Другим немного необычным аспектом распределения ролей является встраивание в игру ряда вспомогательных ролей. Это удобные ключевые позиции, которые занимают ученики, способные отчасти взять на себя груз проведения ролевой игры. Больше всего такой вариант подходит к игре по типу общественного митинга, практикуемой в школах, но его, без сомнения, можно использовать и в других случаях как способ разгрузки измученного наставника.
Инструктаж зрителей
Зрители бывают полезны в одних ролевых играх, важны в других и бесполезны в третьих. Типичной ситуацией, в которой возникает нужда в зрителях, является использование ролевой игры для тренинга навыков или отработки учеником каких-либо действий. В некоторых случаях зрителем может выступать наставник, в других будет полезно дать ему в помощь одного или нескольких учеников.
Зрители также могут сами участвовать в ролевой игре в качестве репортеров или кого-то еще; они могут сидеть или стоять в стороне от игроков или же могут наблюдать за действием из другой комнаты через односторонние экраны либо по видео.
Отчасти самая полезная информация для ролевых игр появляется на стадии дебрифинга, и поэтому важно уделить пристальное внимание методам наблюдения, а зрителям дать исчерпывающие инструкции. Возможно, что первоначальный разработчик игры будет четко представлять, за чем следить; может случиться и так, что структура и наблюдение окажутся делом наставника или же к решению вопросов наблюдения подключатся сами игроки. Последнее, конечно, станет гарантией того, что отчеты зрителей будут иметь для игроков большее значение, коль скоро они были уполномочены самими игроками.
ПАМЯТКА. Вы можете снизить уровень тревоги у участников, привлекая их к выбору предмета наблюдения.
В любом случае, какая бы подготовка зрителей ни проводилась, наставник должен убедиться, что наблюдением охвачено как содержание (то, что фактически происходило во время ролевой игры), так и процесс (как или почему это происходило) ролевой игры.
Наблюдение за ролевой игрой может вестись на нескольких уровнях. Иногда возникает необходимость фиксации отдельных видимых действий игроков, их движений и речи; это не требует глубоких умозаключений. Кроме этого, может быть поставлена более тонкая задача выделения абстрактных характеристик - таких как искренность, агрессия, поддержка; это требует суждений гораздо более высокого уровня и - в идеальном варианте - подготовленных и опытных зрителей, в том случае, если их выводы будут браться за основу дебрифинга.
Большинству наставников вряд ли выпадет случай заполучить подготовленных зрителей, и потому им придется инструктировать тех, кто есть. Им также следует сделать на это скидку и не слишком полагаться на зрительские комментарии, которые касаются не очевидных событий, а установок и намерений игроков.
Схемы наблюдения
Для анализа межличностных коммуникаций психологами было разработано немало специальных схем наблюдения. В соответствии с этими схемами зритель отмечает примеры таких действий, как проявление пассивного согласия, проявление напряжения, запрос о мнении, запрос об ориентировании, повторении, подтверждении. Эти листы наблюдений были разработаны на основе теоретических положений и применяются в экспериментальной деятельности.
Кто говорил больше всех/меньше всех?
Когда участники перебивали друг друга?
Какие вопросы/доводы остались без ответа?
Как изменялась во время сессии общая атмосфера?
Какие возможные решения остались без внимания?
Поддерживали ли говорящие зрительный контакт?
Слушали ли участники друг друга?
Поощрялись ли участники к высказыванию своих взглядов?
Тем временем сами игроки могут читать сценарий, знакомиться с ролями и, возможно, разыгрывать какие-то предварительные игры в качестве разминки.
Другие приготовления
Прочие приготовления будут зависеть от способа организации ролевой игры. В некоторых случаях наставникам нравится использовать реквизит, в других - количество дополнительных материалов сводится к минимуму. Это фактически зависит от цели ролевой игры, типа учащихся и личного стиля работы наставника. Скромный реквизит может помочь в создании нужной атмосферы; при его избытке игра будет напоминать театральную постановку.
Иногда вспомогательный материал является органичной частью ролевой игры. Он может потребоваться в случае, когда игроку проходится что-то записывать, что-то нести или что-то проверять. Если в игре используется обращение ролей, например для того чтобы учащиеся смогли осознать проблемы лиц противоположного пола, то мужчинам можно раздать
Предложение. Поведение, направленное на выдвижение новой концепции, идеи или образа действия (и оно является осуществимым).
Построение. Поведение, которое расширяет или развивает предложение, внесенное другим лицом (и оно является осуществимым). Поддержка.
Поведение, которое предполагает сознательное и прямое заявление о поддержке или согласии с другим лицом или его концепциями.
Несогласие. Поведение, которое предполагает сознательное, прямое и обоснованное заявление о расхождении во мнениях с другим лицом или критику его концепций.
Защита/нападение. Поведение, которое направлено на нападение или на защиту собственной позиции индивида. Поведение по типу защиты/нападения обычно предполагает открытые ценностные суждения и часто отличается повышенной эмоциональностью.
Блокирование/создание трудностей. Поведение, которое создает препятствие или блок на пути предложения или концепции другого лица без выдвижения альтернативного предложения и обоснованного объяснения своего несогласия.