Дальнейшие структурные сдвиги в экономике


В этих условиях необходимы создание ведомства по управлению оборонными отраслями промышленности, наделение его экономическими и административными инструментами регулирования деятельности предприятий обороной промышленности. Этот факт будет способствовать, кроме того, координации взаимодействия предприятий ОК с различными институтами, в том числе инвестиционными.
Дальнейшие структурные сдвиги в экономике могут произойти только под влиянием рыночных сил. Этот постулат не вызывает сомнений. В условиях столь значительных преобразований только государство способно обеспечить свободу предпринимательства и добросовестной конкуренции.

Ему принадлежит ведущая роль в регулировании общественного воспроизводства. Исторически так сложилось и это объясняется особым положением специфической функцией государства в обществе. Оно является общественным агентом - материальной и финансовой мощью.

Очевиден тот факт, что по мере развития рыночных отношений, формы и методы воздействия государства на экономические процессы при сохранении главных принципов государственного регулирования будут в значительной степени изменяться.
Концепция и механизм реализации государственной инвестиционной политики отражают основные принципы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности в новых условиях. При этом предполагается тесное взаимодействие государственных и рыночных начал в экономике.
В частности, предусматривается систематизировать подходы в государственной инвестиционной политике по следующим направлениям:
первое направление включает вопросы, связанные с общей инвестиционной политикой, осуществляемой государством в народнохозяйственном комплексе России;
второе направление охватывает функции, связанные с реализацией инвестиционной политики и управлением государственной собственностью;
третье направление включает функции, выполняемые министерствами и ведомствами, выступающие в роли заказчика при формировании программы обеспечения государственных нужд.
Исходя из концепции государственной инвестиционной политики в оборонном комплексе и специфики форм и методов государственного регулирования можно выделить два этапа в совершенствовании структурной перестройки и реформировании военного производства.
На первом этапе главная задача государственного регулирования инвестиционного процесса состоит в том, чтобы сохранить ядро научного и производственного потенциала оборонного комплекса, обеспечить перестройку его производственных, кадровых, экономических возможностей в сочетании с решением первоочередных оборонных и социально-экономических задач, что предусмотрено /71/.
Сложность первого этапа заключается в том, что он носит переломный характер, обусловленный протеканием крупномасштабной конверсии и изменением отношений собственности.
В процессе его осуществления в основу государственного регулирования инвестиционного процесса необходимо положить разработку и реализацию системы согласованных, скоординированных и взаимосвязанных государственных программ: вооружения, конверсии обороной промышленности, утилизации ВВТ и экспорта военной продукции с приоритетом программ вооружения.
Системный подход к реализации этих программ позволит обеспечить планомерную загрузку производственных мощностей оборонного комплекса работами по созданию эффективных систем вооружений для оснащения Вооруженных Сил России, получения дополнительных финансовых поступлений от экспорта военной продукции, а в последующем - от утилизации ВВТ.
Особо следует подчеркнуть, что именно в этот период государство обязано сформировать твердую законодательную основу функционирования оборонных предприятий в условиях рынка.
Прежде всего государственному регулированию должны быть подвержены такие важные структурные изменения, как акционирование и приватизация предприятий оборонного комплекса, формирование и развитие финансово-промышленных групп, финансово-кредитной системы.
Негативные последствия поспешно проводимой приватизации проявились в падении объемов производства, особенно в обороной науке, банкротстве части приватизированных предприятий, потере контроля над производством и продажей ВВТ, свертывании научных программ.


Второй этап структурной перестройки и реорганизации ОК охватывает период 2000-2005гг. Главными задачами государственного регулирования инвестиционного процесса в этот период должны быть - безвозмездное госбюджетное финансирование или льготное кредитование отдельных проектов, имеющих особую актуальность и значимость для России, использование особых, льготных форм налогообложения предприятий, НИИ и КБ, занятых разработкой и производством военной продукции. То есть на практике должны быть сформированы механизмы саморегуляции.
Таким образом, переход страны к рыночным отношениям означает не отказ государства от управления хозяйственной деятельностью, а замену системы централизованного директивного управления системой государственного регулирования экономики в целом и инвестиционной деятельностью, в частности.
Объективная необходимость перехода от директивного управления к государственному регулированию обусловлена разгосударствлением собственности в оборонном комплексе и переходом к различным ее формам, распространением рыночных отношений на военно-экономическую сферу, изменением системы финансирования оборонного производства, связанных с демонтажем командно-административных структур (Госплана, Госснаба, Военно-промышленной комиссии).
Система государственного управления экономикой должна учитывать, что в промышленности и оборонном комплексе будут существовать предприятия, выступающих в роли объектов государственного регулирования.
Подводя итоги исследованиям, проведенным в данном разделе, можно отметить следующее.
Конечной целью реализации государственной стратегии структурной перестройки оборонного комплекса является формирование на новой качественной основе ядра ОК, функционирующего под эффективным государственным контролем, секторов оборонной промышленности на основе общей собственности и частных предприятий (рис. 2.2).
























Рис. 2.2. Структура оборонного комплекса РФ

В структурных преобразованиях можно выделить два основных направления:
институциональные преобразования, формирующие новый облик оборонной отрасли на макроуровне, который создает предпосылки для повышения эффективности инвестиций (проведение акционирования, приватизации и конверсии предприятий ОК на основе новых принципов, создание казенных и государственных унитарных предприятий, формирование ФПГ, использование лизинговых отношений);
создание военно-ориентированного ядра оборонного комплекса на основе интеграции его предприятий с предприятиями гражданского сектора экономики при широком использовании технологий двойного назначения.

ВЫВОДЫ



1. В сложившихся в ОК условиях на первый план выходит задача принятия на государственном уровне срочных экономических и организационно-технических мер с тем, чтобы не допустить его развала.
Одним из необходимых условий успешного проведения экономической политики государства в ОК является такая организация его производства, которая позволила бы сконцентрировать все ресурсы в точках роста, что требует осуществления адекватной рыночной экономике институциональных преобразований, главной задачей которых является создание благоприятной среды для концентрации финансового и промышленного капиталов.
Без концентрации финансового и промышленного капиталов в масштабах, достаточных для успешной конкуренции на мировом рынке, подъем отечественной экономики и достижение целей преобразования оборонного комплекса невозможны.
2. Приватизация и акционирование предприятий оборонного комплекса, как и промышленности, начались со второй половины 1992 года. Особенность предприятий ОК заключается в том, что они представляют собой самый развитый в техническом, технологическом и интеллектуальном плане сектор государственной собственности, являющийся наиболее привлекательным для потенциальных отечественных и иностранных инвесторов. В то же время стартовые экономические условия процесса перехода предприятий ОК на рыночные отношения, их приватизация являются неблагоприятными и характеризуются тяжелым финансово-экономическим положением большинства из них, что усложняет и растягивает по времени этот процесс.
Процесс разгосударствления оборонного комплекса пока еще оказывает одностороннее влияние на предприятия. Государство, утрачивая собственность на созданный научно-производственный потенциал и теряя рычаги управления, не получает адекватной отдачи. Акционирование и приватизация, проводимые без учета специфики оборонного комплекса, отягощенного широкомасштабной конверсией, привели к разрыву ранее существовавших технологических цепочек, неоправданному дроблению оборонных предприятий.
Этими причинами объясняется необходимость четкого обоснования новой модели и программы проведения разгосударствления и приватизации предприятий и объектов оборонного комплекса.
В целях дальнейшего развития процесса приватизации и акционирования необходимо:
определить ясную и долгосрочную перспективу по программам вооружения, объемам и номенклатуре оборонного заказа, что позволит формировать долгосрочную техническую политику в области создания вооружения и военной техники, экспорту военной продукции;



Содержание раздела