Нужны ли вам дополнительные наставники, которые помогут разобрать игру? Нужны ли вам подготовленные зрители? Хотите ли вы прибегнуть к помощи настоящих интервьюеров?
Кем вы собираетесь сделать учеников или посторонних: экспертами, свидетелями, выбрать из них председателя? Кроме того, важно запланировать возможные колебания числа участников и предусмотреть неожиданные болезни или иные причины отсутствия. В этом случае могут пригодиться зрители.
Когда вы учтете все практические ограничения, пора будет снова взглянуть на первоначальные цели и общий сценарий, на котором вы остановились. Теперь настало время пересмотреть их с учетом наличных ресурсов. Когда все эти вопросы будут улажены, можно обратиться к ключевым факторам, которые помогут придать ролевой игре окончательную форму.
Ключевые факторы
Несмотря на возможную ясность общих очертаний проблемы, перед вами остается задача выбрать конкретную ситуацию, которая будет предложена игрокам. Здесь полезно обдумать ключевые факторы, зависящие от этой ситуации. Их можно рассмотреть с позиций выбора лиц, которые будут принимать решения или испытывать на себе их последствия, определения важнейших вопросов для обсуждения и основных способов коммуникации.
Если проблема касается, например, производственных отношений в сфере здравоохранения, можно составить список людей, которые окажутся в нее втянутыми. Подобный список мог бы включить в себя соответствующего государственного чиновника, государственных служащих, больничного администратора, профсоюзных деятелей, врачей, сиделок, пациентов. Сценарий может развиваться на государственном, региональном, больничном, палатном или индивидуальном уровне, в зависимости от конкретных вопросов, подлежащих исследованию.
Создание списка вероятных ролей гарантирует учет всех возможностей. Значительную помощь может также оказать список важнейших вопросов и основных способов коммуникации. В предыдущем примере важнейшими вопросами могли бы стать оплата труда, продолжительность рабочего дня, забастовочные акции, неотложная служба, ухудшение состояния больных, сопоставимость и вертикали власти.
Основными способами коммуникации могли бы быть производственные собрания, переговоры с участием профсоюза, министерские совещания, разговоры пациентов с сиделками и т. д. В производственном тренинге, посвященном заботе о потребителях, ведущими темами могли бы стать подход к потребителю, разбор жалоб, противодействие агрессии, законодательные барьеры, заключение сделки, завершение беседы на оптимистической ноте.
Если мы обратимся к другому примеру - проблеме курения в молодежной среде, в список ролей могли бы войти производитель сига-
рет, врачи, учителя, родители, молодежные лидеры, молодые люди, владелец магазина. Важнейшие вопросы могли бы включить в себя ответственность за поддержание здоровья, ущерб от заболеваемости, свобода выбора, налогообложение, реклама, воздействие на окружающих. Основными способами коммуникации могли бы стать рекламные объявления, школьные контакты, общение с семьей и друзьями.
Составление этих списков не привязывает учителя ни к какому шаблону; оно предлагает выбор из множества упражнений и ролей. Как только выбор будет сделан и будет, например, решено, что действие ролевой игры развернется дома, а участвовать в ней предстоит девушке, ее матери, замужней сестре и т. д., следующим шагом станет выбор типа или структуры ролевой игры. Многие авторы и фасили-таторы считают, что существует только один тип ролевой игры, однако различение типов предполагает различия в подходах к инструктажу, проведению игры и дебрифингу. Непонимание этого часто становится причиной неудачных ролевых игр, в связи с чем вопросу об их типах была посвящена отдельная глава (глава 4).
Здесь же достаточно заметить, что принципиальной причиной выделения различных типов ролевых игр является стремление поставить эмоциональную включенность учащихся под контроль наставника и избежать ситуации, когда игра становится более, чем предполагалось, возбуждающей, провоцирующей или травмирующей.
Однако писать ролевые игры нетрудно, и если учитель определился в выборе учебного материала, то ему, как правило, бывает удобнее приспособить уже существующую ролевую игру или написать новую. Этим гарантируется знание или хотя бы понимание участниками предыстории ситуации, а также их способность правильно соотнести свои действия с конкретной работой или проблемой, которой они озабочены.
Проведение ролевой игры
Все руководства утверждают, что материал, который предполагается использовать, необходимо испытать, и желательно на той же аудитории. Это пожелание невыполнимо для простого смертного. На практике испытание может занять столько же (и даже больше) времени, сколько занимает сама ролевая игра. Кроме того, обычно бывает нелегко собрать компанию подопытных кроликов, похожую на целевую группу.
Лучшим, что вы можете сделать, часто становится обсуждение плана с одним или двумя коллегами.
Нельзя переоценить тот факт, что любое испытание упражнения лучше, чем ничего. Даже если оно ограничивается обсуждением в среде коллег, его важнейшие аспекты все-таки стоит обговорить - возможно, самое начало или пункт, в котором в действие нужно встроить новую информацию. Короткая консультация с посторонним человеком может предохранить игру от слома в самом важном месте и разрушения всего действия.
: ПОДСКАЗКА. Большинство людей втайне желают ненадолго превратиться : ! в кого-то еще; это видно, когда они рассказывают какую-нибудь историю ! или анекдот. Используйте это.
Когда материал будет готов, начнется сама ролевая игра со всей ее последовательностью вступления, разминки, проведения и завершения. Главной задачей учителя на этой стадии является контроль над продолжительностью ее фрагментов. Особенно тщательно следует выверить время, отводящееся на завершение ролевой игры, - так чтобы не выйти за рамки программы как целого.
Для этого учителю можно либо вписать механизм завершения в саму ролевую игру: Вы должны достичь согласия по всем пяти пунктам до 11.30, когда вам нужно будет посетить собрание совета директоров, либо вступить в игру самому: Простите, что беспокою вас, миссис Джонсон, но снаружи вас ждет посетитель, который говорит, что больше он ждать не может, либо вмешаться с позиции наставника: В этом месте мне хотелось бы остановить действие, чтобы мы могли рассмотреть некоторые поднятые вопросы.
Дебрифинг
!ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!
Одной из самых распространенных ошибок в ролевой игре является недооценка времени, отведенного для дебрифинга.
Понятие дебрифинг пришло из военной среды. Первоначально оно означало выдаивание из участников знаний, которые они приобрели в ходе военной операции. Прискорбно, что этот термин вошел в словарь моделирования и игр, поскольку он подразумевает, что весь процесс осуществляется к выгоде учителя.
Предполагается, что в своей основе дебрифинг означает проверку правильности приобретенного урока и доведение информации до сведения наставника.
В гораздо большем соответствии духу ролевой игры будет отношение к этому этапу как к периоду осмысления, когда игроки могут впитать и проанализировать воздействие на них новоприобретенного знания, или периоду обсуждения, во время которого вся группа обговаривает новые способы восприятия, знания и подходы к пониманию, скрывавшиеся в ролевой игре.
Однако в данной книге термин дебрифинг оставлен из следующих соображений:
Несмотря на то что термин дебрифинг будет применяться и впредь, читатель должен помнить, что в действительности процесс имеет двусторонний характер и в данном слове нет никаких намеков на авторитарность или расформирование группы, как это свойственно его первоначальному употреблению.