Техническое перевооружение предприятий требует затрат.
За счет развертывания лизинговых операций представляется реальным осуществить модернизацию изношенной производственной базы, начать обновление парка оборудования не прибегая к крупным капиталовложениям, развертывать новые производства без мобилизации больших единовременных финансовых ресурсов /94/.
По прогнозам экспертов международные лизинговые операции в ближайшее время станут для многих стран почти единственным средством получения нового оборудования. На опыте ведущих стран хорошо прослеживается этапность развития лизинга. В настоящее время лизинг, как элемент хозяйственной практики находится на четвертом этапе своего развития.
О важности лизинговых операций, как одного из финансовых инструментов активизации инвестиционной деятельности, свидетельствует следующее. В настоящее время в мире на долю лизинга в новых инвестициях приходится порядка 15-20%, а в США - более 30%.
В целом наибольший объем мирового лизинга принадлежит самым высокоразвитым мировым державам: США, Японии, странам Европы и Азии.
Наиболее характерно выражает особенности современного этапа развития лизинга опыт Японии. В эффективности японской промышленности лизинг играет значительную роль. Процесс интенсивной структурной перестройки, начатой в Японии в 70-е годы, носит перманентный характер.
В основе отлаженной системы взаимообратной связи между научными центрами и производителями лежит лизинг.
Высокая экономическая эффективность японской системы ведения хозяйства во многом определяется разделением труда между различными предприятиями. Малые и средние фирмы производят детали и осуществляют сборку узлов. Крупные предприятия занимаются общей сборкой.
Например, компания “Мацусита электрик индастрил компани” пользуется услугами свыше 2-х тысяч поставщиков, 300 из которых являются основными, которые в свою очередь имеют дочерние предприятия.
Образуется очень гибкая пирамида. Техническое оснащение которой на 82% осуществляется посредством лизинга.
Очень динамично развивается лизинг в Южной Корее, которая вышла на пятое место в мире. Бурное развитие лизинга отмечается в странах Восточной Европы и особенно в Венгрии и Чехии, где на долю лизинга в инвестициях приходится более 15% /57/.
Основные перспективы развития и направленность лизинга в оборонном комплексе определены Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 года №1929 и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 года №633 “О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности”.
Их реализация требует разработки реальных мер в осуществлении государственной политики в условиях переходного периода и формирования рыночных отношений, предусмотрев при этом создание основ и соответствующих условий для развития внутренних лизинговых отношений в оборонной промышленности.
По нашему мнению, потенциальными лизингополучателями в оборонном комплексе России являются:
мелкие и средние предприятия оборонных отраслей промышленности для налаживания производства комплектующих изделий с целью поставки их крупным оборонным предприятиям;
предприятия, независимо от размеров и форм собственности, нуждающиеся в средствах для переоснащения и модернизации производств, но не имеющие доступа к кредитным ресурсам;
крупные предприятия для проведения полномасштабной структурной перестройки своих производств;
все предприятия комплекса для внедрения в производство достижений научно-технического прогресса;
вновь образуемые в процессе конверсии предприятия и производства для создания своей производственной базы.
В концептуальном плане применительно к задачам использования лизинга для содействия стабилизации и расширения производства в условиях конверсии в оборонном комплексе могут быть рассмотрены следующие направления работ:
реализация с использованием лизинга инвестиционных проектов на предприятиях оборонного комплекса;
применение международного лизинга для осуществления инвестиционных проектов на свободных мощностях с привлечением иностранных инвесторов;
реализация высвобождаемого в условиях конверсии оборудования на лизинговой основе;
применение лизинга для стимулирования реализации выпускаемой продукции народнохозяйственного назначения;
развитие лизинга в сфере технического перевооружения производства.
С правовой точки зрения лизинговая операция может быть определена как особый вид хозяйственной сделки, дающей право предприятию - лизингополучателю пользоваться не принадлежащим ему оборудованием или имуществом в течение определенного срока за периодически выплачиваемые лизинговые платежи.
Законодательство Российской Федерации определяет, что финансирование приобретения лизингового имущества осуществляется лизинговыми компаниями за счет собственных или заемных средств.
Использование лизинга при реализации оборонного заказа является по сути своей частным случаем использования лизинга в традиционных направлениях: техническом перевооружении производства, продвижении продукции на рынок, создании специальных непроизводственных сооружений, испытательных баз и других производственных систем, и не требует какого-либо специального нормативно-правового обеспечения. Вместе с тем, особенности функционирования оборонного комплекса требуют выделения этой проблемы в самостоятельный раздел.
Сегодня использование лизинга при реализации государственного оборонного заказа можно рассматривать, как вынужденную меру, связанную, в первую очередь, с реальным положением дел в экономике государства. Есть необходимость обеспечения государственной безопасности на любом этапе экономического развития страны, с одной стороны, и крайне ограниченные возможности государственного бюджета, с другой. Это и определило необходимость использования лизинга, что дает реальную возможность распределения на несколько лет затрат, которые необходимо осуществлять ежегодно на создание, производство и закупку вооружения и военной техники.
Конкретные направления использования лизинга при реализации оборонного заказа обусловлены его структурой, которая определена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года №594 и включает /52/:
федеральные целевые программы в области обеспечения обороны и безопасности страны;
закупка и поставка продукции для оборонных нужд;
мобилизационная подготовка в целях обеспечения обороноспособности страны.
По мнению автора, критериями целесообразности задействования механизма инвестирования через лизинг при реализации оборонного заказа могут быть:
возможности использования приобретенного по лизингу оборудования для выполнения оборонного заказа в течение достаточно длительного промежутка времени (5 и более лет), другими словами, - стабильность оборонного заказа на перспективу;
возможность использования приобретенного по лизингу оборудования для выполнения различных оборонных заказов за счет его расширенных технических возможностей;
использование приобретенного по лизингу оборудования для выполнения не только оборонного заказа, но и выпуска гражданской продукции, то есть оборудования, реализующего технологии двойного применения;
возможность использования приобретенного по лизингу оборудования сразу несколькими производителями оборонного заказа, когда лизингополучателем является третье лицо (испытательные центры и полигоны общего пользования);
предоставление возможности для лизинговой фирмы передачи использованного при выполнении оборонного заказа оборудования одним предприятием другому лизингополучателю (осуществление оперативного лизинга);
возможность реализации вновь создаваемой продукции на внешнем рынке (специализированные лизинговые фирмы, реализующие экспортный оборонный заказ).
Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых перспективных видов вооружения и военной техники, модернизация существующих систем, изготовление опытных образцов по сути своей не являются предметом рыночных отношений: заказчиком на такого рода продукцию во всем мире является государство в лице своих силовых ведомств, и поэтому их финансирование и реализация не могут осуществляться на принципах рыночных отношений с использованием в том числе лизинговых операций.
Вместе с тем, процессы проектирования и создания военной техники, изготовление опытных образцов, неразрывно связаны с использованием экспериментальных баз и испытательных лабораторий НИИ и КБ, моделирующих центров, полигонов. Во многих случаях речь идет о сложнейших приборных комплексах, уникальных испытательных станциях, технологических средствах, без которых просто невозможно создание современной военной техники. Естественно, что оснащение этих баз специально создаваемыми средствами требует существенных затрат, и именно здесь возможно использование лизинговых операций.
Аналогичная ситуация возникает при подготовке производства к серийному выпуску новых изделий. Техническое перевооружение предприятий требует значительных затрат. В этом случае применение лизинговых операций поможет существенно снизить единовременные затраты, растянув процесс инвестирования на несколько лет.
Схема применения лизинга в обоих случаях аналогична общепринятым схемам использования лизинговых отношений и по своей финансово-экономической сущности не требует разработки специальных подходов.