Они также могут быть проводниками в ваш внутренний мир и к вашим невысказанным мыслям. К людям, улыбающимся ртом, но не глазами, относятся с подозрением. Когда вы хотите скрыть удовольствие, вы обычно не улыбаетесь, но вас могут разоблачить ваши "улыбающиеся" глаза.
Контакт глаз
Манера говорить глядя (или не глядя) на собеседника очень мощный индикатор НВО, которому, к несчастью, не всегда дается верное толкование. Например, человек, избегающий смотреть на своего собеседника, может, пытается скрыть свои чувства или вообще он личность "скользкая" и нечестная, но, с другой стороны,
он может быть очень застенчивым человеком, которому просто неуютно смотреть в глаза малознакомым людям, т. е. тем, с кем у него нет достаточно близких доверительных отношений. Более того, взгляд в глаза не обязательно означает открытость и искренность: если взгляд слишком продолжительный и прямой, тот, на кого этот взгляд направлен, может почувствовать себя неуютно что, возможно, и является намерением "смотрящего".
Не менее, чем продолжительность взгляда, важна и область, куда направлен этот взгляд. Так, например, область "делового" взгляда это участок лба собеседника над переносицей. Таким образом вы поддерживаете контакт глаз с собеседником, но избегаете взаимной неловкости от постоянного смотрения друг другу в глаза. Социальная, менее формальная атмосфера позволяет расширить эту область до области рта. Более интимная атмосфера способна допустить скольжение взгляда ниже, на область груди.
Осведомленность о значении таких взглядов позволяет лучше судить о личных взаимоотношениях игроков.
Поза
Позы общающихся могут указывать на их невысказанные мысли.
Близость к собеседнику
У двух участников игры не всегда есть возможность сесть так, как они хотят, а не как им предлагают, зачастую это обусловлено определенным углом установки видеокамеры, но при отсутствии таких ограничений расстояние, которое участники игры устанавливают между собой, может свидетельствовать об отношениях между ними.
Поза слушателя, при которой тело слегка подалось вперед, руки направлены в сторону говорящего, рот приоткрыт, а на лице выражение заинтересованности, может почти безошибочно быть истолкованной как желание перебить говорящего и высказать свою собственную мысль.
Вам понадобится решить, будете ли вы наблюдать только за вербальным поведением игроков, только за невербальным или и за тем, и за другим. Окончательное решение основывается на ряде факторов, относящихся к ситуации, среди которых:
цели игры: что более значимо для данной игры вербальное или невербальное общение;
Разновидности наблюдения
Способы наблюдения за игрой с двумя участниками очень похожи на способы наблюдения за группой, хотя в ситуации с двумя участниками применяется один очень существенный метод, который я хотел бы вам сейчас представить и который подробно описан далее, в главе 9.
Тренер-инструктор в качестве наблюдателя
Большинство рекомендаций, приведенных в главе 3 в отношении наблюдения, проводимого самим тренером, подходят к наблюдению за игрой только с двумя участниками.
Естественно, вмешательство, как говорилось выше, допускается только в крайнем случае, и даже если этот самый случай наступил, следует оттягивать момент вмешательства, так как оно не даст учащимся возможности самим найти решение сложной проблемы. Вмешательство с остановкой игры это самая крайняя мера, которой должны предшествовать усилия тренера, направленные на то, чтобы повлиять на решение игроков пересмотреть выбранный ими курс, сделать выводы и продолжать игру.
Методы отдаленного наблюдения
Так же как для наблюдения за группой, в случае с двумя участниками могут привлекаться наблюдатели из числа учащихся, но с вышеуказанными оговорками ввиду большей деликатности ситуации. Для большинства случаев использование специальных наблюдательных окон и местных камер слежения будет еще более эффективным в наблюдении за парой участников, чем за группой. Разумеется, участники будут осведомлены о ведущемся за ними наблюдении будь то группа их товарищей по другую сторону наблюдательного окна или чаще направленная на них камера, фиксирующая все звуки и движения и передающая информацию группе, находящейся где-то в другом месте.
Обычно в этом случае игроки больше нервничают, чем в случае наблюдения за группой, так как каждого из двух участников рассматривают более пристально, особенно в ситуациях, где человек не очень уверен в себе и недостаточно компетентен.
Застенчивость перед камерой, бесспорно, влияет на исполнение, иногда до степени полного разрушения естественного поведения или даже самой игры. Но, к счастью, это относится к области наименьшей вероятности: большинство людей вначале нервничают, но даже профессиональные телеведущие нервничают в самом начале передачи. Однако, как у профессиональных телеведущих, нервозность участников деловых игр улетучивается по ходу развития действия.
Большинство из них настолько втягиваются в игру, что напрочь забывают о камере.
Существует множество способов разрешения этой проблемы. Например, можно спрятать камеру под светонепроницаемым колпаком, закрепленным на стене. Несмотря на то что участники будут знать о камере под колпаком, но психологически на них благоприятно будет воздействовать факт "скрытости" камеры, снижая чувство дискомфорта.
По мнению участников игр, за которыми велось видеонаблюдение, большую проблему представляют собой манипуляции с камерой, так как они отвлекают внимание участников, уже втянувшихся в процесс игры.