Инвестиционными источниками являются


Этими причинами объясняется необходимость четкого обоснования концепции и программы проведения разгосударствления и приватизации предприятий и объектов оборонного комплекса.
Под разгосударствлением понимается частичное или полное преобразование предприятий, основанных на государственной собственности, в предприятия с частичной или полной собственностью работников или частной формой собственности /4/.
Приватизация является частичным моментом разгосударствления.
Целью приватизации предприятий ОК является формирование оптимальной экономической структуры производства в оборонном комплексе, отвечающей условиям рынка и обеспечивающей выполнение основных функций ОК. Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
минимизация затрат на производство и разработку вооружения и военной техники при реализации требований военной доктрины и обеспечения на этой основе обороноспособности России;
создание оптимальной экономической структуры производства в оборонном комплексе, приспособленной к условиям рынка;
максимально эффективное использование научно-производственного потенциала оборонного комплекса в интересах быстрейшей стабилизации социально-экономической ситуации в стране.
На процесс разгосударствления и приватизации оборонного комплекса оказывает влияние целый ряд факторов, которые можно отнести к следующим основным группам:
Первая группа - факторы, определяемые действовавшей системой управления предприятиями ОК. При планово-распределительной системе предприятия оборонного комплекса функционировали в условиях жесткого централизованного административного управления, которое значительно ограничивало их производственно-хозяйственную самостоятельность.
Вторая группа - факторы структурного и оценочного характера, которые включают:
масштабность производства, сопровождающаяся трудностями в процессе приватизации, в том числе при выкупе имущества трудовыми коллективами;
отдельные предприятия ОК являются только элементами, комплексом взаимосвязанных производств, обеспечивающих выпуск конечной продукции военного и народнохозяйственного назначения;
неравномерность размещения научно-технического и производственного потенциала оборонного комплекса в пределах России;
диверсификация производства, выражающаяся в структуре выпускаемой предприятиями продукции (вооружение и военная техника, продукция двойного применения, гражданская продукция общего применения, непродовольственные товары народного потребления).
Третья группа - факторы, определяемые наличием значительных мобилизационных мощностей и резервов, необходимость поддержания которых существенно ограничивает процесс разгосударствления и приватизации.
Четвертая группа - факторы, определяемые конверсией военного производства (изменение структуры выпускаемой продукции, изменение статуса оборонного предприятия, расширение возможностей приватизации).
Осуществление полномасштабной приватизации и акционирования государственных предприятий, являющихся одним из направлений институциональных преобразований ОК, регламентируется несколькими десятками нормативных документов: Законами РФ, Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, решениями Госкомимущества РФ (Мингосимущества РФ), различными приложениями к ним, решениями и разъяснениями смежных органов (Министерства финансов, Министерства экономики, Минатома).
Процесс приватизации, в основе которого лежит изменение форм собственности, создание и функционирование многоукладного хозяйства, предполагает кардинальные изменения источников финансирования инвестиций.
Инвестиционными источниками в результате приватизации являются:
доходы от продажи государственного имущества (акций приватизированных предприятий);
инвестиции, осуществляемые победителями инвестиционных конкурсов и коммерческих конкурсов с инвестиционными условиями;
дополнительные инвестиции новых собственников;
аккумулирование средств путем размещения вторичной эмиссии акций и облигаций.


Анализируя первый (чековый) этап приватизации отметим, что программа чековой приватизации - одна из немногих среди принятых в России программ, которая была действительно реализована, причем ее результаты превзошли ожидания. При планируемой установке приватизировать в течение 1993 года 5 тысяч крупных предприятий - фактически были приватизированы 8010, а к марту 1994 г. - 9342. Численность работающих на этих предприятиях составляла 9,1 млн. человек или около 45% общего числа занятых в промышленности /30/.


Кроме того, процесс приватизации и связанный с ним выпуск приватизационных чеков, как свободно обращающихся предъявительских ценных бумаг, а также выпуск в обращение акций приватизированных предприятий явился определяющим фактором в развитии рынка ценных бумаг.
В соответствии с программой приватизации предприятия оборонного комплекса относились к категории объектов и предприятий, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых осуществляется по решению Правительства Российской Федерации.
Этап массовой приватизации промышленных предприятий проходил путем преобразования их в акционерные общества с привлечением в качестве основного платежного средства приватизационных чеков.
Такой способ в совокупности с предоставлением весьма широких льгот трудовым коллективам обеспечил широкое участие населения в перераспределении собственности. Возможность приобрести значительные пакеты акций имели крупные отечественные и зарубежные инвесторы. В течение 1994-1995 гг. на инвестиционных конкурсах было представлено 4385,1 тыс. штук акций.

Иностранные инвесторы при этом приобрели всего 35,5 тыс. штук акций. Причины этого:
на чековых аукционах выявилось, что небольшие предприятия оказались более привлекательны, как объекты для инвестиций, чем крупные;
уровень эффективности отрасли и ее экспортные возможности.
В ходе первого этапа приватизации был сформирован новый класс собственников, состоящий преимущественно из работников приватизированных предприятий, представителей администрации этих же предприятий, крупных и мелких инвесторов.
Используя все возможные льготы, предоставленные в ходе первого этапа приватизации (в первую очередь закрытую подписку) работники предприятий смогли выкупить от 31 до 51% голосующих акций. Это способствовало появлению значительного количества АО, в капитале которых доля работников превышает 51%. Соответственно им формально принадлежит и право решающего голоса.

Доля администрации и внешних инвесторов в капитале приватизированных предприятий колебалась в пределах 10-15% каждого.
Качественный состав держателей акций наглядно представлен на рис. 2.1.


Рис. 2.1. Качественный состав держателей акций

Исходя из структуры капитала акционерных обществ, образованных в процессе приватизации, мы можем оценить инвестиционные возможности, открывающиеся вследствие изменения в форме собственности.
В частности, отметим, что расчет на прилив дополнительных инвестиций от новых собственников оказался несостоятельным в силу того, что основную часть этих собственников представляли работники предприятий, основным мотивом поведения которых в процессе приватизации было неподкрепленное финансовыми возможностями желание повысить эффективность производства (связанное с изменением форм хозяйствования, расширяющейся самостоятельностью), более высокая заработная плата.
Оценивая инвестиционные возможности от аккумулирования средств путем размещения вторичной эмиссии акций и облигаций заметим, что по данным Министерства финансов на 1 января 1995 года в России было 39106 открытых акционерных общества (в оборонном комплексе около 1200). 70% из них (27109) составляют бывшие госпредприятия, ставшие акционерными обществами в ходе приватизации. В течение всего 1994г., по данным группы мониторинга фондового рынка Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, российские акционерные общества зарегистрировали 13545 выпусков корпоративных ценных бумаг. Подавляющая часть эмитентов не преследовали цели привлечь реальный капитал.

93% всех эмиссий не превышала по объему 1 млрд. рублей, хотя общая сумма выпусков составила 50,7 трлн. рублей.

Данные о размещении эмитированных бумаг отсутствуют. 3,23% акционерных обществ осуществили 1263 вторичных эмиссии. При этом на приватизированные предприятия, составляющие более двух третей всех акционерных обществ, пришлось 155 вторичных эмиссий, то есть 12% их общего числа.

В 1995г. большинство акционерных обществ России имели одну приватизационную или учредительную эмиссию /95/.
От такой приватизации предприятия не получили каких-либо финансовых средств. В то же время перед руководством предприятий встали проблемы, связанные с созданием новых органов управления (совет директоров), усложнением системы отчетности о финансово-хозяйственной деятельности, дополнительными расходами, связанными с ведением дополнительной документации.
Таким образом, приватизация в конечном счете вылилась в то, что предприятия лишились государственных субсидий, а вся ответственность за его функционирование легла на коллектив и руководство.
Первый этап приватизации привел к негативным последствиям и прежде всего к паданию объемов производства, особенно в оборонной науке, банкротству части приватизированных предприятий, потере контроля над производством и продажей ВВТ, свертыванию научных разработок.



Содержание раздела