обеспечение структурной и технологической сбалансированности экономики страны с учетом региональных, государственных и международных аспектов;
организация делового сотрудничества предприятий оборонного и гражданского комплексов в вопросах повышения качества и конкурентоспособности их продукции и услуг при дефиците инвестиций;
эффективное использование инвестиций в предприятия ОК и промышленности, реализация технологических нововведений и освоение новых видов продукции при производстве товаров народного потребления, не уступающих уровню мировых стандартов и на этой основе укрепление и расширение экспортно-импортного потенциала страны.
Достижение этих целей может оказать значительное влияние на ускорение научно-технического прогресса, повышение конкурентоспособности отраслей промышленности и обеспечить крупные сдвиги к реальным рыночным отношениям в российской экономике.
В России уже имеется опыт создания технических проектов по использованию научно-технической базы, накопленной в организациях и на предприятиях ОК. Так, в связи с конверсией и структурной перестройкой предприятий ОК развернуты работы по использованию высоких технологий производства ВВТ для выпуска гражданской продукции. Они ведутся в рамках научно-технических и конверсионных программ, охватывающих практически все отрасли народного хозяйства, включая агропромышленный и топливно-энергетический комплексы, торговлю и общественное питание, авиацию, флот, космос, медицину, товары длительного использования и др.
Опыт проводимых работ показал, что интеграция оборонных и гражданских предприятий в корпорации в условиях ограниченных финансовых ресурсов требует тщательной координации усилий со стороны Минобороны РФ, Минэкономики РФ, других государственных органов, организаций и предприятий ОК.
Анализ показывает, что при интеграции необходимо учитывать следующие факторы, обусловленные экономической ситуацией, сложившейся в стране:
особенности адаптации ОК к условиям гражданского потребительского рынка, связанные с высокой наукоемкостью, технологической сложностью и специализированным характером используемой производственной базы, а также с различиями в организации и функционировании оборонного и гражданского секторов промышленности;
нереальность расчетов на быстрые и крупные выгоды от сокращения вооружений, что требует осторожного подхода к оценке экономических выгод от интеграции;
проблема трудовой занятости, переподготовки и перераспределения рабочих и специалистов, привлечения больших материальных ресурсов;
отсутствие обоснованных планов и программ интеграции, в которых должны быть определены направления, объемы и этапы выпуска оборонными предприятиями гражданской продукции во взаимосвязи с гражданскими предприятиями, меры и пути объединения усилий по рациональному использованию имеющихся мощностей и ресурсов;
организация взаимодействия и распределение ответственности между органами управления интегрируемых в корпорации предприятий;
интеграция в первую очередь тех оборонных и гражданских предприятий, которые специализируются на близкой по технологическим признакам продукции;
оценка производственных мощностей, технологического уровня производства, квалификации кадров, ситуации на рынке рабочей силы и уровня заработной платы, особенностей региональной структуры экономики и т.п.
Большая часть приведенных факторов носит неопределенный характер. Их неопределенность усиливается из-за сложности прогнозирования ожидаемых условий функционирования объединенных оборонных и гражданских предприятий и неполноты необходимой исходной информации. Неполнота исходной информации усложняет задачу принятия соответствующих решений и неизбежно приводит к менее удовлетворительным результатам.
В процессе интеграции необходимо учитывать, что интегрированная корпорация как правило, является сложной организационно-технической системой, обладающей большим числом составных элементов, характеризующейся многообразием форм взаимосвязи, наличием технических средств и людей, многократностью изменения состояний и обладающей следующими признаками: допускает разбиение на подсистемы; функционирует в условиях неопределенности; осуществляет целенаправленный выбор своего поведения.
Рассматривается вопрос об отказе, где это возможно, от специфических военных стандартов и принятие вместо них Международного стандарта качества ISO 9000.
2. Разработка и реализация программы создания и распространения “технологий двойного применения”. Помимо упрощения системы военных закупок, а также инвестиций в технологии, способные улучшить американскую промышленную базу, для реализации этой программы всемерно поощряется сближение частных компаний и государственных лабораторий.