Проблемы реформирования отечественной промышленности и оборонного комплекса превратились в главное препятствие на пути к реформам в экономике. Не оправдываются надежды на решение этих проблем путем саморегуляции, без активной роли государства.
В условиях вытеснения командно-административных методов управления не нашлось места эффективному государственному воздействию на экономику, что отражается в невыполнении государством заключенных контрактов, необязательности по отношению к принятым ранее решениям (в частности, финансирование федеральных инвестиционных программ); в отсутствии государственного подхода при формировании механизма межотраслевого перелива капитала; в существенном разрыве между нормой прибыли в финансовом и реальном секторах отечественной экономики.
Это позволяет сделать вывод, что осуществление действительных преобразований в экономике страны и оборонном комплексе не произошло.
Проведенные исследования показали, что при оценке необходимости государственного регулирования инвестирования ОК, на наш взгляд, необходимо учитывать следующие обстоятельства: оборонный комплекс является составной частью национального хозяйства, определяющей технический уровень всей страны. Дж.М.Кейнс подчеркивал, что “государство, которое в состоянии взвесить предельную эффективность капитальных благ с точки зрения длительных перспектив и на основе общих социальных выгод, будет брать на себя все большую ответственность за прямую организацию инвестиций” /34/.
В настоящее время ситуация в экономике России и оборонном комплексе сложилась таким образом, что имеются все основания утверждать: система государственного регулирования экономики более всего созрела в области обеспечения национальной безопасности.
Под государственным регулированием мы понимаем систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на достижение цели - обеспечения поступательного экономического роста, социально-экономической стабильности, укрепления государственного строя, обороноспособности страны.
Механизм государственного регулирования экономикой предусматривает административные (запрет, разрешение, принуждение) и экономические (бюджетные, кредитно-денежные, ценовые, налоговые и прочие) средства.
Особенностью отечественной экономики является то , что оборонный комплекс является ее стержнем. В условиях, когда идет быстрое изменение отношений собственности между государственной и частной в пользу последней, возникают новые моменты в организации и финансировании военного производства.
Исходя из этого можно выделить факторы, непосредственно влияющие на основные направления развития государственного регулирования. Прежде всего это монопольное положение государства на приобретение и потребление продукции оборонного комплекса.
Методом экономического воздействия государства на производство продукции ОК является его регулирование посредством военного бюджета, формирования и размещения государственного оборонного заказа.
Учитывая специфику функционирования оборонного комплекса, наличие в его составе значительных мощностей по выпуску продукции гражданского назначения и товаров народного потребления, государство в рамках своей регулирующей роли призвано способствовать формированию платежеспособного спроса в отраслях экономики, потребляющих данную продукцию, и у населения.
Этот вопрос приобретает большую актуальность в условиях конверсии. Как отмечено в /26/, высокие прибыли на государственных военных поставках делают их более выгодными в сравнении с производством товаров гражданского потребления. Последний факт может обусловливать некоторые противоречия в процессах конверсии, происходящих в ОК в настоящее время.
Следующий фактор - необходимость централизованного распределения сырьевых ресурсов и материалов для оборонного комплекса, необходимость установления на них фиксированных цен.
Данный фактор в достаточной степени не был учтен при проведении политики ценовой либерализации в начале 1992 года. Последнее привело к снижению платежеспособного спроса на продукцию оборонного комплекса, вследствие ее высокой стоимости. В США, например, существует “Система обеспечения оборонного производства материалами и приоритетов”, которая устанавливает для военного производства приоритет в снабжении дефицитными материалами и регулирует очередность обеспечения важнейшими материалами и сырьем внутри самого военного производства /16/.
Косвенное управление может распространяться и на структуры негосударственного сектора оборонного комплекса.
Таким образом, содержательная сторона государственного регулирования инвестиционной деятельности в ОК представляет собой совокупность мероприятий, направленных на организацию и стимулирование деловой активности инвесторов с целью наиболее полного удовлетворения финансовых потребностей предприятий оборонного комплекса.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности призвано сформировать стабильные экономические, технические, организационные и правовые условия ее осуществления. Без государственного регулирования инвестиционной деятельности невозможно функционирование оборонной промышленности и проведение НИОКР.
В то время как развитые страны приступили к активному формированию пятого технологического уклада, характеризующегося приоритетным развитием микроэлектроники, информатики, биотехнологии, быстрым распространением ресурсосберегающих технологий, в экономике России преобладающим остается третий (электрификация хозяйства) и четвертый (ядерная энергетика, аэрокосмическая промышленность) технологические уклады. В Японии, например, уже в 1989 году пятый уклад занимал в валовой продукции страны около 40% и четвертый - 30%. В России же в 1994 году на третий технологический уклад приходилось 48,4%, на четвертый -30% и на пятый - всего 7,3% /10/.
В ряду причин того, что избранный курс реформ терпит неудачи, особое место занимает политика самоустранения государства от управления процессом экономических преобразований в стране и, в первую очередь, отказ от проведения целенаправленной инвестиционной политики, в том числе в оборонном комплексе.