усовершенствовать методы и усилить роль государственного регулирования экономики, включая процесс инвестирования;
создать законодательную базу, обеспечивающую правовые гарантии для инвесторов;
вести жесткую борьбу с экономическими преступлениями;
усовершенствовать систему государственного финансирования;
создать и в дальнейшем развивать внебюджетные источники инвестирования;
усовершенствовать налоговую систему, чтобы давала преимущества реальным инвесторам и производителям.
2. Кризис, охвативший экономику России, не обошел и ее составную часть - оборонный комплекс, который представляет собой совокупность научных, промышленных и иных предприятий и организаций различных форм собственности и организационно-правового статуса, осуществляющих разработку, производство, гарантийный надзор и утилизацию вооружения и военной техники, а также другие задачи в интересах экономики страны.
Обладая большими потенциальными возможностями (оборонная отрасль Минэкономики РФ включает 1700 предприятий и организаций, на которых трудится свыше 2 млн. чел.) оборонный комплекс в результате реализации взятых Россией международных обязательств в области военного производства и вследствие финансово-экономического кризиса в стране оказался в тяжелом положении: в 1997г. объем оборонного заказа сократился по сравнению с 1991г. в шесть раз, около 3 млн. чел. оказалось без работы. Востребованность государством оборонно-промышленного потенциала по ряду позиций составляет около 25%.
3. Инвестиционная деятельность в оборонном комплексе имеет следующие основные цели:
создание благоприятного инвестиционного климата в оборонных отраслях промышленности для реализации инвестиционных проектов в области конверсии;
увеличение объема внебюджетных инвестиций, направляемых на развитие производства гражданской продукции;
повышение технологического уровня предприятий и конкурентоспособности выпускаемой продукции;
более эффективное использование производственного, научно-технического и кадрового потенциалов для реализации современной структурной политики;
перепрофилирование и техническое перевооружение предприятий и производств на основе оборудования, технологий и материалов, соответствующих мировому уровню;
улучшение структуры российского экспорта за счет увеличения доли экспорта продукции перерабатывающих отраслей промышленности;
сокращение импорта высокотехнологичного оборудования за счет создания импортозамещающих производств;
разработка и внедрение высококачественной энерго- и ресурсосберегающей техники и технологий;
смягчение социальной напряженности, особенно в городах с большой концентрацией оборонных предприятий;
расширение производства экспортоориентированной и импортозамещающей гражданской продукции;
сохранение рабочих мест и загрузка производственных мощностей, высвобождаемых в результате конверсии.
4. В условиях отсутствия собственных средств у предприятий и недостаточности бюджетного финансирования предприятия ОК вынуждены привлекать кредитные и внебюджетные средства.
В целях стимулирования долгосрочного кредитования оборонных предприятий необходимо:
принять комплекс мер со стороны государственных органов управления (законодательных и исполнительных) по созданию сети инвестиционных банков с предоставлением последним соответствующего льготного режима их функционирования;
2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
Проведенный анализ показывает, что в сложившихся в оборонном комплексе условиях на первый план выходит задача принятия на государственном уровне срочных экономических и организационно-технических мер с тем, чтобы не допустить его развала.
Одним из необходимых условий успешного проведения экономической политики государства в ОК является такая организация его производства, которая позволила бы сконцентрировать все ресурсы в точках роста. А это требует осуществления адекватной рыночной экономике институциональных преобразований, главной задачей которых является создание благоприятной среды для концентрации финансового и промышленного капиталов.
Без концентрации финансового и промышленного капиталов в масштабах, достаточных для успешной конкуренции на мировом рынке, подъем отечественной экономики и достижение целей преобразования оборонного комплекса невозможны.
В условиях ограниченных инвестиций и общего экономического кризиса возникает необходимость поиска путей эффективного использования выделяемых финансовых ресурсов на поддержание производства ОК и повышения активности инвестиционной деятельности. Такими путями могут стать институциональные преобразования оборонного комплекса. В данном разделе автором разработаны концептуальные основы решения этой задачи, заключающиеся в совершенствовании процессов конверсии, акционирования и приватизации предприятий оборонного комплекса на основе новых принципов, в развитии процесса организационно-структурных преобразований и совершенствования лизинговых отношений, осуществлении военно-гражданской интеграции и повышения роли государственного регулирования оборонного производства и инвестирования ОК.
Центральной задачей проводящихся в оборонном комплексе в последние годы преобразований является трансформация системы хозяйствования, основанной на чрезмерно централизованной государственной собственности, в многоукладную смешанную экономику рыночного типа с соответствующими методами регулирования и управления.
2.1. Акционирование и приватизация предприятий оборонного комплекса: задачи, принципы и результаты
Приватизация и акционирование в оборонном комплексе, как и в других отраслях промышленности, началась практически со второй половины 1992 года после выхода Указа Президента РФ от 1.07.1992 года №721 “Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества” и Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год.
С целью организации делового взаимодействия между бывшими Госкомоборонпромом и Госкомимуществом, введения процесса приватизации в ОК в рамки приоритетов государственных интересов был подготовлен Указ Президента РФ от 19 августа 1993 года № 1267 “Об особенностях и дополнительных мерах государственного регулирования деятельности предприятий оборонной промышленности”.
В отечественной программе приватизации предприятия оборонного комплекса занимают особое положение. Особенность акционирования и приватизации в ОК обусловливается тем, что в своей совокупности предприятия ОК представляют собой самый развитый в техническом, технологическом и интеллектуальном плане сектор государственной собственности, является наиболее привлекательным для потенциальных отечественных и иностранных инвесторов. В то же время стартовые экономические условия процесса перехода предприятий ОК на рыночные отношения, их приватизация являются неблагоприятными и характеризуются тяжелым финансово-экономическим положением большинства из них, что усложняет и растягивает по времени этот процесс, делает его болезненным.