Типы ролевых игр


Какой бы ни использовался термин, не приходится сомневаться в том, что для многих задач именно процесс дебрифинга является временем, когда приобретенный урок запечатлевается в сознании ученика. Именно в этом пункте возможно проанализировать последствия действия и сделать выводы. Именно здесь можно вычленить все ошибки и недоразумения.

Главным же является то, что только с помощью хорошо проведенного дебрифинга удастся выявить скрытый смысл переживаний учащихся и составить планы дальнейшего изучения темы.
 
 
Последующие мероприятия
 
 
Поскольку мы начали с того, что подчеркнули, сколь важно учитывать место ролевой игры в составе всего учебного курса, то теперь обязаны подумать над естественным способом, которым упражнение поведет учеников к следующему занятию.
Если ролевая игра была призвана обучить какому-то навыку или проиграть непривычную ситуацию, то будет логично повторять ее до тех пор, пока не будет достигнут необходимый уровень умения. Если ее задачей было поднять вопросы, то последующие мероприятия следует организовать так,чтобы на них были даны ответы. Иногда ролевая игра будет использоваться для повышения осознания предмета или проблемы, и группа может пожелать обсудить, что делать дальше; в других случаях ролевая игра окажется своего рода резюме, заключительным звеном в последовательности инструкций.
Независимо от целей использования ролевой игры, всегда следует думать о связи между ней и дальнейшей деятельностью. Такая деятельность может включать в себя написание сочинений, дальнейшее чтение специальной литературы по предмету, официальные уроки, другие ролевые игры или моделирования, или даже практическое применение усвоенного материала. Главное - не оставлять ролевое упражнение в вакууме.
Если наставники будут придерживаться системы в практике ролевой игры, то они смогут эффективно использовать время и наличные ресурсы. Наверно, еще важнее то, что им удастся вплотную приблизиться к намеченному, не прибегая при этом к обходным путям.
 
4. ТИПЫ РОЛЕВЫХ ИГР
 
 
 
 
 
Основные категории ролевой игры
 
 
 
 


Очевидно, что большинству людей, которые пишут или говорят о ролевых играх, все последние кажутся принципиально одинаковыми, а различные авторы или преподаватели имеют дело, по их мнению, с событиями одного порядка. Делая такое предположение, эти люди в лучшем случае лишают себя возможности использовать этот прием так эффективно, как могли бы; в худшем же они обнаруживают, что их сессии разваливаются или развиваются в причудливых направлениях.
Ролевая, игра является разновидностью коммуникации. Ее, как и другие коммуникативные средства, можно использовать для передачи посланий, выражения или возбуждения эмоций, переговоров и убеждения, а также для многих других целей. Слова одни и те же - отличен смысл.

Хотя наставники могут не осознавать различия типов ролевой игры, своими фактическими указаниями, способом организации и управления играми они показывают, что подсознательно понимают разницу. Разные типы ролевых игр требуют различных подходов; способ, которым представляется ролевая игра, описание ролей, фасилитация и заключительный анализ будут меняться в соответствии с типом разыгрываемой ролевой игры. Если применяется неправильный подход или наставник не может сообразить, с какой разновидностью игры он имеет дело, ученики могут запутаться и не получить необходимой помощи.
Можно провести определенное и важное различие между ролевыми играми, касающимися практики навыков и приемов, и теми, что имеют дело с изменениями в понимании, чувствах и установках. Примером первых мог бы выступить тренинг интервьюеров и продавцов, когда этих людей просят разыграть паттерн поведения в смоделированной ситуации. Примером вторых могло бы стать исследование различных аспектов принадлежности к меньшинству или попытка повысить понимание учеником форм группового поведения, или изучение поведения во время торгов.
Чрезвычайно важно проводить сессию в соответствии с типом используемой ролевой игры. Если разыгрывается игра первого типа (развитие навыков), то инструктору придется убедиться, что тренируемым был предложен правильный подход к проблеме. Чтобы охватить весь круг вероятных проблем и ограничений, с которыми сталкиваются люди на деле, необходимо тщательно подобрать условия и ролевые предписания. Участник тренинга должен быть проведен через серию дифференцированных ситуаций, призванных показать поступательную последовательность проблем. Для оценки эффективности действий участников будет проведен дебрифинг, исходящий из первоначальной структуры работы, заданной инструктором.



Например, участникам может быть предложено использовать определенные слова или совершить некие последовательные действия; в этом случае в дебрифинг будет включаться проверка соответствия этому паттерну. В конце участникам часто будет даваться возможность повторить упражнение и выполнить его лучше.
Совсем иначе проводятся игры второго типа, направленные на исследование чувств и установок. В процессе введения больший акцент будет делаться на описание проблемы, нежели на ее решение. Рамки самой ролевой игры будут не такими тесными, благодаря чему у игроков будет больше возможностей втянуться в игру и проявить свои личные качества и опыт. Для выявления особых аспектов проблемы в ролевой игре можно прибегать к различным методам - слежка, alter ego (другое Я) и групповому консультированию.

Как только игроки втянутся в исследование собственных и чужих чувств, ролевая игра может сделаться эмоциональной. По окончании игры наставнику следует потратить какое-то время на изучение причин некоторых реакций и провести тщательно структурированный дебрифинг, чтобы гарантировать возврат учащихся к реальности и отсутствие у них каких-либо тревог, связанных с ходом ролевой игры.
Эти две широкие категории могут быть разбиты на более узкие в соответствии с шестью функциями, которые могут выполнять ролевые игры. В этом состоит один из способов классификации ролевых игр. В основной же части данной главы будет рассматриваться классификация, которую разработал и которой пользуется автор. Ее достоинством является различение между разными требованиями к способам проведения инструктажа, самой игры и дебрифинга. Эти отличные друг от друга требования во многом вытекают из способов, которыми ролевые игры захватывают игроков эмоционально.

Поэтому очень важно убедиться, что для наставника не станет внезапным открытием тот факт, что он имеет дело с ролевой игрой, которая развилась в нечто более бурное, чем предполагалось изначально. Другие способы классификации ролевых игр будут обсуждены в этой главе позднее.
Шесть функций, на которых основана данная классификация, представлены в левом столбце таблицы на рисунке 4.1.
Другим параметром этой классификации является личность главных игроков, или протагонистов. Игроки часто играют учеников, но так бывает не всегда. Они могут играть самих себя или других персонажей - например, ученика, с которым они работают в паре, или абсолютно постороннего человека. Таким же образом может изображаться наставник или лицо, находящееся за пределами тренирующейся группы.

Этот второй параметр, протагонист представлен в горизонтальных строках таблицы.
Обычно на практике не используются сразу все варианты, представленные в клетках таблицы, но каждый образ охарактеризован кратким высказыванием. Поскольку все эти фразы носят абстрактный характер, в Них нет четкой определенности, которая свойственна реальному описанию, но это не имеет никакого значения, коль скоро читатели определят, какое место занимает в схеме их конкретная ролевая игра. Классификация ролевых игр не просто академическое упражнение. Каждая категория требует особого подхода к проведению инструктажа, самой игры и дебрифинга, и это утверждение будет развито в дальнейшем.

Таблица составлена в соответствии со степенью включенности учащихся в игру. Категории, представленные левее и ниже, предполагают наибольшую степень вовлечения; правее и выше - наименьшую.
 
А. Описание
 
В рамках этой категории ролевая игра используется как средство коммуникации для описания ситуации, которую можно нагляднее представить в инсценировке, нежели в устном изложении.
Наставник может показать, насколько трудно избежать эскалации напряженности, когда один из протагонистов занимает непримири-
 
 
 
мую позицию. Он может сделать это, взяв на себя роль профсоюзного организатора, тогда как один из учеников сыграет роль менеджера или рабочего предприятия.
 
 
 
Двое подростков могут пожелать показать своей юношеской группе, как они видят проблему родительской опеки в типичной ситуации.



Содержание раздела