постановление Правительства РФ от 16.01.1995 года №48 “О программе содействия формированию финансово-промышленных групп”;
постановление Правительства РФ от 19.06.1995 года №707 “Об утверждении Положения о порядке ведения реестра ФПГ РФ”;
Указ Президента РФ от 1.04.1996 года №443 “О мерах по стимулированию создания и деятельности ФПГ”.
Принятие данных документов говорит о том, что создание финансово-промышленных групп рассматривается в качестве стратегического элемента структурной перестройки народного хозяйства.
В целях успешного решения инвестиционных задач ФПГ должны создаваться прежде всего на базе технологически и кооперационно связанных предприятий, выпускающих продукцию, обеспечиваемую платежеспособным спросом и конкурентоспособную на внешнем рынке. Речь идет о реализации накопленного научно-технического потенциала высокотехнологических производств, наращивание производства продукции глубокой переработки топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, увеличение экспортной направленности продукции предприятий оборонного комплекса, создание необходимых организационно-экономических предпосылок закрепления на мировом рынке.
Состав участников, организационно-правовые формы и схемы управления ФПГ могут быть разнообразными, но они должны учитывать этапы полного цикла воспроизводства, финансовый и научно-производственный потенциал предприятий, роль в овладении конкурентоспособными секторами рынка /51/. Возможные схемы управления ФПГ представлены в Приложении 2.
В условиях конверсии оборонных предприятий, острейшего дефицита инвестиционных ресурсов для перепрофилирования высвобождающихся мощностей создание ФПГ в оборонном комплексе рассматривается как один из основных элементов реализации структурной перестройки.
Возможными сферами создания в оборонном комплексе России финансово-промышленных групп являются:
предприятия наукоемких отраслей (самолетостроение, судостроение, космические исследования, связь и т.д.);
предприятия оборонного комплекса, удовлетворяющие рыночный спрос на технически сложную гражданскую продукцию длительного пользования (видео-теле аппаратура, микроволновые печи, холодильники, мотоциклы, персональные ЭВМ);
центры технического сервисного обслуживания и сбыта технологически сложной продукции;
экспорт вооружения и военной техники.
Положительные результаты могут быть получены также при создании региональных и межрегиональных концернов, ассоциаций путем диверсификации и слияния предприятий оборонного комплекса, их дочерних подразделений с комплексами, выпускающими гражданскую продукцию.
Практика показала, что эффективную деятельность на внешнем рынке могут осуществлять только крупные промышленные структуры, обладающие значительными ресурсами, обеспечивающие комплектность поставок ВВТ и способные оказывать содействие импортеру по послепродажному обслуживанию ВВТ, включая ремонт и модернизацию.
Создание ФПГ позволяет объединить в группу предприятия, охватывающие полный воспроизводственный цикл, и подчинить их единому корпоративному интересу, заключающемуся в обеспечении высокой конкурентоспособности конечной продукции. При этом было бы целесообразным сформировать так называемое “ядро” в оборонном комплексе.
В связи с этим, в проекте Федеральной целевой программы реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998-2000гг. предусмотрено создать за три года обновленное ядро оборонного комплекса, в которое войдут те предприятия, на которых по конкурсам будет осуществляться размещение государственного оборонного заказа. На этих же предприятиях будут сосредоточены мобилизационные мощности. Такие предприятия получат приоритет при конкурсном размещении конверсионных кредитов по линии военно-технического сотрудничества.
В результате в состав ядра к 2000г. войдут около 670 предприятий и организаций, а к 2005г. их количество сократится на 3-5% /71/.
Создание ФПГ в оборонном комплексе позволит эффективно концентрировать для решения крупных государственных задач по созданию сложных уникальных систем вооружения и военной техники путем объединения в рациональную комбинацию финансовых, научных, проектных, экспериментальных, испытательных, производственных и эксплуатационных ресурсов. К основным организационно-правовым формам, в которых формируются финансово-промышленные группы можно отнести акционерные общества открытого типа, холдинговые компании.
Наиболее реальным путем привлечения средств частных инвесторов в долгосрочные капиталоемкие проекты, характерные для ОК, является их преобразование в цепочку взаимосвязанных этапов, характеризующихся получением конечной продукции в том или ином виде.
При этом программа реализации производимого ВВТ должна быть непосредственно взаимосвязана с инвестиционной программой.
Проводимая в настоящее время приватизация, ориентированная на отдельные предприятия и их структурные подразделения, объективно способствует распаду ранее единых производственно-технологических комплексов на отдельные звенья, значительная часть которых не способна к самостоятельному выживанию в условиях экономического кризиса.
По нашему мнению, дальнейшее развитие оборонных ФПГ должно осуществляться в соответствии со следующими принципами /3/:
наличие и ясность стратегической цели;
ориентация на производство конкурентоспособных товаров и предложение конкурентоспособных услуг;
наличие стратегических перспектив эффективного роста;
реальность целей, при учете исторических закономерностей, соответствия целей возможностям, обеспечение стабильности развития, сведение к минимуму риска;
оптимальное сочетание корпоративных и общенациональных интересов;
учет интересов развития регионов (субъектов федерации);
использование современных методов самооценки и прогнозирования (стратегическое планирование, маркетинг);
проведение целенаправленной кадровой политики и последовательное накопление интеллектуального потенциала;
интеграция банковского и промышленного капиталов;
своевременный учет мирового опыта во внутренней социальной политике.
Формирование финансово-промышленных групп в оборонном комплексе требует особого подхода к антимонопольному регулированию этих структур в силу специфики производства. Антимонопольное регулирование оборонного комплекса подразумевает определенную классификацию его предприятий по признакам, учитывающим специфику производства.
Анализ показывает, что основным признаком для группировки является наличие или отсутствие в номенклатуре продукции предприятий вооружения и военной техники. Исходя из чего целесообразно сформировать три группы:
предприятия, выпускающие в основном гражданскую продукцию;
предприятия, выпускающие в основном ВВТ, а также специальные комплектующие изделия;
предприятия, выпускающие изделия (комплектующие) двойного применения.
Первая группа является полностью конверсируемой и может быть выведена за рамки оборонного комплекса путем приватизации. Антимонопольные меры по отношению к ней применяются в общем порядке.
Особенностью второй группы является то, что по выпуску военной продукции монополистами являются и ее производители (предприятия ОК) и потребители (государство). При наличии потребителя конкуренция производителей обеспечивается за счет наличия производственных мощностей под выпуск данного вида продукции на различных предприятиях в количестве, превышающем спрос.
В случае введения антимонопольных мер против производителя потребители и производители будут в неравных условиях (преимущество будет у потребителя). Предприятия, проигрывающие конкурентную борьбу за оборонный заказ, будут вынуждены осуществить конверсию оборонного производства, в результате чего конкурентная борьба в этой сфере естественным образом ликвидируются, либо на предприятия ложится огромное бремя избыточных мощностей. Это происходит потому, что производителям ВВТ, оставшимся без государственного заказа, негде искать других потребителей.
Для ограничения монополистической деятельности естественных монополистов по производству ВВТ в составе ФПГ необходим государственный контроль со стороны Государственного комитета по антимонопольной политике, который может распространяться на следующие сферы: