Особенности личности


В конце концов, не каждая мачеха оказывается чудовищем, не каждый социальный работник носит джинсы, есть много нянек не женского, а мужского пола, имидж которых не совпадает с общепринятым.  
Особенности личности
 
Этот способ описания роли был популярен в период, когда ролевые игры только начали получать широкое распространение. Многие наставники продолжают пользоваться этим методом - особенно в случае, когда у них есть общая идея ролевой игры как техники, но нет времени или возможности глубинного исследования предмета.
Типичное описание роли звучит в данном случае так: Вы - женщина примерно 45 лет, которая довольно агрессивна с людьми младшего возраста, но вежлива с теми, кто старше ее. У вас хорошее чувство юмора, и вы очень аккуратны. Вы не можете понять, почему так много подростков вступают в добрачные сексуальные отношения; вы чутки к нуждам недееспособных людей.... Или Вы - молодой человек чуть старше 20, с необузданным характером. Вы весьма нервный субъект и терпеть не можете животных.

С другой стороны, вы любите детей и добры к ним. Вы авторитарны на службе, но верите в демократию брака...
 
!ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!
 
Избегайте определения роли посредством перечня личных качеств. Воспользуйтесь каким-нибудь другим методом (см. также главу 5 - Подготовка к ролевой игре).
Этот способ описания предоставляет большую свободу литературным амбициям автора, но он также ограничивает игрока, помимо всех тех недостатков, которые обсуждаются в разделе главы 5, касающейся написания инструкций к ролям.
Структурные ограничения были представлены с точки зрения способов, которыми определяются роли. Другим подходом к той же проблеме будет рассмотрение правил, которыми регулируется ролевая игра - либо заявленных, либо подразумеваемых. Джеймс Коулман (James Coleman) (Boocock and Schild, 1968) разделил их на процедурные правила, в которых отражаются действия и функции, имеющие место при социальной интеракции; ограничения в поведении, которые описывают обязательства, возлагаемые на играющего данную роль в реальной жизни; личные цели, которые в значительной мере определяют структуру ролевой игры; реакцию среды, которая представляет собой вероятностную реакцию окружения на статистические события; и охранительные правила, которые описывают последствия нарушения какого-либо из правил ролевой игры.

При установленных правилах каждый игрок рассматривается как лицо, формирующее среду обитания для остальных игроков.


Рис. 4.4. Определяющие характеристики
 
Характеристики
 
Ролевые игры можно классифицировать, составив списки определяющих характеристик - таких как время, в котором протекает их действие: прошлое, настоящее или будущее. Читатель может составить собственные списки из некоторых характеристик, рассматриваемых в данной книге; единого общепринятого перечня не существует. Создать такой список помогут примеры, представленные на рисунке 4.4.
 
 
Метод


 
 
Ролевые игры можно классифицировать по методам их фактического проведения - таким как метод аквариума, параллель, обращение роли. Список этих методов представлен на рисунке 7.2 в главе 7.
 
 
Использование классификаций
 
 
К этому моменту уже может набраться порядочное количество читателей, которым классификация ролевых игр представляется академическим упражнением для тех, у кого нет желания или способностей к самому проведению игр. Нельзя отрицать теоретическую ценность классификации и распределения по категориям. Всегда важно установить, об одном ли и том же ведется речь и до какой степени, а система классификации помогает точно определить предмет дискуссии.

Более того: таксономия часто предлагает направления исследования, поскольку более четко показывает связи между внешне различными темами.
 
'. ПОДСКАЗКА. Размышления над классификацией ролевых игр помогает их
 
• создавать и проводить.
 
Если бы функции классификации сводились только к этому, то вряд ли стоило бы посвящать несколько страниц обсуждению различных взглядов на все многообразие ролевых игр. При создании и проведении ролевых игр системы классификации, представленные выше, способны оказать, по меньшей мере, троякую помощь:


 

  • прояснить задачи и цели;
  • гарантировать комплексное упражнение;
  • помочь исправить ошибки.

Задачи
Выбор типа ролевой игры вынуждает наставника подумать о его целях и задачах. Если функция ролевой игры состоит в развитии специальных навыков, то обращение к стилю, который сосредотачивается на эмоциональных установках игроков, окажется контрпродуктивным. Если используется игра, роли в которой вращаются вокруг функций, власти и взаимоотношений, то вмешательство личных познаний, навыков или опыта способно запутать вопрос.

Таким же образом перенос ролевой игры в прошлое может затушевать ее приложимость к проблемам текущего дня; может быть, было бы лучше оставить ее в настоящем или даже перенести в будущее.
Для прояснения задач классификациями можно пользоваться повторно, вновь и вновь: наставник, пставивший ряд первоначальных задач, может задуматься над конкретным способом проведения ролевой игры, и его решение способно слегка изменить направление, чтобы использовать технику оптимальным образом. Это, в свою очередь, может привести к новой модификации техники - и так до тех пор, пока не будет найдено наилучшее на данный момент решение.
 
 
Интеграция
 
 
В разработке и использовании любого учебного материала или упражнения важным моментом является сведение всех его элементов в согласованное целое. В случае ролевых игр это значит, что сценарий, роли и краткая предыстория должны соответствовать таким аспектам действия, как детали, атмосфера и т. д. Помимо этого, способ, которым проводится дебрифинг, должен совпадать с сюжетными линиями игры, а не казаться чужеродным довеском, бездумно прибавленным к ее концу. Как только бывают определены характеристики и тип ролевой игры, наставнику становится удобнее оценить, насколько хорошо подогнаны друг к другу ее отдельные элементы.

Определение типа игры дает наставнику нечто, объединяющее начало, середину и конец упражнения, и гарантирует, что не останется никакого не-объясненного разрыва, к примеру, между поставленными в ролевой игре задачами и вопросами, которые будут задаваться во время де-брифинга.
 
78
 
Эффективный тренинг с помощью ролевых игр
 
Проблемы, связанные с исправлением ошибок
 
Иногда ролевые игры не удаются. Чаще бывает, что они работают, но не так хорошо, как ожидали их автор или организатор. Опытные пользователи ролевых игр хорошо знакомы с этим явлением.

В подобном случае наставник - скорее всего, вконец измотанный своими стараниями - спишет неполноту успеха на что-то такое, не то время, не ту атмосферу, бездарность учеников или коллег или просто на гримасы судьбы. Возможно, что спустя какое-то время ему захочется окинуть случившееся более строгим взглядом, чтобы разобраться, где таился изъян. Классификация различных типов ролевой игры может стать способом внести некоторую структуру в анализ игры после ее завершения.
Есть много причин, по которым ролевая игра может протекать менее успешно, чем ожидалось. Очень часто это оказывается вопросом несовпадения ожиданий наставника и ожиданий учеников. Такое чаще всего происходит, когда наставники работают над одним набором посылок, но сообщают другой своими фактическими инструкциями и техниками. Наставники могут хотеть, чтобы ученики увидели, как они могли бы повести себя во время интервью, то ест повысить их чувствительность к собственным действиям и речи, однако сами, структурируя сессию, перегружают ее таким количеством технических деталей, что тем приходится пробираться сквозь дебри самого моделирования. В другом случае целью наставников может быть ознакомление учащихся с экономическими проблемами африканского племени, но ролевую игру они пишут так, что реальный конфликт возникает между игроками, тогда как должен был развиться между ними и силами природы (или правительственной бюрократией).

Своими попытками определить тип выбранной игры и проверить соответствие ему планов и инструкций наставники могут постепенно устранить проблемы, возникшие в ходе ролевой игры.
Одной из самых распространенных причин неудачного проведения ролевых игр является их чрезмерное усложнение. Ролевые игры должны быть настолько простыми, насколько позволяет изучаемый предмет. Не стоит пытаться сделать слишком многое за раз.

Поэтому идеальным вариантом будет в принципе определиться с типом техники, которая будет использоваться для достижения конкретной цели, и сконцентрироваться на ней. Обдумайте задачи, стоящие перед сессией, возможности учеников, наличные ресурсы и возможные сценарии, затем выберите самый простой и понятный подход, которого и придерживайтесь.



Содержание раздела