Вариации группы


Соответственно возникает необходимость в планировании вопросов по процессу. Количество и тип вопросов, а также потенциальные адресаты часто зависят от ситуации, но конечный результат все же зависит от опыта и умения тренера и его способности правильно строить вопросы и отвечать на них. Необходимо, чтобы в обзор были вовлечены все участники игры лидер/интервьюер, члены группы /соискатели и наблюдатель (наблюдатели).

Вопросы не должны предполагать простой выдачи информации, но должны побуждать додумывать ситуацию, уточнять ответы и выражать чувства и отношение.
 
Вариации группы
Если в игре принимает участие вся группа учащихся, то в конце игры вам следует попросить учащихся вернуться на свои обычные места для проведения обзора. Вы можете начать задавать заранее подготовленные вопросы, в основном для того, чтобы вовлечь участников в обсуждение по поводу того, чему они научились в данной игре. Чем больше группа, тем труднее управлять ходом обсуждения и обеспечить участие в нем каждого и внесение вклада каждым участником, и тем легче будет застенчивым тихоням или тем, кто намеренно не желает высказывать свое мнение, уклониться от участия в обсуждении.

Секрет успеха, если таковой и в самом деле имеется, состоит в наиболее полном участии всех игроков, а не в доминировании роли тренера.
В ситуациях, где одно и то же задание выполняют несколько подгрупп, по завершении игры все группы приглашаются в общую аудиторию для проведения подобного обзора. Однако если речь идет о ка-
 
ком-то количестве групп, необходимо использовать несколько другой подход, так как вопросы, адресованные к одной большой группе, приведут путанице и соответственно неполноценному обсуждению. Имеются три принципиальных варианта подхода:

  • запрашивайте полную, относящуюся к делу информацию и т. д. от каждой группы по очереди;
  • запрашивайте полную, относящуюся к делу информацию и т. д. от каждой из групп в порядке очередности, но просите сформулировать различия только после отчета первой группы;
  • запрашивайте полную, относящуюся к делу информацию и т. д. от каждой группы по очереди (формулируя различия на основе отчета только первой группы), задавая вопросы лидерам каждой группы или парам, затем членам группы или соискателям, затем наблюдателям.

Применение всех этих подходов займет гораздо больше времени, чем необходимо для проведения обзора в одной только группе учащихся, но необходимо предоставить возможность каждому для внесения своих наиболее важных комментариев, иначе во время следующего обзора вклад будет меньше. Первый из трех перечисленных подходов наиболее длительный по времени и наименее эффективный, так как здесь возможны повторения при переходе от группы к группе. Второй подход призван уменьшить эту повторяемость, но при обращении к членам групп прокомментировать различия повторений все же не избежать, так как многие захотят участвовать в обсуждении.
Третий метод представляет возможность большего контроля, а значит, и большей эффективности обзора, так как в каждом случае меньшие группы людей опрашиваются на предмет выявления мнения последних. Очевидно, что наиболее проблематичной будет группа участников самая большая группа с самыми различными мнениями.
Во многих случаях обзор игр с двумя участниками более подвластен контролю, так как такая группа (обычно состоящая из интервьюера, соискателя и наблюдателя) меньше по размеру и более дисциплинирована. Однако сам процесс обзора и для групповых игр, и для игр с двумя участниками остается очень сходным, а именно и в том и в другом случае необходимо сформулировать, что происходило, каков результат и чему научились.
Эффективное формулирование вопросов
Как уже упоминалось ранее, эффективное формулирование вопросов с наибольшей вероятностью приведет к успеху всего обзора, а это может быть достигнуто посредством тщательной подготовки вопросов накануне мероприятия. Важность целевых вопросов уже была отмечена, но наиболее сложные и важные это вопросы, связанные с процессом, так как они показывают степень приобретенных знаний и навыков.


Ниже изображена возможная форма для обзора итогов работы группы над решением проблемы. Данная памятка служит не для того, чтобы бездумно ей следовать: нет необходимости задавать все эти вопросы, так как ответы на многие вопросы могут дать столько информации, что последующие вопросы станут бессмысленными. Пользуйтесь памяткой для того, чтобы в существующих временных рамках получить необходимую информацию.
ПАМЯТКА ОПРОСА ЛИДЕРА



  1. В чем, по-вашему, состояли особые цели игры?
  2. Насколько, по-вашему, вы преуспели в достижении этих целей?
  3. Каковы были основные проблемы, с которыми вам как лидеру пришлось столкнуться и как это произошло?
  4. Каким образом вы преодолевали проблемы?
  5. Что из сделанного вами помешало процессу?
  6. Какие действия/какое поведение участников группы
  1. помешало вам при выполнении задачи?
  2. помогло вам в выполнении задачи?
  1. Если бы вы были рядовым участником, как бы вы себя повели/ что бы вы сделали?
  2. Если бы вам пришлось повторить игру, какие бы изменения вы внесли в действия группы?
  3. Какие обучающие навыки, которые бы вы могли применить на своем рабочем месте, в личной жизни, с точки зрения вашего менеджера, вы приобрели в результате игры?

Подобную памятку можно составить для того, чтобы помочь вам в опросе членов группы; данный опросник показан на с. 95. Часть вопросов в нем относится ко всей группе целиком, остальные к от-
 
дельным членам группы с целью выявления их личных мнений. Некоторые из этих вопросов в зависимости от обстоятельств, наличия времени, типа игры и т. д. можно опустить. Обычно вы составляете памятку для каждого из этих типов целей, но здесь вопросы составлены таким образом, что сама памятка относится скорее к последнему типу.
Если в игре участвовали наблюдатели, то они вели наблюдение за действиями группы и лидера при помощи памятки наблюдателя, ранее уже упоминавшейся. Опрос членов группы может следовать за отчетом наблюдателя или в соответствии с опросником члена группы.
ПАМЯТКА ОПРОСА ЧЛЕНА ГРУППЫ

  1. В чем, по-вашему, состояли особые цели игры?
  2. Насколько лидер был ответствен за описание целей?
  3. Насколько хорошо лидер разъяснил цели?
  4. Насколько, по-вашему, вы преуспели в достижении этих целей?
  5. Каким образом группа согласилась именно на такие методы действия?
  6. Насколько были все члены группы вовлечены в достижение этого решения? ,
  7. Каково было ваше личное участие?
  8. Возникали ли какие-либо проблемы вследствие действий/поведения:
  1. лидера?
  2. других членов группы?
  1. Как это произошло?
  2. Как вы с ними боролись?
  3. Насколько, по-вашему, была эффективна группа в данной игре?
  4. Насколько, по-вашему, был эффективен лидер?
  5. Если бы вам пришлось быть лидером группы, использовали бы вы другой подход к игре?
  6. До какой степени вы были вовлечены в игру?
  7. В какой степени вы себя ощущали частью группы?
  8. Если бы игра повторилась, повели бы вы себя по-другому?
  9. Какие обучающие навыки, которые бы вы могли применить на своем рабочем месте, в личной жизни, с точки зрения вашего менеджера, вы приобрели в результате игры?
  10.  

 
Обзор игр с двумя участниками
Приведенные выше комментарии в отношении обзора групповых игр в основном можно применять также к играм с двумя участниками; одним из принципиальных различий будет необходимость большего количества времени вследствие большего количества (хоть и меньшие по размеру) "групп".
Однако задаваемые вопросы часто отличаются от тех, которые задаются в отношении групповых игр, вследствие более высокой экстенсивности игр-собеседований и большей интерактивностью групповых игр
Ниже дается пример памятки, которую можно применить для обзора в группе работы подгрупп, выполнявших одну и ту же игру с двумя участниками. Она может быть изменена в соответствии с вашими особыми потребностями.
ПАМЯТКА ДЛЯ ОПРОСА УЧАСТНИКОВ ИГРЫ С ДВУМЯ УЧАСТНИКАМИ Вопросы к интервьюеру

  1. Как, по-вашему, вы справились с предложенной вам ситуацией?
  2. Почему вы так думаете?
  3. Какой тип структуры вы применяли для собеседования?
  4. Насколько, по-вашему, вы преуспели?
  5. Какие проблемы или проблемные области были выявлены во время собеседования?
  6. Насколько хорошо вы с этим справились?
  7. Что вы думаете по поводу поведения соискателя:
  1. помогало ли оно вам?
  2. создавало ли оно для вас препятствия? Вопросы к соискателю
  1. Что вы думаете по поводу своей роли в собеседовании?
  2. Насколько, по-вашему, близка к жизни данная игра?
  3. С какими проблемами вы столкнулись?
  4. Каковы были эти проблемы и как вы с ними справились?
  5. В какой мере интервьюер:
  1. помогал вам?
  2. создавал для вас препятствия?

6. Насколько доброжелательно отнесся к вам интервьюер во время собесе-
дования?
 

  1. Кто предложил предпринять действие?
  2. Хотели бы вы, чтобы это произошло по-другому?
  3. В самом ли деле вы предприняли предложенное действие? 10. Что бы вы сделали по-другому, будь вы на месте интервьюера?

Заключительный обзор
После проведения обзоров, будь то групповая игра или игра с двумя участниками, необходимо провести общее обсуждение для того, чтобы определить знания и навыки, полученные участниками в результате предшествующих игр и обзоров.



Содержание раздела