки об управлении объектами разного рода кибернетика, общая теория систем, исследование операций, структурных и функциональный анализ, а также собственно теория управления, рассматривающая проблемы организации дела и мотивации персонала.
Особая роль отводится психологии формированию благоприятного психологического климата в коллективах фирм, компаний, умение руководителей общаться с персоналом, вызывая энергию, энтузиазм, творчество сотрудников, умение вести переговоры с партнерами.
Методы это способы осуществления управленческой деятельности, которая представляет собой процесс реализации функций менеджмента и процесс воздействия на персонал фирм с целью активизации его работы. Эта особенность предполагает использование в менеджменте методов двоякого рода:
методы реализации управленческих функций;
методы воздействия на деятельность фирм в целом и их персонал, включая
каждого конкретного работника.
Свойства методов зависят от всех элементов системы менеджмента, их характер определяется целями, принципами, функциями и персоналом управления.
Функции методов. Методы должны обеспечивать:
высокую эффективность деятельности фирмы;
активную творческую деятельность каждого работника;
четкую организацию производственной и управленческой деятельности;
слаженную, гармонично увязанную работу всего персонала фирм.
Требования, предъявляемые к свойствам методов менеджмента:
Методы должны быть объективными, соответствовать законам, на которых базируется управленческая деятельность.
Методы должны обеспечивать гармоничное сочетание личных, коллективных, государственных и общественных интересов.
Методы должны представлять из себя систему, т.е. должны быть взаимообусловленными и пропорциональными по силе воздействия.
Механизм выбора методов управления:
оценка ситуации и направлений воздействия методов управления;
выработка состава методов;
обеспечение условий успешной реализации методов управления.
Методы не должны противоречить друг другу.
Виды методов управления:
Экономические методы это способы воздействия на людей. В рыночной экономике используется множество экономических методов заработная плата, премии, вознаграждения, квартиры, налоговая система)
Проблема наличия последователей.
Поведенческая концепция лидерства. Лидерское поведение это действия по координации работы группы (распределение обязанностей, мотивация, критика).
Лидерство на основе техники групповой работы. Лидером признается тот, у кого есть программа для всей группы, кто знает как и достичь результата при минимальных затратах ресурсов.
Наиболее эффективно действующий член группы становится лидером.
Лидерство как влияние. Лидер тот, кто оказывает наиболее важное влияние на других.
Это лидерство благодаря межличностному влиянию или коммуникациям.
Лидерство через убеждение. Лидерство за счет влияния на людей убеждением.
Лидерство как достижение согласия. Лидер достигает повиновения, уважения и лояльности сотрудников путем достижения между ними согласия; максимальное сотрудничество при минимальных противоречиях.
Лидерство как центр всей деятельности группы. Лидер всегда является ядром группы.
Неформальное лидерство не признается.
Основные качества лидера:
владение интеллектом и знаниями;
впечатляющая внешность;
честность;
обладание здравым смыслом (лидер не должен быть догматиком);
инициативность в высшей степени;
высокая степень уверенности в себе;
высокая работоспособность.
Качества лидера должны соответствовать следующим характеристикам:
должны сочетаться с характером деятельности;
должны сочетаться с конкретными задачами, которые реализуют подчиненные
должны сочетаться со средой, внешними условиями, в которых работает руководитель;
должны сочетаться с внутренней средой организации, с персоналом.
Стиль лидера манера поведения руководителя к подчиненным. Различают несколько манер:
Автократический стиль (личной власти). Основан на принуждении, угрозе, страхе, жесткой регламентации правил поведения сотрудников, персонала.
Основан на том, что человек ленивый, его надо погонять (концепция Х).
Демократический стиль. Опирается на концепцию У, т.е. человек существо сознательное, любит работать.
Характерна децентрализация полномочий, активное участие всех в принятии управленческих решений, широкая свобода действий при выполнении заданий, открытость и доверие.
Либеральный стиль (попустительский). Максимальная свобода исполнителей, их самоконтроль, минимальное участие руководителя в деятельности исполнителя.
Различают еще также следующие виды стилей:
эксплуататорско-авторитарный стиль (направлен на работу);
благосклонно-автократический;
консультационно-демократический (полное доверие к подчиненным) и др.
65. Этика менеджмента
Управленческая деятельность должна реализоваться на определенном этичном уровне.
В этих целях, с одной стороны, используют сложившиеся в обществе стереотипы этики поведения в бизнесе, с другой стороны, разрабатываются и внедряются обязательные нормативы этики поведения. Во многих организациях для этого создаются комитеты по этике.
На протяжении длительной истории своего развития бизнес часто принебрегал этическими нормами. В Древней Греции, Древнем Риме, государствах Ближнего Востока, Египте предпринимательство (торговля) считалось одним из наиболее презираемых занятий.