По большому счету не оправдались надежды на превращение приватизированных предприятий в один из элементов рыночной экономики.
Предприятия продолжают функционировать в старом режиме, сохраняя прежнюю номенклатуру и объемы производства, не снижая занятости. Основная причина - отсутствие инвестиций на структурную реорганизацию производства. При этих условиях предприятия смогут существовать лишь получая государственные субсидии.
В оборонном комплексе на первом этапе приватизации осуществлялась продажа государственных акций через закрытую подписку, где члены трудового коллектива приобретали от 35 до 51% акций предприятий и через чековые (денежные) аукционы. При этом по темпам приватизации ОК обогнал многие гражданские производства. В 1996г.
90% предприятий оборонной промышленности функционировали в виде акционерных обществ /101/.
Естественно, что от столь быстрой приватизации предприятия не могли получить значительных финансовых средств. Государство фактически переложило проблемы предприятий, недавно находящихся в его собственном владении, на плечи новых собственников.
Со второй половины 1994 года приватизация вступила в свой второй этап. Этап денежной приватизации. Этот этап был не так стремителен, как первый.
Уже в середине 1996г. число приватизируемых объектов заметно сократилось. Если в 1994г. в среднем за месяц меняло форму собственности около 2 тысяч предприятий, то в 1995г. и первом полугодии 1996 года - соответственно 800 и 500 /36/.
22 апреля 1996 года принят Федеральный закон “О рынке ценных бумаг”, в его развитие Указом Президента РФ от 1 июля 1996 года №1008 введена Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации. Принятие этих документов ограничило воздействие руководства предприятиям препятствовать продаже акций внешним вкладчикам, благодаря чему начала складываться наиболее благоприятная ситуация для притока внешних инвестиций.
Правильным, по нашему мнению, подходом является привлечение инвестиций путем организации в процессе приватизации инвестиционных конкурсов и торгов. Данный механизм предусматривает серьезную проработку текущего состояния предприятий и перспектив их дальнейшего развития.
Количество денежных аукционов, проведенных в 1996г., в зависимости от процентного соотношения голосующих акций, представлено в табл. 2.1, а структура денежных аукционов в зависимости от величины проданных пакетов акций представлена в табл. 2.2.
Таблица 2.1
Количество денежных аукционов, проведенных в 1996г.
Процент голосующих акций |
|||||
до 7% |
7-17% |
17-27% |
27-47% |
более 47% |
|
Планировалось аукционов |
77 |
42 |
3 |
21 |
7 |
Фактически состоялось |
221 |
104 |
47 |
46 |
9 |
Таблица 2.2
Структура денежных аукционов
Величина проданных пакетов |
||||||
до 7% |
7-17% |
17-27% |
27-47% |
более 47% |
||
Планировалось аукционов |
84 |
53 |
32 |
7 |
2 |
|
Фактически состоялось |
232 |
102 |
66 |
21 |
6 |
Как было отмечено выше, вовлечение крупных инвесторов становится основной задачей второго этапа приватизации. Этому в полной мере будет способствовать Концепция развития рынка ценных бумаг в РФ. В ней, в частности, предусматривается принцип стимулирования государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных его участников, а также равенство всех участников рынка перед органами, осуществляющими регулирование.
Подходы, изложенные в концепции, способны кардинальным образом повлиять на ситуацию на вторичном рынке акций.
Исследования показывают, что к концу 1996г., в связи с продажей акций работниками предприятий на вторичном рынке, доля их акций в акционерных обществах уменьшилась с 38,5% до 32,5%.
Следовательно, роль внешних инвесторов в акционерных обществах постепенно увеличивается. В качестве внешних инвесторов выступают коммерческие банки, крупные предприятия, иностранные инвесторы и предприятия-потребители. Отдельные из них входят в руководящие органы акционерных обществ.
Привлечение крупных внешних отечественных и иностранных инвесторов становится наиболее эффективной формой мобилизации инвестиционных средств. Кроме того, иностранные инвесторы располагают возможностью помимо финансовых вложений предложить современные технологии, оборудование, ноу-хау в области организации производства.
По существующим оценкам, рыночный курс пяти нефтяных компаний, включенных в залоговую схему занижен в 50-70 раз /33/.
Не реализованной остается задача вовлечения сторонних инвесторов в процесс приватизации. По результатам инвестиционных конкурсов, проведенных в 1995 году, предусматривалось получить 1420 млрд. рублей, а за январь-июнь 1996 года - 31 млрд. рублей. Фактически было получено 19 млрд. и 8,4 млрд. рублей соответственно.
Из этих скромных сумм предприятия, на которых проводились эти конкурсы получили: за 1995 год - 9%, за январь-июнь 1996 года - 6% от фактически полученной на конкурсах выручки /36/.
В оборонном комплексе ситуация в этой области выглядит следующим образом.
По состоянию на 1.01.1996г. продано акций, соответствующих имуществу, на сумму - 30,5 трлн. рублей (с учетом переоценки). Предприятиями получено 340-440 млрд. рублей, а федеральным бюджетом - 123, 5 млрд. рублей.
Не следует рассчитывать и на дополнительные инвестиции новых собственников. Результаты анализа выписок из реестров акционеров 231 акционерных обществ, показывают, что акции этих АО на аукционах и конкурсах приобретены 510 юридическими лицами, которые стали собственниками в среднем 23,5% голосующих акций этих предприятий. 22,9% новых акционеров составляют чековые инвестиционные фонды, 20,8% - малоизвестные финансовые структуры, 41,8% - фирмы с неизвестным профилем деятельности - то есть подавляющее большинство новых акционеров - юридических лиц - обычные финансовые спекулянты, скупившие акции предприятий по многократно заниженным ценам для последующей их перепродажи, и никто из них не собирается вкладывать дополнительные средства в развитие производства.