Долгосрочное кредитование


концентрация относительно современных основных фондов и квалифицированных работников.
Чтобы долгосрочное кредитование приобрело характер поступательного движения вперед необходимо решить следующие задачи:
принять комплекс мер со стороны государственных органов управления (законодательных и исполнительных) по созданию сети инвестиционных банков с предоставлением последним соответствующего льготного режима их функционирования;
Правительству РФ и Центральному банку РФ необходимо принять неотложные меры по стимулированию отечественных коммерческих структур и частного бизнеса, осуществляющих инвестиционное кредитование;
осуществить комплекс мер по государственному страхованию инвестиционных кредитов, осуществляемых коммерческими структурами, частными предпринимателями;
принять действенные меры по укреплению банковской системы (сегодня отечественная банковская система держится на зыбких подпорках, название которых - ГКО, стоит убрать их и с банковской системой будет то же, что и с национальной промышленностью);
существенно упростить налоговую систему (сегодня в налогах в сконцентрированном виде отражены тяжесть фискальной дани государства, его риски и собственный интерес, в результате- нагромождение налогов, их чехарда).
Кроме того, реализация основных целей инвестиционной деятельности в оборонном комплексе определяется в привлечении внебюджетных инвестиций на основе кредитов коммерческих структур международных финансовых институтов (МБРР, ЕБРР), кредитных линий по межгосударственным соглашениям, международной помощи для целей конверсии.
При этом необходимо изучить опыт привлечения иностранных инвестиций в конверсионные программы оборонного комплекса, проанализировать результаты их использования за последние годы.
Предметом оценки и анализа должны стать случаи нанесения возможного ущерба безопасности страны (экономической, технологической, экологической и оборонной) от участия иностранных партнеров в совместных с оборонными предприятиями проектах.
Имеющийся опыт показывает, что иностранные инвесторы предпочитают вкладывать средства в негосударственные предприятия с правом приобретения части собственности предприятия, на котором реализуется проект. В оборонном комплексе в большинстве случаев необходимо также ограничивать иностранную собственность и по соображениям безопасности.
Анализ показывает, что инвестиционная деятельность в оборонном комплексе должна иметь следующие основные цели:
создание благоприятного инвестиционного климата в оборонных отраслях промышленности для реализации инвестиционных проектов в области конверсии;
увеличение объема внебюджетных инвестиций, направляемых на развитие производства гражданской продукции;
повышение технологического уровня предприятий и конкурентоспособности выпускаемой продукции;
более эффективное использование производственного, научно-технического и кадрового потенциала для реализации современной структурной политики;
перепрофилирование и техническое перевооружение предприятий и производств на основе оборудования, технологий и материалов, соответствующих мировому уровню;
улучшение структуры российского экспорта за счет увеличения доли экспорта продукции перерабатывающих отраслей промышленности;
сокращение импорта высокотехнологичного оборудования за счет создания импортозамещающих производств;
разработка и внедрение высококачественной энерго- и ресурсосберегающей техники и технологий;
смягчение социальной напряженности, особенно в городах с большой концентрацией оборонных предприятий;
расширение производства экспортоориентированной и импортозамещающей гражданской продукции;
сохранение рабочих мест и загрузка производственных мощностей, высвобождаемых в результате конверсии.


Эта работа проводится в двух направлениях:
работа с предприятиями оборонного комплекса по подготовке инвестиционных предложений;
поиск потенциальных инвесторов.
По первому направлению для оказания помощи предприятиям в разработке инвестиционных предложений подготовлены и доведены до всех предприятий оборонного комплекса формы и методические рекомендации по разработке инвестиционных проектов. Принципы и порядок реализации инвестиционных проектов, а также оценки их экономической эффективности будут рассмотрены ниже в разделе 4.


Уже в 1996г. бывший Миноборонпром располагал более двухсотсемидесятью инвестиционными предложениями (проектами), прошедшими предварительную экспертизу и предназначенными для потенциальных зарубежных инвесторов.
Данные проекты направлены на создание и производство экспортоориентированной и импортозамещающей продукции, 69 проектов отобрано для представления потенциальным инвесторам, 12 из них приняты инвесторами для проработки /55/.
С целью поиска потенциальных инвесторов организуются постоянно действующие выставки экспортоориентированной гражданской продукции с участием предприятий оборонного комплекса. Через соответствующие структуры Министерства экономики и Министерства внешнеэкономических связей предложения предприятий ОК направляются в зарубежные представительства.
Традиционным стало участие России в международных выставках вооружения и военной техники, на которых продукция отечественного оборонного комплекса занимает достойное место среди зарубежных аналогов.
Более того, в настоящее время на предприятиях оборонного комплекса сосредоточено достаточное количество передовых разработок, которые не имеют аналогов в мире. Коммерческий успех от инвестиционных программ, вкладываемых в передовые разработки будет определять, прежде всего, правильность выбранного направления по выпуску того или иного вида продукции, для чего необходим детальный анализ спроса на виды продукции, которые могут быть произведены контингентом возможных покупателей и рынков сбыта. Именно отсутствие детального анализа и учета перечисленных выше факторов является одной из важных причин резкого падения объемов производства народнохозяйственной продукции предприятиями оборонного комплекса в предыдущие годы.
Из изложенного выше следует, что на промышленных предприятиях и в научных организациях оборонного комплекса необходимо организовать эффективные службы маркетинга.
О важности маркетинга свидетельствует хотя бы тот факт, что в западных фирмах затраты на реализацию и сбыт продукции достигают от 40 до 50% от общей величины издержек производства /70/.
Ключевая роль маркетинга в обеспечении успешного функционирования предприятий ОК определяется не только детальным знанием рынка, но и его влиянием на планирование деятельности предприятий по производству продукции, которая пользуется спросом, а также на придание ей необходимых потребительских свойств. Полноценные маркетинговые структуры помогут свести к минимуму коммерческий риск и обеспечить получение прибыли при реализации на рынке.
Начиная с 1996г., в рамках международных и межведомственных соглашений ведется работа по организации международного сотрудничества предприятий и организаций Минэкономики в области производства гражданской продукции более чем с 40 странами мира.
С фирмами этих стран создано более 250 совместных предприятия, с участием зарубежного капитала, доля которого в уставном фонде составляет в среднем 45%. Около 150-ти предприятий принимают участие во внешнеэкономической деятельности /55/.
В условиях резкого снижения заказов Министерства обороны, высвобождения производственных и научных мощностей, острой нехватки бюджетных средств внешнеэкономическая деятельность становится важным источником получения предприятиями оборонного комплекса средств для сохранения своих мощностей.
Ее целью является - кардинальное ускорение научно-технического прогресса на основе более полного использования передовых технологий и новейших средств производства, преимуществ международного разделения труда, производственно - финансовой кооперации с зарубежными фирмами, иностранных инвестиций и предпринимательского опыта.
Во внешнеэкономической деятельности работа ведется по целому ряду направлений. Основными из них являются:
обеспечение валютных поступлений от экспорта для обеспечения загрузки и технического перевооружения производства;
вхождение в международную систему разделения труда;
получение доступа к зарубежным высокотехнологическим производствам и технологиям двойного назначения;
создание единого экономического пространства предприятий ОК с предприятиями и организациями государств-членов СНГ и других стран зарубежья.
Экспорт вооружения составляет основную статью дохода от внешнеэкономической деятельности оборонного комплекса. После нескольких лет роста объема поставок вооружения и военной техники на экспорт (1994г. - 1,7 млрд. долл., 1995г. - 3,0 млрд. долл., 1996г. - 3,5 млрд. долл.) в 1997г. он снизился до 2,6 млрд. долл. (по плану - 3,6 млрд. долл.).
Потерю 1 млрд. долл. в экспорте вооружения и военной техники в 1997г. специалисты объясняют, в первую очередь, кадровыми и структурными изменениями в системе отечественного оружейного бизнеса.
Новое руководство госкомпании “Росвооружение” планирует в 1998г. принести стране 3 млрд. долл. живыми деньгами. Портфель заказов в текущем году составляет 8 млрд. долл. /91/.



Содержание раздела