Основным механизмом, сближающим государственные лаборатории и частный бизнес, является утвержденное Федеральным актом о передаче технологий (законом 1986 г.) соглашение о кооперативных исследованиях (КРАДА). Оно позволяет федеральным научным центрам вступать в партнерство с частными фирмами при реализации научно-исследовательских проектов. Многие государственные лаборатории уже почувствовали выгодность заключения соглашений в рамках КРАДА в качестве дополнительного источника инвестиций.
Согласно положению КРАДА, правительство выделяет лаборатории половину средств для осуществления какого-либо проекта, а оставшуюся половину вносят заинтересованные фирмы.
Несмотря на все успехи, организованный механизм сотрудничества федеральных лабораторий и частных фирм пока далек от совершенства и затрудняет осуществление программ военно-гражданской интеграции. Как правило, представители частного бизнеса указывают на то, что процедура заключения КРАДА весьма громоздка и занимает целые годы. Кроме того, условия кооперационного соглашения по НИОКР в рамках КРАДА препятствуют участию в них мелких компаний оборонного комплекса.
3. Формирование интегрированной научно-технической и промышленной базы. Одним из свидетельств этого является создание крупных научно-исследовательских объединений, ведущих исследования в областях, которые интересуют, как гражданскую промышленность, так и военные ведомства, и финансируемых совместно частными фирмами и министерством обороны.
Такую отчетливо выраженную “двойную” направленность имеют возникшие в последние годы новые научно-технические районы, например, “Кремниевая прерия” в Иллинойсе, “Телекоммуникационный коридор” в Техасе, “Оптическая долина” в Аризоне, “Лазерная дорога” во Флориде, “Керамический коридор” в штате Нью-Йорк. Функционирует уже не менее 15 крупных центров НИОКР, в которых занято, по крайней мере, 60 тыс. высококвалифицированных работников.
Примером консолидации аэрокосмической и военной промышленности США, когда компании вынуждены вступить в борьбу за постоянно сокращающиеся военные заказы, является намерение компаний “Локхид Мартин” и “Нортроп Грумман” объединиться в группу, годовой оборот которой достигнет 37 млрд.долл., а общая численность группы составит 230 тыс. чел. Этот альянс должен стать, по мнению специалистов, противовесом новому “Боингу” на рынке военной техники. Для окончательного оформления сделки требуется разрешение акционеров и правительства США /78/.
Консолидация научных, производственных и финансовых мощностей происходит и в отечественном ОК.
Так, более 10 ведущих оборонных предприятий слились на базе МАПО “МиГ” в крупную промышленную корпорацию ВПК “МАПО”, к которой присоединились КБ “Камов”, производители радаров для боевых самолетов, заводы-изготовители бортовых ЭВМ. Кроме того, в корпорацию вошли двигателестроительные предприятия Москвы и Санкт-Петербурга, а также другие предприятия.
Образовавшие корпорацию заводы охватывают практически весь цикл производства истребителей семейства МиГ и другой авиатехники, что, по мнению экспертов, позволит значительно сократить издержки производства, сделав его более динамичным.
В гражданской авиапромышленности вместо трио (фирм “Яковлев”, “Туполев” и “Ильюшин”) останутся только две фирмы. Идут переговоры о слиянии КБ “Ильюшин” с авиазаводами в Воронеже и Ташкенте.
Пока неясной остается судьба фирмы “Яковлев”, самолеты которой имеют стратегическое значение. К 2000 г. половина парка отечественных авиалайнеров будет состоять из самолетов марки “ЯК”. Фирма также ведет переговоры с ОКБ “Сухой”.
Из 44 двигателестроительных предприятий ОК будет создано 5-6 интегрированных компаний.
Большая реорганизация ожидается в приборостроении: из 120 предприятий будет создано 12 крупных объединений. Перемены ждут отраслевую науку, где из 38 НИИ решено образовать 5 крупных научных центров. Таким образом, из 328 заводов, НИИ и КБ ОК России будет создано 30 крупных корпораций /79,80/.
Примером военно-гражданской интеграции могут служить взаимоотношения топливно-энергетического (ТЭК) и оборонного комплексов.
Это явилось первопричиной неоднородности ресурсно-технологического потенциала экономики в целом. Иными словами, основная, а по составу ресурсов - наиболее значимая с точки зрения современных технологий часть продукции ТЭК прямо или косвенно расходовалась на деятельность ОК, то есть была включена в макроэкономический контур производства ВВТ.
В настоящее время ОК уравнен с другими отраслями по тяготам, свалившимся на всю экономику вследствие развала прежней плановой системы управления. Главное, что стало экономической реальностью - разрушение воспроизводственной связи ТЭК-ОК и это закономерно. Однако основная часть народнохозяйственной прибыли, образуемой в ТЭК ушла не только из каналов развития ОК, но и вообще из каналов, связанных с развитием высоких технологий многих связанных с ОК отраслей: металлургии, химии, нефтехимии, электроники, электротехники.
В результате, многоотраслевая структура промышленного производства постепенно превращается в моносырьевую.
Стержнем нового межотраслевого взаимодействия должна стать связка ОК-ТЭК, переориентированная в соответствии с изменившимися макроэкономическими условиями. Если говорить о демилитаризации серьезно, то ОК не может более претендовать на прежнюю ведущую роль в этой связке. Это не значит, что она теряет принципиальное значение.
Соединению потенциалов указанных двух комплексов на новой макроэкономической основе нет альтернативы, по крайней мере на ближайшие десятилетия.
Экономическим ориентиром такого взаимодействия может быть техническое перевооружение сырьевых отраслей, внедрение новых технологий добычи и первичной обработки сырья, обеспечивающих более высокий уровень хозяйственного использования уже освоенных месторождений, требуемые масштабы геологоразведочных работ и освоения разведанных запасов там, где без экстраординарных технических решений и снижения издержек крупномасштабная промышленная эксплуатация нерациональна, а то и невозможна.
Финансовой основой нового взаимодействия ТЭК и ОК могли бы стать доходы от сырьевого экспорта, значительная часть которых направлялась бы на оплату заказов оборонным предприятиям, на прямые инвестиции в создание или расширение мощностей в машиностроении и металлургии. Наоборот, участие ОК в прибылях добывающих предприятий могло быть организовано через совместный контроль над собственностью этих предприятий.
Большая часть предприятий ТЭК и ОК по-прежнему являются федеральной собственностью, однако они фактически не контролируются и не управляются собственником (государством) вследствие общей деградации системы экономического управления.
Взаимодействие и переговоры региональных администраций и руководства корпораций приведут к рационализации системы размещения производства, что создаст условия для общеэкономического роста. Причем важно отметить, что хозяйственные контакты из вертикальной плоскости (регионы - центр, предприятия-министерства) переводятся преимущественно в горизонтальную. Федеральные власти могут взять на себя роль арбитра в сложных случаях, а хозяйственные проблемы будут решаться в переговорах представителей территорий и ФПГ.
Таким образом, может быть создан элемент конкуренции (как между ФПГ, так и между регионами страны), который будет определять многие структурные сдвиги в экономике.
Создание нескольких межотраслевых ФПГ, объединяющих в своем составе предприятия ТЭК, машиностроения и металлургии, позволит решить сразу ряд актуальных проблем, таких как: повышение управляемости экономики, стимулирование инвестиционной активности, увеличение экспортного потенциала России и т.д. Важное значение в развитии такой интеграции будет иметь расширение участия банков в акционерном капитале промышленности. Тогда в промышленности появится среднее звено управления.
Такой подход к делу должен рассматриваться в качестве важнейшего направления политики реструктурирования промышленности в целом и оборонного комплекса, в частности.
2.5. Повышение роли государственного регулирования инвестиционного процесса в оборонном комплексе