обвальная конверсия не позволила осуществить плавный, с технико-экономической и социальной точек зрения, переход к выпуску конверсионной продукции;
нарушена этапность конверсии: широкомасштабная конверсия началась до разработки новой военной доктрины, которая должна определять требования к глубине конверсии и программам вооружения;
внутренний рынок широко открыт для иностранных производителей и не учитывает стадии освоения предприятиями ОК конверсионной продукции.
Проведенные исследования показали, что основными объективными предпосылками преобразований в оборонной промышленности являются:
осуществление мероприятий по военной реформе, реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации и связанные с ним количественные и качественные изменения требований к вооружению и военной технике;
резкое снижение объемов государственного оборонного заказа, структурные сдвиги в номенклатуре техники, низкий уровень загрузки при избыточности производственных мощностей предприятий, недостаточность и отсутствие необходимых мощностей для выпуска продукции качественно нового уровня;
необходимость глубокой модернизации производственных мощностей и их обновление на новой технологической базе, создания единой научно-производственной базы для разработки и выпуска перспективных конкурентоспособных видов продукции как для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, так и технического перевооружения важнейших сфер экономики России;
необходимость создания адекватных социально-экономических условий для работников, связанных с обеспечением военно-экономической безопасности России.
Указанные предпосылки вызвали необходимость принятия Федеральной целевой программы реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998-2000 годы, проект которой был разработан Минэкономики России и одобрен Правительством Российской Федерации.
Основные подходы к реформированию оборонной промышленности, предусмотренные данной Программой включают:
концентрацию оборонно-промышленного потенциала на основе предусмотренных законодательством форм реорганизации предприятий и организаций путем их вертикальной и горизонтальной интеграции;
оптимизацию состава предприятий, выполняющих государственный оборонный заказ, на основе его конкурсного размещения;
перевод там, где это целесообразно, производства техники с серийных заводов на опытные производства при ведущих НИИ и КБ;
перепрофилирование высвобождаемых производств под выпуск пользующейся платежеспособным спросом гражданской продукции;
обеспечение социальной защищенности работников, высвобождаемых из военного производства;
проведение целенаправленной политики государственной поддержки градообразующих предприятий и закрытых административно-территориальных образований;
развитие рыночной инфраструктуры и создание условий для привлечения внебюджетных инвестиций;
углубление интеграции производства на базе использования двойных технологий, формирование наукоемкой, высокотехнологичной, диверсифицированной промышленной базы, обеспечивающей в перспективе техническое перевооружение Вооруженных Сил и других войск и воинских формирований Российской Федерации (ФСБ, МВД, ФПС, ФАПСИ и др.) и устойчивое развитие предприятий и организаций оборонной промышленности.
Развитие обороной промышленности в период 2001-2005 гг. в значительной мере будет определяться степенью реализации задач Программы и созданием организационных и экономических предпосылок для интенсификации оборонной промышленности.
Исходя из реальной оценки экономических возможностей в период до 2005 года ожидается продолжение процессов структурной перестройки оборонной промышленности в соответствии с системой военного строительства страны, национальными приоритетами развития науки и техники, а также конъюнктурой мирового рынка вооружений и высоких технологий.
В связи с этим со стороны Правительства РФ и Минэкономики требуется проведение ряда основных специфических мер по выводу ОК из кризиса, а именно:
1. Проведение неформальной углубленной ревизии (экспертизы, аудита) предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности с целью выявления жизнеспособных коллективов исследователей и разработчиков, производств и опытно-конструкторской базы, которые сохранились в условиях резкого и некомпенсированного сокращения государственного оборонного заказа и других источников бюджетного финансирования.
ВЫВОДЫ
1. За годы реформирования экономики в инвестиционной сфере были допущены ошибки. В результате развитие экономики России в 1991-1997гг. происходило в условиях постоянно снижающихся инвестиций в основной капитал (в среднем на 6-8% в год по отношению к предыдущему году).
Для оживления инвестиционной активности и подъема промышленного производства страны целесообразно: