Разработка и внедрение новейших технологий.


обеспечение структурной и технологической сбалансированности экономики страны с учетом региональных, государственных и международных аспектов;
организация делового сотрудничества предприятий оборонного и гражданского комплексов в вопросах повышения качества и конкурентоспособности их продукции и услуг при дефиците инвестиций;
эффективное использование инвестиций в предприятия ОК и промышленности, реализация технологических нововведений и освоение новых видов продукции при производстве товаров народного потребления, не уступающих уровню мировых стандартов и на этой основе укрепление и расширение экспортно-импортного потенциала страны.
Достижение этих целей может оказать значительное влияние на ускорение научно-технического прогресса, повышение конкурентоспособности отраслей промышленности и обеспечить крупные сдвиги к реальным рыночным отношениям в российской экономике.
В России уже имеется опыт создания технических проектов по использованию научно-технической базы, накопленной в организациях и на предприятиях ОК. Так, в связи с конверсией и структурной перестройкой предприятий ОК развернуты работы по использованию высоких технологий производства ВВТ для выпуска гражданской продукции. Они ведутся в рамках научно-технических и конверсионных программ, охватывающих практически все отрасли народного хозяйства, включая агропромышленный и топливно-энергетический комплексы, торговлю и общественное питание, авиацию, флот, космос, медицину, товары длительного использования и др.
Опыт проводимых работ показал, что интеграция оборонных и гражданских предприятий в корпорации в условиях ограниченных финансовых ресурсов требует тщательной координации усилий со стороны Минобороны РФ, Минэкономики РФ, других государственных органов, организаций и предприятий ОК.
Анализ показывает, что при интеграции необходимо учитывать следующие факторы, обусловленные экономической ситуацией, сложившейся в стране:
особенности адаптации ОК к условиям гражданского потребительского рынка, связанные с высокой наукоемкостью, технологической сложностью и специализированным характером используемой производственной базы, а также с различиями в организации и функционировании оборонного и гражданского секторов промышленности;
нереальность расчетов на быстрые и крупные выгоды от сокращения вооружений, что требует осторожного подхода к оценке экономических выгод от интеграции;
проблема трудовой занятости, переподготовки и перераспределения рабочих и специалистов, привлечения больших материальных ресурсов;
отсутствие обоснованных планов и программ интеграции, в которых должны быть определены направления, объемы и этапы выпуска оборонными предприятиями гражданской продукции во взаимосвязи с гражданскими предприятиями, меры и пути объединения усилий по рациональному использованию имеющихся мощностей и ресурсов;
организация взаимодействия и распределение ответственности между органами управления интегрируемых в корпорации предприятий;
интеграция в первую очередь тех оборонных и гражданских предприятий, которые специализируются на близкой по технологическим признакам продукции;
оценка производственных мощностей, технологического уровня производства, квалификации кадров, ситуации на рынке рабочей силы и уровня заработной платы, особенностей региональной структуры экономики и т.п.
Большая часть приведенных факторов носит неопределенный характер. Их неопределенность усиливается из-за сложности прогнозирования ожидаемых условий функционирования объединенных оборонных и гражданских предприятий и неполноты необходимой исходной информации. Неполнота исходной информации усложняет задачу принятия соответствующих решений и неизбежно приводит к менее удовлетворительным результатам.
В процессе интеграции необходимо учитывать, что интегрированная корпорация как правило, является сложной организационно-технической системой, обладающей большим числом составных элементов, характеризующейся многообразием форм взаимосвязи, наличием технических средств и людей, многократностью изменения состояний и обладающей следующими признаками: допускает разбиение на подсистемы; функционирует в условиях неопределенности; осуществляет целенаправленный выбор своего поведения.


Интеграция в корпорации оборонных и гражданских предприятий должна осуществляться на основе следующих методологических принципов.
1. Системность.
Этот принцип определяет, что при анализе объекта (интегрированной корпорации) он должен рассматриваться как единое целое, включающее конечное число взаимосвязанных элементов по следующим аспектам:
компонентный, обусловливает необходимость изучения состава системы на основе выделения ее составных элементов, взаимодействие которых обеспечивает присущие только системе в целом новые качественные особенности;
структурный, связанный с изучением внутренних связей и взаимодействия элементов системы;
функциональный, регламентирующий функции системы и каждого ее элемента, их функциональную взаимосвязь во времени и в пространстве (по регионам расположения элементов);
правовой, регламентирующий взаимоотношения как внутри, так и вне системы в соответствии с действующим законодательством;


информационный и нормативно-справочный, обеспечивающие принятие рациональных решений при функционировании системообразующих элементов и системы в целом;
программный, предусматривающий автоматизацию процессов управления интегрируемой системой;
коммуникационный, предусматривающий взаимодействие с другими системами, с выбором и задействованием сети коммуникаций в различных условиях функционирования системы.
2. Сбалансированность составляющих компонентов.
При выборе рационального варианта интегрирования предприятий в корпорации сбалансированность предусматривает разработку ее концептуальной модели, отражающей структуру, основные функциональные связи, принципы функционирования, формирование приоритетов и рациональных соотношений в уровнях выпуска продукции, развития всех составляющих элементов при настоящих и ожидаемых условиях функционирования интегрированной корпорации.
3. Адаптивность (гибкость).
В связи с большой неопределенностью в составе и будущих условиях функционирования интегрированной корпорации перед интеграцией необходимо провести работы, связанные с изучением спроса, обеспечением выпуска конкурентоспособной продукции и др. При этом должны быть предусмотрены возможности без больших потерь изменять программу выпуска продукции как по ее номенклатуре, так и по качеству.
Главная направленность данного принципа - эффективное использование инновационного потенциала предприятий оборонного комплекса, реализация технологических нововведений и освоение новых видов продукции в условиях дефицита ассигнований.
4. Перспективность.
Все работы по интеграции должны вестись в направлении получения результатов, имеющих долгосрочный характер. Для этого должны вырабатываться и реализовываться такие меры, которые бы обеспечивали высокую эффективность функционирования интегрированной корпорации и долговременный жизненный цикл.
5. Разработка и внедрение новейших технологий.
Необходимо четко и достаточно точно прогнозировать развитие выпускаемой продукции, а также создавать организационные и технологические условия, обеспечивающие быструю реализацию новых технологий.
6. Динамичность.
При ограниченных инвестициях этот принцип направлен на выявление ресурсов и на обеспечение постоянного расширения производства, на поиск и внедрение нетрадиционных способов выпуска конкурентоспособной продукции, отвечающей требованиям мировых стандартов, а также предполагает организацию контроля динамики производства, характеристики которого фиксируются в первичных документах.
7. Преемственность.
В соответствии с этим принципом исходя из состояния спроса на выпускаемую продукцию, осуществляется эффективное использование научно-технического и производственного потенциалов с сохранением, укреплением и расширением связей между предприятиями.
Следует отметить, что те или иные принципы могут использоваться не полностью, однако в целях обеспечения эффективности процесса интеграции необходимо комплексное использование всех принципов.
Проведем краткий анализ опыта военно-гражданской интеграции, осуществляемый в США, который позволяет выделить следующие ее основные направления /15,29/:
1. Упрощение правил организации Пентагоном закупок продукции. Этот аспект военно-гражданской интеграции предполагает резкое сокращение военных спецификаций - правил и инструкций, предписывающих, какими именно качествами должна обладать продукция, закупаемая для военного потребления. Использование коммерческих стандартов при закупках усилит конкуренцию за счет подключения более эффективных гражданских фирм, что позволяет закупать Пентагону уже существующую а гражданском секторе продукцию вместо специальной разработки тех же изделий военными фирмами.

Рассматривается вопрос об отказе, где это возможно, от специфических военных стандартов и принятие вместо них Международного стандарта качества ISO 9000.
2. Разработка и реализация программы создания и распространения “технологий двойного применения”. Помимо упрощения системы военных закупок, а также инвестиций в технологии, способные улучшить американскую промышленную базу, для реализации этой программы всемерно поощряется сближение частных компаний и государственных лабораторий.



Содержание раздела