Демаркационная линия между ними тонка, и любой наставник, который предписывает ученикам развить и изучить их эмоции, должен помнить, что может ступить на потенциально опасную почву.
Ключевым фактором здесь является степень, в которой инструкции, даваемые до игры, и обсуждение, проводимое после нее, затрагивают личность и существование самого игрока. Если целью ролевой игры четко поставлено осознать проблемы и позиции других людей либо посредством примерки на себя их качеств, либо помещением себя
(как себя) в их ситуацию, то в этом случае любое эмоциональное чувство можно расценить как свойственное игроку, пребывающему в роли.
Если, с другой стороны, внимание заостряется на реальных особенностях личности самого игрока и эмоциях, характерных для него в ситуации, предложенной ролевой игрой, то речь идет о терапевтической ситуации, целью которой является изменение личности ученика. Показателем ролевых игр этого типа становятся интимные вопросы наставника или других зрителей насчет эмоциональных или скрытых причин поступков игрока.
Смысл, который в каждом случае вкладывается в игру, очевиден. Если наставник хочет сохранить ролевую игру в рамках обычной обучающей или образовательной среды, то он должен ограничиться в изысканиях, которые предусматривались или разрешались в последующем обсуждении ролевой игры. Если речь в ролевой игре шла, например, о чернокожем подростке, которого допрашивает полиция, то обсуждение могло бы проходить приблизительно так:
Наставник. Что ты почувствовал, когда он тебя остановил? Ученик. Я испугался.
Наставник. Почему ты испугался?
Ученик. Потому что он так и навис надо мной. Я знал, что ничего такого не сделал, но чувствовал, что могу сказать что-то не то.
Я не знал, что будет дальше.
Вплоть до этого пункта дискуссия шла по поводу реакции ученика в пределах роли. Следовательно, любые беспокойство или тревога, вызванные обсуждением, имеют отвлеченный характер, так как мы рассматриваем эмоции персонажа.
Наставник. Ты когда-нибудь испытывал что-либо подобное в реальной жизни?
Теперь мы ступаем на более чувствительную почву. Ученик. Да.
В этой точке у наставника есть выбор: он может вторгнуться в личную жизнь и эмоциональные проблемы ученика и использовать опыт как основу для извлечения общих уроков и тем для последующей проработки. В противном случае он может повести себя так:
Наставник. Расскажи нам побольше о случаях, когда у тебя возникало это чувство страха перед лицом власти. Что заставляет тебя чувствовать себя именно так?
Или:
Наставник. Почему ты думаешь, что при общении с властями люди испытывают страх? Как ты считаешь: менял ли что-нибудь тот факт, что ты играл чернокожего?
Что можно было изменить, чтобы избежать этой ситуации?
Здесь, как в игре Дж. М. Пристли Опасный угол (J. М. Priestley, Dangerous Corner), существует момент, когда наивный или нечувствительный наставник может нечаянно свернуть с истинного пути. Следует всегда задаваться вопросом: Какова цель ролевой игры?
Что я стараюсь исследовать: потаенную душу этого ученика или проблемную ситуацию, которую мы изучаем? В этом случае вопросы сами автоматически укажут объект исследования: либо человека - с вероятностью попасть в терапевтическую ситуацию со всеми вытекающими из нее опасностями, либо персонажа и ситуацию, что является обычным предметом образования или тренинга.
!ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!
Будьте осторожны, сопоставляя общие моменты с частной жизнью участников.
Функция |
Инструктаж |
Игра |
Дебрифинг |
Описание |
Факты |
Зрителей нет |
Фактические ошибки |
Демонстрация |
Нет |
Следите за важнейшими аспектами техники |
Способность выделять важнейшие аспекты |
Тренировка |
Инструкция/ Процедуры |
Следите за следованием процедуре. Повторяйте для последующего упражнения |
Проверка процедур. Проверка до стижения целей. Обратная связь, предоставляемая соперником |
Отображение (рефлексия) |
Опишите задачи в общем. Обучите техникам самонаблюдения |
Поощряйте осознанность действий, мотивов. При необходимости остановите действие |
Проанализируйте причины того или иного поведения |
Сенсибилизация |
Установите атмосферу доверия. Структурируйте роль или игрока, в зависимости от цели |
Вмешивайтесь только в случае, если это желательно в эмоциональном плане |
Исследуйте роль или личность, в зависимости от цели |
Творчество/ Выражение |
Установите свободную, доверительную атмосферу |
Стимулируйте воображение |
Нет |
Рис. 4.2. Сводная таблица типов ролевых игр и их назначение
Два основных подхода
Существуют другие схемы, предложенные разными авторами. Некоторые из них подходят к классификации ролевых игр также, но сводят их только к двум типам. Шоу (Shaw, 1980) называет их структурированными и неструктурированными, а Волькинг (Wohlking, 1980) - ме-тодоцентрированными и развивающими.
В структурированной ролевой игре Шоу (Shaw) отношения и цели предопределены. Все упражнение спланировано заранее, чтобы охватить отдельную ситуацию и исследовать ее с точки зрения способа структурирования. Ограничения и конфликты встроены в роли так, что все упражнение весьма похоже на конкретный случай или проблему, где нужно отыскать одно или несколько решений. Задачей ролевой игры является разрешение конфликтов или достижение компромиссного решения.
В неструктурированной ролевой игре задача направлена в большей степени на то, чтобы игроки исследовали свои собственные проблемы и ситуации. Действие протекает в соответствии с личными познаниями и желаниями игрока и может принимать разнообразные формы и направления. Здесь нет никакого конечного пункта, к которому нужно прийти, и игроки продолжают игру до тех пор, пока сами не захотят остановиться.
Категории Волькинга (Wohlking) сходны с вышерассмотренными. Методоцентрированная ролевая игра соответствует структурированной у Шоу (Shaw) и предназначена для обучения игроков специальным процедурам, методам или техникам. Она предполагает, что на сессии будет рассматриваться ситуация, состоящая из ряда небольших проблем, которые можно решить, предприняв соответствующие шаги или процедуры.
Наставник даст ученику необходимые указания, и всю операцию можно будет повторить несколько раз, чтобы научиться правильной последовательности действий. Примером приложения ролевой игры этого типа могла бы выступить регистрация нового студента или пациента, заказ блюда в ресторане, выполнение финансовой операции в супермаркете или банке или проведение бракосочетания. Это наиболее тесно примыкает к функции Тренировка, представленной на рисунке 4.2.
Ролевая игра развивающего типа, похожая на неструктурированную игру Шоу (Shaw), связана с изучением установок и мотиваций. В ней рассматриваются сравнительно сложные ситуации, и она представляет собой процесс интеграции и применения знаний, усвоенных из разных источников - в том числе и из личных, исходных знаний и опыта ученика. Поведение игроков произвольно, и наставник не выступает в качестве модели. Ролевая игра этого типа включает в себя элементы функций Отображение (Рефлексия) и Повышение чувствительности, представленных на рисунке 4.2; с ее помощью можно обучать коммуникативным навыкам, искусству консультирования и ведения переговоров, а также навыкам ведения групп и групповой
Социальные ожидания
Одним из способов, которым роли определяются в реальной жизни, являются ожидания, порождаемые окружающими людьми. Такой же механизм можно использовать в ролевых играх. Роли, как в игре Счастливая семейка, снабжают именами: Вы - мистер Бун, пекарь или Вы - мисс Плод, дочь полисмена.
Соответственно в ролевой игре: Вы - жена викария, Вы - продавец подержанных автомобилей, Вы - репортер газеты.
Преимущество этого метода определения ролей состоит в его тесной связи с реальной жизнью, однако он имеет тот же недостаток, что и принятие роли в действительности: ожидания людей вращаются вокруг предубеждений, предрассудков и мифов.