Экономические преимущества лизинга


формирование производственных мощностей по выпуску ВВТ;
объемы и номенклатура ВВТ;
ценообразование на каждый вид ВВТ.
Наиболее труднореализуемой является задача осуществления антимонопольного регулирования по отношению к участию в ФПГ предприятий третьей условной группы, которые не выполняют непосредственно оборонный заказ, но являются производителями изделий двойного применения, в том числе комплектующих для производства ВВТ. В своем большинстве - это самостоятельные, прямо не контролируемые государством предприятия различных форм собственности. Продукция этих предприятий может быть использована как в военном, так и в гражданском производстве.

В этих условиях инструментами антимонопольной политики могут выступать как принудительная демонополизация, так и гибкий контроль за ценами.
Нам представляется, что основным принципом антимонопольной политики государства по отношению к финансово-промышленным группам оборонного комплекса, исходя их специфики должен быть избирательный подход.
В основе этой избирательности лежит форма объединения предприятий. Если созданная ФПГ не ведет к потере самостоятельности принятия управленческих решений со стороны участников и не может повлиять на их поведение на рынке, то наложение ограничений нецелесообразно.
Основным принципом антимонопольного регулирования деятельности ФПГ в оборонном комплексе должен быть принцип максимальной либерализации с постоянным контролем за результатами их деятельности.
К 1996 году в основном закончен начальный этап практической работы: созданы элементы правовой базы, рассмотрены и официально зарегистрированы в оборонном комплексе одиннадцать финансово-промышленных групп. Среди них, например, “Уральские заводы” г.Ижевск, “Сокол” г.Воронеж, “Драгоценности Урала” г.Екатеринбург, “Русхим” г.Москва, “МАПО” г.Москва, “Сибирь” г.Новосибирск.
Эффективность функционирования ФПГ можно наглядно представить рассмотрев, в частности, некоторые аспекты деятельности военно-промышленного комплекса “МАПО”.
ВПК “МАПО” по сути первая в России реально созданная промышленно-финансовая структура. В нее входят двенадцать предприятий. Структура ВПК “МАПО” объединяет комплекс предприятий, занимающихся разработкой и производством авиационной и вертолетной техники, при этом:
самолетное направление представляет фирма “МИГ”, генеральный директор которой возглавляет Совет директоров комплекса - наблюдательный и координационный орган всего комплекса;
вертолетное направление представлено фирмой “Камов”;
двигателестроительный департамент объединяет пять предприятий.
Кроме того, в комплекс входят двигателеремонтное производство и приборостроительные предприятия, разрабатывающие и производящие комплексы индикации и наведения, также системы управления оружием.
Финансирование программ осуществляется через отраслевой акционерный коммерческий банк “АВИАбанк”.
О перспективности подобной формы объединения предприятий говорит то, что, во-первых, сегодня невозможно вести передовые разработки, в том числе самолетов нового поколения в одиночку, ведь стоимость его создания составляет сотни миллионов долларов; во-вторых, укрупнение компаний, производящих военную технику обусловлено конкурентной борьбой, необходимостью продвижения своей продукции на международные рынки, осуществлением программ разработки техники нового поколения.
Концепция реструктуризации оборонного комплекса, разработанная Минэкономики РФ, и Федеральная целевая программа реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998-2000гг. предусматривают в рамках структурной перестройки ОК создание крупных интегрированных структур, обеспечивающих концентрацию военного производства и ликвидацию дублирующих и низкорентабельных предприятий. К 1998г. в ОК таких структур было 32 (ВПК “МАПО-М”, АВПК “Сухой”, НПО “Энергия” и др.
К 2000г. их количество планируется увеличить до 90 /44/. Федеральная целевая программа реструктуризации авиационной промышленности, одобренная Правительством РФ, предусматривает создание в этой отрасли 5-6 корпораций первого уровня, выпускающих конечную продукцию. Их основу составят холдинги ВПК “МАПО” и АВП “Сухой”, АНТК им.



Туполева и Межгосударственная компания им. Ильюшина. К ним планируется присоединить 10-15 корпораций второго уровня, производящих двигатели, авионику и другие комплектующие /80/.
При формировании ФПГ в оборонном комплексе существует ряд проблем, связанных с обеспечением их эффективного функционирования.
Наблюдается некоторая поспешность, стремление отдельных предприятий получить статус финансово-промышленной группы без достаточной проработки стратегии совместной деятельности, отсутствия гарантий ее эффективности. Сохраняется проблема управляемости ФПГ, прежде всего в тех случаях, когда контрольные пакеты акций сосредоточены вне руководства группой в целом.
Многие предприятия сталкиваются с проблемой эффективного использования в оборот первоначального капитала.


Еще одна проблема - проблема, связанная с организацией взаимодействия между предприятиями, остающимися в государственной собственности (казенными) и приватизированными.
Необходимо отметить, что ФПГ формируются в целях разумного использования имеющегося научно-технического потенциала оборонного комплекса. Стремление банковского капитала выйти за рамки депозитного обслуживания промышленных предприятий, подключиться к операциям по мобилизации, перераспределению и управлению финансовыми потоками. Участие в этих операциях в полной мере способствует становлению финансово-промышленных групп.
Посредством финансово-промышленных групп могут успешно реализовываться крупные конверсионные программы, связанные с производством комплексного оборудования для сырьевой базы и обрабатывающей промышленности.
Из изложенного выше следует, что с помощью финансово-промышленных групп возможно решение следующих проблем оборонного комплекса России:
снижение издержек в производстве, возникающих из-за неэффективных организационных структур и несовершенства экономических отношений между предприятиями;
повышение управляемости предприятиями и их кооперация после приватизации;
повышение инвестиционной привлекательности предприятий ОК, укрепление фондового рынка;
решение задач долгосрочного планирования.

2.3. Лизинг как форма инвестирования предприятий оборонного комплекса



Одной из форм инвестирования, существенно смягчающей степень риска инвестора (генерального заказчика ВВТ), является лизинг.
Лизинг - форма предпринимательской деятельности, основанная на передаче предприятиям в пользование на условиях оплаты, срочности и возвратности специально для этого приобретенных средств производства /22/.
Лизинг может быть определен как форма экономико-правовых взаимоотношений, при которых потребитель (лизингополучатель) осуществляет пользование средствами производства вместо приобретения их в собственность.
Классификация лизинга, его субъекты и экономико-правовые отношения в процессе лизинговых операций приведены в Приложении 3.
Таким образом, с позиций инвестирования производственной сферы (техническое перевооружение, оснащение производства новым оборудованием) лизинговые взаимоотношения могут рассматриваться как альтернативный вариант приобретения в собственность оборудования или осуществления за счет собственных либо заемных средств переоснащения и технического перевооружения производства, реализуемых самим пользователем.
В различных странах наблюдается своя специфика лизинговых отношений, однако он везде одинаково хорошо проявил себя в области инвестиций, структурных преобразований промышленности и ему обязаны отрасли и производства, которые до этого были неразвиты или слабо развиты. Для них лизинг явился основным способом инвестирования.
К числу экономических преимуществ лизинга относятся:
доступность приобретения эффективного, производительного и соответственно дорогостоящего оборудования для всех предприятий, независимо от их размеров и форм собственности без первоначальных капитальных вложений;
высокая гибкость, позволяющая оперативно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры при закупке оборудования;
широкий спектр услуг и возможность заключения сложных, многоступенчатых сделок, что обеспечивает эффективную адаптацию объектов лизинга потребностям лизингополучателя;
фиксированные лизинговые платежи способствуют стабильности финансовых планов лизингополучателя и частично снижают последствия инфляционных процессов;
многочисленные налоговые преимущества.
Предпосылками широкого использования лизинговых операций в оборонном комплексе являются:
1. Замедление процесса обновления оборудования и замены его изношенной части. Это связано со значительным недофинансированием федеральных программ и ограниченными финансовыми ресурсами предприятий оборонного комплекса.
2. Невозможность развития производства, используя для этих целей кредиты на существующих сегодня условиях. Даже для высокоэффективных проектов использование кредитов на срок один-два года приводит к тому, что их реализация становится невыгодной и это ведет к невосполнимым потерям в инвестиционной деятельности.



Содержание раздела