Проверка


 
Резюме
 
В системе современного образования слишком часто возникает ситуация, когда разные учителя обучают ряду принципиально различных предметов. Учащиеся могут так и не понять, что все, чему их учили, является частью единого мира, в котором взаимосвязаны все явления. Из-за того, что обучение - иногда даже в производственном тренинге - ориентируется на предмет, а не на проблему, ученику видна лишь часть, но никак не целое.

Ролевая игра может быть использована для обзора и обобщения разрозненного материала. Если сфокусироваться па проблеме, то можно показать, как именно взаимодействуют между собой различные предметы.
Для этой цели можно использовать примеры, приведенные выше; альтернативой этому является другой испытанный сценарий, согласно которому учитель набирает игроков на роли персонажей, изображающих ключевые фигуры, которым приходится отстаивать свою точку зрения, чтобы приобрести какие-то блага или избежать поражения. В курсе физики, например, можно было бы занять учащихся в ролях знаменитых физиков и попросить показать, какую пользу принесли человечеству их открытия. Таким же образом можно было бы подойти к промышленности и предложить ученикам сыграть роли работников из разных отделов фирмы, устроив спор, кто из них представляет большую ценность для всего предприятия.

Это могло бы показать взаимозависимость людей на рабочем месте.
 
ПАМЯТКА. Обдумывая роли, включите в них роль представителя местной общественности, чтобы игроки осознали влияние своих решений на окружающих.
 
 
 
Проверка
 
 
Известно, что проверка является одним из самых скучных дел в образовании и тренинге. С другой стороны, ролевая игра является одним из самых мотивирующих занятий. Поэтому здравый смысл подсказывает объединить обе процедуры.

Конкретный способ, которым это делается, во многом зависит от специфики обстоятельств, но если проявить немного смекалки, то можно будет также объединить элемент игры с элементом соревнования.
 
Оценка
 
В школе или колледже ролевая игра обычно не используется для оценивания. Однако это инструмент, которым в течение многих лет пользовались в крупных фирмах, вооруженных силах и государственных учреждениях. Его основное применение - оценка поведения кандидатов в сложных ситуациях, а также там, где важным элементом является групповая интеракция. Большая часть настоящей книги посвящена преподаванию и тренингу; о ролевой игре как методе оценки рассказывается в главе 9.
Итак, вы познакомились с некоторыми способами включения ролевой игры в комплексную учебную стратегию. Способ, которым курс вписывается в общую картину, при каждой возможности должен быть доведен до сведения учащихся, и, в случае работы со взрослыми, им нужно обязательно дать возможность участвовать в разработке и постановке задач. Учеников, как это всюду повторяется, особенно следует подключать к консультациям по поводу аспектов, которые нужно рассмотреть и зафиксировать.
Кроме того, в некоторых случаях важно вовлекать в процесс руководителей учеников, их коллег или работодателей, чтобы гарантировать полную поддержку любых изменений, над которыми ученики могут захотеть потрудиться. Объем данной книги не позволяет детально рассматривать конкретные формы поддержки, необходимость в которой может быть, а может и не быть. Чуткий и бдительный наставник обязательно удостоверится, что все запросы, которые могут возникнуть при изменении посредством игры установки или мотивации, были должным образом продуманы.


 
 
Задачи
 
 
Не всегда удается четко определить задачи, и во многих случаях то, чему научились ученики, может отличаться от первоначальных намерений организатора. Однако наставник должен, по крайней мере, сознавать опасности вступления в ролевую игру без понимания связи сессии с тем, что происходило раньше или может произойти впоследствии.
Задачи сессии можно обдумывать либо в инструментальных терминах, а именно: к концу сессии учащийся сумеет..., либо в проблемных: во время этой сессии мы рассмотрим проблему... Если используется последний подход, то это естественным образом приводит к обдумыванию расширенного сценария. Что мы изучаем: производственные отношения, предрассудки, торговлю, технику проведения интервью, загрязнение окружающей среды, управление больницей, что-то еще?



Какого рода сценарий мы создаем? Представлен ли влем весь мир, страна, деревня, семья, два человека или част отдельной личности?
 
ПОДСКАЗКА. Заранее обсудите с участниками задачи требования и обязанности. Исходные недоразумения часто бывают причиной неудачи.
 
Внешние ограничения
Разработка и проведение ролевой игры могут занять очень много времени, и важно не тратить его на создание упражнения, которое в данном случае не может быть выполнено. Полезно бывает на ранней стадии выделить факторы, которые могут помешать проведению ролевой игры или сделать его полностью невозможным.
Самым важным будет, наверное, обеспечить подходящее рабочее помещение. Лекционная аудитория, обустроенная в виде амфитеатра, почти наверняка приведет к катастрофе. Не удастся провести разумно сложные ролевые игры, если ученики находятся в неправильном пространственном расположении друг к другу. Если демонстрационная ролевая игра разыгрывается перед аудиторией, то ярусы для зрителей придают действию театральность и оказывают ненужное давление на игроков. Неопытным наставникам следует избегать таких помещений.

Ярусы не являются абсолютным препятствием, однако подобные условия требуют и от наставников, и от класса уверенности в себе и готовности преодолеть физические ограничения.
В идеальном варианте помещение для ролевых игр должно отличаться от обычной учебной комнаты так, чтобы перемена обстановки создавала иную атмосферу. Наставнику легче вести себя иначе, если физические параметры помещения четко отличаются от тех, к которым привыкли ученики.
В идеальном помещении должен быть ровный пол, и будет лучше, если оно окажется квадратным, а не вытянутым и узким. Его размеры не имеют решающего значения, но лучше работать на площади 70-100 квадратных метров. Это обеспечивает маневренность, позволяющую проводить многие ролевые игры, от диалогов до общественных митингов, и не терять при этом уютной атмосферы, которая всегда бывает желательной.

Минимальная площадь для интервью со зрителями составляет около 20 квадратных метров; площадь свыше 200 квадратных метров уже приближается к той, на которой часть аудитории отдалится от действия, если только участники не были разбиты на мелкие группы.
Мебель должна легко передвигаться, а еще лучше - складироваться в каком-то одном месте. Это позволяет расчищать различные участки помещения и придавать пространству ту или иную форму. Полезно запасти несколько разных видов столов и стульев - особенно там, где в одной ролевой игре представлена разнообразная обстановка.
 
ПОДСКАЗКА. Можно изменить восприятие обстановки, если каким-то образом декорировать помещение: поставить вазу с цветами или переставить мебель.
 
Высота потолка обычно не должна заботить учителя, однако стоит упомянуть, что если участникам разрешено курить, то сочетание низкого потолка с малыми размерами комнаты почти наверняка приведет к проблемам, тогда как высокие потолки в просторных помещениях могут ухудшить акустику - особенно когда у игроков тихие голоса. Наставник должен помнить, что, в зависимости от сценария, игроки не обязательно будут выступать так же, как выступает он сам. Коль скоро наставник пожелает гарантировать как можно меньшее вмешательство в игру, желательно, чтобы помещение было звукоизолированным и исключало посторонние факторы, способные отвлечь внимание игроков.
Оборудование и материалы вряд ли создадут какие-то ограничения, зато почти наверняка ограничителем окажется время. Времени должно хватить на разминку и инструктаж игроков, проведение ролевой игры и отчет о ее результатах. Иногда желательно иметь его в запасе, для того чтобы повторить всю или часть ролевой игры, используя различные ее вариации. С другой стороны, сами ролевые игры не обязательно должны быть продолжительными. Простая ролевая игра может длиться от пяти до десяти минут, большинство игр - от десяти до двадцати, но некоторые другие, повышенной сложности, могут продолжаться от двадцати до сорока минут.

Время, которое отводится на упражнение, не должно быть общим. Можно разбить его на три периода, соответствующих предварительному разбору игры, ее проведению и дебрифингу. В грубом приближении они могут быть одинаковыми или находиться в соотношении 1:2:3 - в зависимости от деталей.
Другим ограничением, предусмотреть которое нужно на раннем этапе, является наличие помощников.



Содержание раздела