Выбор ролевой игры


Его всегда можно разработать, это действительно легко; нелегко упростить сложные интеракции, которые уже начали развиваться.  
ПАМЯТКА. Будьте проще.
 
 
 
Выбор ролевой игры
 
 
Порядок проверки выбора ролевой игры или пригодности той, что уже имеется, представлен на рисунке 4.5.


Рис. 4.5. Выбор ролевой игры
 
Каждый тип ролевых игр, описанный в данной главе, отражает оправданное и эффективное применение техники. Важно, чтобы наставники четко понимали, какого типа игру они намереваются использовать. Если они используют один тип, но применяют приемы, соответствующие другому, то возникает реальная опасность отдаления учеников от сути дела, разочарования или даже нанесения им вреда.

С другой стороны, сочетание правильно выбранного типа игры с правильным стилем создает чуткий и точный инструмент обучения.
 
 
5. ПОДГОТОВКА К РОЛЕВОЙ ИГРЕ
 
 
 
 
 


Представление ролевой игры участникам
 
 
 
 
Планирование ролевой игры в известной степени зависит от ее места в общей учебной программе. Если она устраивается в начале курса, то вам следует разъяснить, каким образом будет структурирован весь курс и почему вы его начинаете с игры. Если сессия намечена в середине курса, то необходимо просмотреть изученное, оценить достигнутое и выбрать конкретный способ, с помощью которого ролевая игра осветит определенные аспекты изучаемого предмета.

Если игра должна свести воедино материал, изученный на других дисциплинах, то, вероятнее всего, она органично впишется в курс и потребует минимальных объяснений. В любом случае объем требуемых пояснений во многом будет зависеть от возраста и типа участников. Если упражнения проводятся в школе, то их могут принять без вопросов - чего, конечно, не скажешь о занятиях на производстве.
В отличие от многих ситуаций, в которых ученик легко принимает логическое объяснение, каков будет следующий урок, использование ролевой игры требует преодоления определенных трудностей психологического порядка, что позволит позднее исключить ее возможные отрицательные последствия. Вариантов здесь столько же, сколько существует наставников и студентов. Иногда наставник так бесстрашно приступает к ролевой игре, что никакие тревоги и сомнения не возникают в сознании учеников.

Они охотно и с энтузиазмом берутся разыгрывать свои партии перед сверстниками, рискуя подчас подвергнуться реальной или гипотетической критике со стороны аудитории. Однако в других случаях наставник может наткнуться на серьезные препятствия, прежде чем группа бизнесменов среднего возраста или незрелых самоуверенных юнцов будет готова искренне разделить то удовольствие, которое сулит им игра. Большинство наставников соглашаются с тем, что к первому вступлению в ролевую игру следует подходить серьезно.
Большая часть взрослых и немало детей относятся к термину разыгрывание ролей с подозрением. Хладнокровное оповещение группы о том, что сейчас мы разыграем ролевую игру, может нанести смертельный удар по упражнению, которое намеревался провести наставник. Страх выступления и боязнь публичного самораскрытия отпугивают практически всех, за исключением наиболее ярко выраженных экстравертов.

Если ученики разыгрывают ролевую игру впервые или их прошлый опыт игры был неудачным, то для наставника важно потратить время и приложить старания к осторожному и постепенному изложению идеи.
В целом можно выделить два основных способа подготовки новичков к ролевой игре. Выбор будет зависеть от возраста учеников и их мотивации. В первом случае, который более всего подходит при обучении взрослых и тех, кто высокомотивирован к усвоению материала, сам предмет используется в качестве ввода.

Другой способ предполагает использование разминочных упражнений, и его можно порекомендовать в работе с детьми или с теми взрослыми, цели которых не определены четко.
 
 
Постепенный ввод в ситуацию ролевой игры
 
 
Главное в этом подходе - не навязывать ученикам ролевую игру, а дать ей развиться естественным образом в процессе изучения интересующих их проблем. Это лучше всего проиллюстрировать примером.


Давайте предположим, что руководитель молодежного клуба или социальный работник хочет исследовать отдельные проблемы власти и взаимопонимания между родителями и детьми. Группа уже признала, что к вопросу о границах родительских полномочий можно подходить по-разному. Наставник спрашивает группу:
Можете ли вы привести мне пример ситуации, в которой кто-то из родителей наверняка захочет употребить власть?
Да, например, когда речь идет о позднем возвращении домой с вечеринки. Да, особенно если вы девушка. Как поступили бы родители?
Возможно, встретили бы вас у входа и велели отправляться спать, а весь разговор будет утром.
Итак, предположим, что родители завтракают, и тут входит дочь, которая накануне пришла домой поздно вечером. Что они скажут? Как ты думаешь, во сколько ты вчера вернулась? Кто это говорит?

Отец.
И что отвечает дочь?
Ты знаешь, во сколько, ты меня встретил в холле. А что тогда сказал бы отец? Не хами мне.
Что все это время делает мать?
Ну, я думаю, что она ждет, когда сможет вставить слово. И что бы она сказала?
Я думаю, она попытается немного разрядить обстановку. Что она сказала бы дословно? Тебе хотя бы понравилось на вечере?
Отлично, с возможным началом мы разобрались. Давайте постараемся представить, что произойдет, начиная с этого места. Итак, вы предположили, что отец мог сказать: Как ты думаешь, во сколько ты вчера вернулась?

Давайте поставим здесь стол для завтрака и посадим за него двоих родителей. Ты входишь и садишься есть, а отец - ты, например, - говорит: Как ты думаешь, во сколько ты вчера вернулась?, а ты отвечаешь: Ты знаешь, во сколько, ты меня встретил в холле. Отсюда мы и продолжим.
Таким образом, начинается ролевая игра - с проблемной ситуации и начальными репликами, предложенными группой. Заметьте, что воображаемая деятельность вроде завтрака или заполнения анкеты помогает заполнить первоначальные паузы и позволяет игрокам физически занять себя.
В некоторых случаях полезно начинать издалека. Начав с проблемы вообще, вы можете постепенно придать ей конкретные очертания и выделить тот аспект межличностного взаимодействия людей, который и является предметом настоящего изучения. Тогда появится возможность использовать примеры и развернуть ролевую игру.

Проблемы или трудности, если таковые возникнут вообще, будут носить скорее, ситуационный, а не поведенческий характер - то есть порождаться самой ситуацией, а не поведением участников. Одно от другого отличить нелегко. Но если наставник сможет изначально сделать упор на общую ситуацию, те ограничения и эффекты, которые порождаются не индивидуальным поведением, а системой, то будет более вероятно, что ученики легко воспримут ролевую игру.

Кроме того, вам нельзя поддаваться искушению представить проблему так, что станет очевидным ваше собственное решение; от вас, как показывает следующий пример, требуется оставить исход дела на усмотрение учеников.
Не хотел бы кто-нибудь поделиться своей сегодняшней, самой крупной проблемой? Да, Джон, так в чем же она?
Что касается меня, то дело в ошибках и лишней работе, которые допускает при расчете накладных счетная система компьютера. Но мне казалось, что компьютеры ускоряют работу? Да, но наш компьютерный отдел пользуется очень жесткой системой. Чего стоит, например, их требование переводить все в цифровой код.

А ошибки? Как может компьютер ошибаться?
Я думаю, что дело не в самом компьютере, а в неправильной проверке данных.
Что говорит начальник компьютерного отдела? Ну, я думаю, что на него давят. Но похоже, что система не в состоянии делать элементарные исправления без того, чтобы не извести гору бумаги.

А задержки в оформлении накладных наносят нам большие убытки. Что вы предпринимали?
Конечно, я жаловался - советовал ему немного встряхнуть мозгами. Может ли кто-нибудь предложить другой подход? Я думаю, что можно было бы обратиться к нему за помощью и содействием, объяснить проблемы и спросить, чем ему можно помочь. Это, Дэвид, звучит разумно; как бы вы начали разговор?

Я бы сказал примерно так: Нельзя ли нам обсудить проблему накладных и посмотреть, что с ней можно сделать?
Прекрасно, не хотите ли попробовать? Сьюзен может быть начальником компьютерной службы, а Джон мог бы следить и подсказывать, когда это будет необходимо.
Заметьте, что наставник не начал со слов Что нужно изменить в работе компьютерных операторов? или Как гарантировать, чтобы человек, проверяющий накладные, учитывал в первую очередь интересы производства и согласился на другую систему кодировки? Выбор возможных решений и способов их проведения в жизнь остается за учениками.



Содержание раздела