Одна участница может сыграть роль дочери, которая спрашивает, можно ли ей прийти домой поздно, другая же сыграет кого-то из родителей. Аналогичным образом ученик может разыграть свою попытку попросить начальника о прибавке зарплаты; в качестве альтернативы он может изобразить ситуацию, описанную другим учащимся, чтобы убедиться в правильном ее понимании. Эта категория очень тесно примыкает к драме. Она и вправду во многом пересекается с импровизированным уличным театром или образовательной драмой. Фабула и ключевые моменты диалога в обоих случаях будут согласовываться заранее. Участники могут спокойно прорепетировать свои действия, хотя бы про себя, и, кроме того, в отличие от привычного театра, целью игры является развязывание дискуссии и другой образовательной активности. Можно представить группу учеников, изображающих конфликт между землевладельцем и крестьянами в восемнадцатом веке, вызванный крупномасштабным огораживанием общинных земель в Англии тех времен, как часть учебного моделирования на уроке истории или эту же сцену, но проигранную профессиональными актерами.
Различие состоит в том, что именно делают игроки для себя, в уровне их актерского мастерства и восприятии ими роли - либо актерском, либо ученическом.
Суть заключается в слабой эмоциональной включенности учеников, разыгрывающих роли. Им нужно понимать ситуацию и получать инструктаж, если они сосредоточатся на ее фактах. Зрители как таковые окажутся не нужны, а первые стадии дебрифинга могут быть ограничены исправлением каких-либо фактических ошибок, прежде чем развернется дискуссия или начнется другое занятие в рамках заданной темы.
В. Демонстрация
Между этой категорией и предыдущей существует значительное сходство, однако в данном случае цель заключается в демонстрации, которая может быть скопирована учеником. Речь идет о том, что социальные психологи называют образцом для подражания. Продавец, демонстрирующий, как заключить сделку с клиентом; социальный работник, показывающий родителям, как играть с ребенком; психолог, демонстрирующий тактику действий при агрессии, или преподаватель иностранного языка, который на конкретном примере показывает особое построение фразы - все это примеры, относящиеся к данной категории.
Эмоциональная включенность здесь снова оказывается минимальной. Внимание сосредотачивается на демонстрируемой или описываемой технике, а игрокам, скорее всего, не понадобится инструктаж, так как они будут воспроизводить знакомые действия. Чаще всего наставники сами проводят демонстрации; в этом случае вероятно, что ученики будут инструктированы как зрители, чтобы знать, чего ждать и на что обращать внимание.
Отчетная сессия не должна принести никаких проблем, за исключением необходимости гарантировать способность учащихся различать важнейшие действия образца. Обсуждение должно привести к составлению списка таких действий.
С. Тренировка
В двух описанных вариантах ролевые игры встречаются сравнительно редко, во всяком случае - в их чистой форме, хотя мы увидим, что эти разновидности зачастую выступают как составные части ролевых игр других типов. Такой вариант распространен гораздо шире. Типичными ситуациями оказываются случаи, когда молодые люди упражняются в социальных навыках; ученики пробуют свои силы в иностранном языке в практической ситуации; менеджеры, консультанты и полицейские развивают навыки проведения собеседований; учителя, продавцы или сиделки психиатрических отделений совершенствуют свои способности к общению с учениками, покупателями или пациентами.
Подготовка к ролевым играм данной группы должна быть тщательной и методичной. Очевидно, что ученик должен понимать поставленную задачу. Необходимо составить определенные указания по способу выполнения работы - например, список, где будет перечислено, что можно, а что нельзя делать; перечень процедур или набор последовательных инструкций.
Такой же первоначальной схемой можно руководствоваться для направления зрителей и проверки выступления учеников.
К примеру, простой набор инструкций для упражнения в проведении собеседования мог бы выглядеть следующим образом: Успокойте пришедших на собеседование; проверьте правильность анкетных данных; выясните причины, по которым заявители ищут работу, расскажите что-нибудь о работе, удостоверьтесь еще раз, что их мотивы поиска и прошлые заслуги соответствуют профессиональным требованиям; в конце встречи дайте кандидатам возможность задать любые вопросы; сообщите им, когда и как вы с ними свяжетесь; поблагодарите их за то, что пришли.
При этом им, возможно, поможет то обстоятельство, что большинством ролевых игр этого типа предполагается участие второго актера, который играет роль интервьюируемого, покупателя, пациента или кого-то еще, кто оказывается нужным в рамках конкретного контекста. Эти второстепенные игроки смогут обеспечить непосредственную обратную связь и сообщить, в какой степени их успокоили или сколь успешно у них выманили щекотливую информацию, и т. д.
Конечно, неподдельность и степень этого страдания будут меняться в зависимости от достоверности постановки, но даже при простейшем урегулировании ситуация сохранит в себе элемент повышенной чувствительности.
Наставник может контролировать уровень эмоций, порождаемых ролевой игрой, в той мере, в которой ситуация прорисована и даны специальные инструкции для игроков. Понятно, что сам по себе процесс приобретения железнодорожного билета не предполагает проявления каких-то эмоций; но они в известной мере возникнут, если сказать человеку, играющему кассира, что кассир плохо слышит или недолюбливает расу или вероисповедание, к которым принадлежит протагонист. И наоборот: обрушить на кого-либо известие о несчастном случае, естественно, означает травмировать этого человека, но если осторожно провести ученика через серию градуированных упражнений и после вооружить его детальным методом подхода к делу, то сессию тренинга можно сделать приемлемой.
Самое серьезное эмоциональное расстройство наносится неструктурированными и неожиданными явлениями.
До сих пор мы не касались горизонтального измерения в рисунке 4.1. Когда мы говорим о применении ролевых игр с целью описания или демонстрации, не слишком важно, кто именно описывает и кто демонстрирует. Однако по мере того как мы будем опускаться по таблице вниз, мы обнаружим, что различие между левыми и правыми столбцами становится более значительным.
Там, где функцией ролевой игры является тренировка, роль, которую играет ученик, обязательно должна отличаться от роли наставника или постороннего лица. В подобном случае он играет либо С1, помещая себя в определенную ситуацию - например, заказывая еду; либо С2, имитируя действия другого ученика или, скажем, лица противоположного пола, возраста, расы; либо СЗ, играя роль, в обычных условиях для него не характерную, - например, менеджера, офицера полиции, председателя, с помощью чего он и обучается конкретной технике.
В том случае, когда в ролевой игре участвует наставник или посторонний человек, мы сталкиваемся с тривиальным примером манекена или подложного пациента, на котором тренируются студенты-медики, медсестры или санитары. Это настолько прочно вошло в подготовку, что в Великобритании возникла и процветает целая организация, Служба Спасения (Casualty Union), издающая собственный журнал, в котором печатаются различные советы и подсказки насчет разыгрывания различных ролей при несчастных случаях, Jключая острые нарушения психики.