ОК сократился почти в три раза.


Доля экспорта продукции гражданского назначения по оборонному комплексу составляет около 20%, в то время как в общем объеме выпуска продукции практически во всех оборонных отраслях промышленности основную часть (более 75%) составляет продукция гражданского назначения /55/.
Приведенные данные свидетельствуют о преимуществе производства продукции военного назначения перед гражданской. Проблема заключается в совершенствовании процесса конверсии, доведении его до логического завершения, точнее, в диверсификации производства. Говорить о нравственной стороне процесса торговли оружием можно лишь при условии равного отношения к данной проблеме всех участников рынка вооружений.
В области инвестиционного сотрудничества внешнеэкономическая деятельность должна быть направлена на:
привлечение государственных, как отечественных, так и зарубежных инвестиций в развитие или организацию производства экспортоориентированной, конкурентоспособной, в том числе конверсионной импортозамещающей продукции;
создание транснациональных финансово-промышленных групп со странами СНГ и другими странами запада с целью развития и восстановления научных и производственных связей на базе взаимной кооперации, взаимных поставок комплектующих изделий и материалов для обеспечения производства продукции гражданского назначения.
Проблема восстановления кооперационных связей приобретает особую актуальность, в условиях когда тотальные дезинтеграционные процессы выявили в каждом из “независимых” государств серьезные структурные и региональные диспропорции, существенно снижающие живучесть военной сферы.
Возможности разработки и производства современной конкурентоспособной военной продукции для рынков дальнего зарубежья оказались одинаково крайне слабыми для стран СНГ. По предварительной оценке Россия может производить лишь около 20% финишной военной продукции.
Для создания собственного производства оборонного назначения требуется время и значительные финансовые средства.
С экономической точки зрения разумнее было бы развивать кооперацию в военном производстве взаимосогласованно, с равноправным партнерством и более эффективно выходить с его продукцией на рынки дальнего зарубежья.
Для успешного решения задач, стоящих перед оборонным комплексом во внешнеэкономической деятельности необходима государственная поддержка по следующим направлениям:
прямое безвозвратное субсидирование из госбюджета отдельных программ (в мировой практике существует два направления субсидирования: для поощрения экспорта и для создания производства экспортоориентированной продукции);
страхование экспорта и производства экспортоориентированной продукции;
предоставление государственных гарантий под крупные экспортные кредиты и под кредиты для производства высококонкурентной, экспортоориентированной продукции, а также контргарантий российским и иностранным банкам, предоставляющим гарантии по контрактам и кредитам предприятиям оборонного комплекса на производство и экспорт продукции;
предоставление налоговых льгот экспортерам, в частности, освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость на продукцию, предназначенную для экспорта, возвращение таможенных пошлин, уплаченных при покупке сырья и комплектующих изделий и оборудования для производства экспортных товаров;
установление льготных тарифов (транспортных), экспортерам при перевозке экспортируемых товаров.
Подводя итоги изложенному, можно отметить, что уровень снижения ассигнований на оборону давно уже перешел все разумные границы. По сравнению с 1990 годом они снижены в 33 раза. Уровень ассигнований на закупку ВВТ и НИОКР в 1996 году составил всего 4,1% от уровня аналогичных ассигнований США /68/.
Если финансирование закупок ВВТ останется на прежнем уровне, то к 2000 году, например, в авиации сухопутных войск останется всего лишь 12% от имеющегося сегодня вертолетного парка, 40% которого простаивает из-за отсутствия запасных частей. Для обновления вертолетного парка сухопутных войск требуется 40-50 вертолетов ежегодно. Однако фактически в последние годы поступает всего по 2-4 машины /68/.


При сохранении существующего положения с финансированием расходов на национальную оборону Россия уже в ближайшие годы лишится возможности разрабатывать и производить современные высокоэффективные образцы вооружения, освоенные промышленностью в 80-х годах. Нормальное серийное производство ВВТ превратилось в дорогостоящее производство единичных образцов, так как объемы производства тех предприятий, которые еще имеют оборонный заказ, составляют всего лишь 5-10% от имеющихся мощностей, а это ниже критического уровня рентабельности производства. Возник критический дисбаланс между производственным потенциалом и фактическим уровнем производства.

Идет распад оборонной промышленности, уже утрачены целые направления военных технологий и производства, в том числе и в таких важнейших сферах, как новые материалы, информатика, аэрокосмическая техника, биотехнология и др. (всего около 300 технологий).
Разрушается кадровый потенциал оборонных отраслей промышленности: увеличивается отток ученых и специалистов в другие структуры, не связанные с научно-технической деятельностью, ухудшается профессиональный и возрастной состав научных работников, что сопровождается разрушением механизма передачи научных знаний, потерей преемственности, утратой научных школ; остается невостребованным высшее физико-математическое и политическое образование. Например, начиная с 1991 года, численность производственного персонала оборонной промышленности РФ ежегодно уменьшается на 10-15%. За 1992-1997гг. кадровый потенциал ОК сократился почти в три раза.
Наряду с общими причинами, характерными для всех отраслей промышленности, на сокращение инвестиций в ОК повлияли и специфические причины, связанные с особенностями функционирования предприятий оборонного комплекса. По нашему мнению, они заключаются в следующем:
приоритетное внимание инвесторов к добывающей, перерабатывающей промышленности, топливно-энергетическому комплексу, телекоммуникациям, сфере услуг;
большая наукоемкость продукции, что требует относительно большого объема инвестиций и на длительные сроки;


нежелание иностранного инвестора вкладывать средства в предприятия оборонного комплекса по политическим мотивам;
необходимость поддержания мобилизационных мощностей;
режимный характер работ предприятий оборонного комплекса;
трудность адаптации специалистов предприятий оборонного комплекса к условиям рыночной экономики.
Основной же причиной, как и отмечалось выше, является недооценка руководящей и регулирующей роли государства на этапе перехода к новым экономическим отношениям, потеря управляемости протекающими процессами.




1.4. Направления деятельности по выводу оборонного комплекса из кризиса и активизации инвестиций



Глубокий кризис, охвативший экономику страны, в оборонном комплексе имеет специфические особенности, основными из которых являются /97/:
экономическое положение предприятий, занятых выполнением государственного оборонного заказа, полностью зависят от уровня его своевременного финансирования;
в ОК с 1992г. накопился избыток мощностей, поскольку госзаказ резко уменьшился, а мобилизационные задания остались на уровне 1986 расчетного года, что усугубляет и без того сложное финансовое положение предприятий;
либерализация цен с 1992г. лишила предприятия ОК собственных оборотных средств;
непрерывное изменение системы управления оборонным комплексом пагубно отразилось на его социально-экономическом и финансовом положении;
отсутствие ясности во внешней политике, в понимании критериев национальной безопасности, военной доктрины, программы вооружений породило неразбериху в оборонной промышленности;
опережающий рост цен на продукцию ТЭК, транспортные перевозки и коммунальные услуги, жесткая налоговая политика привели к катастрофе;
при обвальном снижении объемов производства резко возросли накладные расходы, что привело к увеличению стоимости и снижению конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Анализ результатов экономических преобразований в течение 1992-1997гг. позволяет сделать некоторые выводы, относящиеся как к ОК, так и к промышленности в целом /83,97,102/:
продолжается деградация и промышленности и оборонного комплекса;
усиливается кризис бюджетной системы, вызванный свертыванием производства;
углубляется социальная дифференциация, растет безработица, систематически задерживается заработная плата;
увеличивается стратегическая зависимость России от импорта промышленных и продовольственных товаров;
происходит разрушение наукоемких отраслей, изношенность основных фондов достигает, по экспертным оценкам, 80-85%;
налоговая политика носит ярко выраженный антипромышленный характер;
полностью потеряно управление научно-промышленным сектором - как государственным, так и акционерным, в котором государству принадлежит контрольный пакет акций;
отсутствует концепция вывода из кризиса экономики страны в целом и оборонного комплекса в частности;
задолженность бюджета предприятиям, выполняющим оборонный заказ, составила в 1996г. - 15,6 трлн. руб., в 1997г. - 25 трлн. руб.;



Содержание раздела