На начало 1997г. в результате массовой приватизации 126 тыс. предприятий различных отраслей перешли в негосударственную собственность (на их долю приходится 70% ВНП) /81/. Уход многих предприятий из государственной собственности не привел к промышленному росту и не дал ощутимых поступлений в госбюджет, что связано с отсутствием эффективного управления и планов долгосрочного развития.
Опыт развитых стран показывает, что приватизация и развитие рыночных отношений не означает уход государства из сферы экономики, изменяются лишь методы управления и участия государства в управлении предприятиями.
В 1995-1997гг. процесс приватизации стал приобретать качественно новый характер - увеличилось число объектов, приватизированных путем выкупа арендованного имущества. Доля акционирования и коммерческих конкурсов значительно снизилась.
Осторожно следует относиться к привлечению в ходе приватизации в оборонном комплексе иностранного капитала.
Интерес иностранных инвесторов проявляется на вторичном рынке продажи акций предприятий, занимающихся добычей и переработкой ценных сырьевых ресурсов, предприятий цветной металлургии и предприятий-монополистов. Данный интерес носит далеко не случайный характер. За стремлением приобрести контрольный пакет акций просматривается желание установить финансовый и экономический контроль за экспортоориентированными отраслями России.
В поле зрения иностранных фирм попадают и некоторые крупные предприятия оборонного комплекса.
Практика, к сожалению, свидетельствует, что при этом поведение иностранных инвесторов не всегда отвечает интересам отечественных производителей.
Очень серьезно стоит сегодня проблема обновления научно-производственного потенциала. Мы теряем позиции в тех отраслях, где несколько лет назад российское преимущество было бесспорным. Это, в частности, относится к ракетно-космической отрасли.
Процесс разгосударствления оборонного комплекса пока еще оказывает одностороннее влияние на предприятия. Государство, утрачивая собственность на созданный научно-производственный потенциал и теряя рычаги управления, не получает адекватной отдачи. Акционирование и приватизация, проводимые без учета специфики оборонного комплекса, отягощенного широкомасштабной конверсией, привели к разрыву ранее существовавших технологических цепочек, неоправданному дроблению оборонных предприятий.
Приватизация с криминальным оттенком в ряде случаев вызвала исчезновение отдельных предприятий, особенно в научной сфере оборонного комплекса.
Как показал анализ результатов приватизации /14/, для дальнейшего развития этого процесса необходима новая модель, которая, по нашему мнению, должна включать следующие основные схемы приватизации.
1. Фискально-инвестиционная, при которой объекты госсобственности продаются способами, предусмотренными действующим законодательством. При этом не менее 30% средств от приватизации отчисляются предприятиями на инвестиционные цели, а 20% акций выделяются для первоочередной продажи населению региона (включая работников предприятия) со скидкой, дифференцированной в зависимости от сроков приобретения акций.
2. Выкуп в рассрочку с предпродажной подготовкой. Реализация этой схемы включает четыре этапа.
На первом этапе образуется акционерное общество со 100% государственным капиталом и утверждаются условия конкурса на предпродажную подготовку через доверительное управление.
На втором этапе проводится конкурс на предпродажную подготовку. С победителем этого конкурса заключается договор на доверительное управление всеми акциями предприятия на период реализации предпринимательского проекта предпродажной подготовки.
На третьем этапе осуществляется реализация предпринимательского проекта при обеспечении государственной поддержки и контроля.
На последнем этапе производится оценка итогов работы предприятия и выполнения условий договора на предпродажную подготовку (доверительное управление), включая льготную продажу части пакета акций доверительному управляющему и работникам предприятий в случае выполнения условий конкурса. При этом 20% средств от приватизации направляется на предприятие и может быть использовано на инвестиции или в качестве кредита для выкупа акций работниками данного предприятия.
При приватизации по данной схеме не менее 50% средств, поступающих от продажи акций направляется для целевого инвестирования на предприятие.
Использование этой схемы позволяет “разморозить” собственность на земельные участки под предприятиями и получить дополнительный инвестиционный ресурс, а инвесторам и населению приобрести высоколиквидные акции.
4. Инвестиционно-приватизационный заем, базирующийся на том, что в российской экономике уже функционируют предприятия, акции которых весьма привлекательны и ликвидны. Вместе с тем стоимость акций таких предприятий, как показывают конъюнктурные исследования и экспертные оценки, через 2-3 года (с учетом тенденций развития финансового рынка) может возрасти в несколько раз. Это значит, что продажа акций таких предприятий сейчас экономически не целесообразна, а более выгодно собирать эти акции, выпуская под них государственные облигации приватизационных займов.
Предлагаемые схемы приватизации позволят не только задействовать мотивационные двигатели структурной и технологической перестройки производства, но и сделать этот процесс управляемым со стороны государства в соответствии с рыночными принципами.
2.2. Финансово-промышленные группы как фактор повышения инвестиционного потенциала оборонного комплекса
В условиях, когда возможности поддержки оборонных предприятий из средств государственного бюджета крайне ограничены, а физический и моральный износ оборудования большинства из них достигает критической отметки, на повестку дня встает вопрос рационального взаимодействия финансового и промышленного капиталов. Такое взаимодействие может успешно осуществиться в рамках создания и функционирования финансово-промышленных групп (ФПГ).
Мотивы объединения финансовых и промышленных структур, по нашему мнению, заключаются в стремлении к гарантированной финансовой стабилизации. ФПГ, структурно объединив организации и предприятия, обеспечат возможность замкнуть финансовые потоки, превратить избыточные и свободные средства в эффективные инвестиции. Предприятия оборонного комплекса находятся в поисках той системы, которая привлекла бы к ним средства коммерческих структур.
Законодательство Российской Федерации определяет финансово-промышленные группы как совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочернее общества либо полностью, либо частично объединивших свои материальные активы на основе договора о создании финансово-промышленных групп в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест /72/.
В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, при этом законодательством РФ предусматривается, что среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков и иных кредитных организаций.
Финансово-промышленные группы в условиях переходной экономики оказались наиболее приближенными к организационным формам финансово-промышленного капитала, так как они основаны на интеграции субъектов производства различной величины и форм собственности с банковскими, финансовыми, страховыми, риэлторскими и т.п. структурами.
По своей сути ФПГ являются результатом развития таких процессов, как:
продолжающийся процесс концентрации капитала и концентрация производственной и непроизводственной видов деятельности;
стремление преодолеть риски, застраховать их, обезопасить себя;
необходимость ликвидировать потерянное взаимодействие между производственными и научными структурами, подключение сюда финансовых и инвестиционных институтов.
Порядок формирования и деятельности ФПГ определяется следующими нормативно-правовыми актами:
Указ Президента РФ от 5.12.1993 года №2016 “О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации”;
постановление Правительства РФ №508 от 23.05.1994 года “О порядке проведения экспертизы проектов создания ФПГ, представляемых на рассмотрение Правительству РФ”;
Федеральный Закон от 30.11.1995 года №190-ФЗ “О финансово-промышленных группах”;