В конечном счете остановились на двух: первая модель предполагала участие всей группы в парах с идентификацией ошибок участников на фоне целостной картины конкретного практического задания и с непременными призами для победителей; другая модель представляла собой своеобразную игру слов, где участники, следуя своду правил, должны были сказать особые слова. Это все представляло собой очень простые упражнения, немногим отличавшиеся от игр на дружеских вечеринках. Однако они попали в цель, так как люди пребывали в хорошем настроении, избавились от внутреннего напряжения, им нравилось, что они делают, у них сложились дружеские отношения словом, они были готовы начать работать серьезно!
Применение
Применение "ледоколов" в начале учебного процесса или после какого-либо перерыва уже рассматривалось выше, и очевидно, что "ледокол" представляет собой довольно краткое по времени мероприятие, иногда забавное и часто не относящееся напрямую к цели учебной программы или ее содержанию.
Обычно всем учащимся курса нравятся такие маленькие "упражнения", но необходимо, чтобы они знали, что эти "упражнения" представляют собой и зачем они нужны. Среди учащихся, посещающих различные тренинги, постоянно встречаются "очень серьезные прагматики", которые враждебно относятся к "маленьким глупым играм", не имеющим, по их мнению, прямого отношения к учебному курсу. Соответственно если вы знаете, что ваша группа кишмя кишит такими прагматиками, вам следует дважды подумать перед тем, как предложить уча-
щимся какое-то задание, не имеющее прямого отношения к учебном) курсу. Однако пусть это не станет для вас неоспоримым правилом, тгл как даже самые практичные прагматики иногда не прочь порезвиться.
ЖИВОТНЫЕ
Хотя основная цель использования "ледокола" заключается именно в его названии и совсем не обязательно должна быть привязана к целям курса, я всегда хотел, чтобы "ледоколы" были чем-то большим, чем просто игрой. "Ледоколы", помогающие идентифицировать ошибки и "навести мосты" как упоминалось раньше, хотя и не имеют прямого отношения к содержанию учебного курса, тем не менее включаются в программы повышения квалификации тренеров-инструкторов, чтобы научить их "строить" и "участвовать".
Если не все, то, по крайней мере, многие "ледоколы" имеют целью углубленное развитие отношений в группе учащихся если вы сыграли глупую игру с другими учащимися вам немедленно навесят ярлык. Существует практическое задание, именуемое "Животные", которое можно применить и на этапе обмена мнениями.
Которая из картинок была выбрана конкретным учащимся, или Кто выбрал какую картинку?
(Это поможет вам решить на стадии планирования, какой метод вы будете использовать.)
Напишите имена и названия на листе флипчарта, выставленного на всеобщее обозрение группы, это может продемонстрировать выбранный образец.
Попросите каждого участника раскрыть (и отметить в последней колонке таблицы), какую картинку каждый выбрал и почему. Этот выбор можно будет обсудить в тех пределах, в которых это будет приемлемо.
Мое самое большое достижение.
Моя самая большая неудача.
Что-то из сделанного мной, о чем я жалею.
Какой тип людей меня раздражает и почему.
Три человека, с которыми мне больше всего хотелось бы общаться,
и почему.
Если бы мне пришлось работать на другой работе, отличающейся от той, где я работаю сейчас, что бы я выбрал(а). (Для более сильной группы.) Каковы мои первые впечатления от человека слева и как этот человек воспринимает эти комментарии и/или какое первое впечатление на меня произвели мои товарищи по группе? Какими дополнительными талантами мне хотелось бы обладать? Что бы я сделал(а), зная что мне осталось жить всего четыре недели?
"Батарейки" Описание
"Батарейки", или "заводилы сессий", как их иногда называют, очень похожи на "ледоколы" такие же краткие, острые и насыщенные и также не имеют очевидной связи с целями программы. Небольшое отличие состоит в том, что их можно "вставить" на любом этапе программы в отличие от "ледоколов", чье место либо в начале сессии, либо после большого перерыва. "Батарейки" вводятся именно в тот момент, когда падает энергетический уровень группы и необходимо его каким-то образом поднять.
Планирование,ресурсы и время
"Батарейки", являясь дополнением к учебной программе, обычно не включаются в учебный план, а потому должны быть краткими. Однако следует предусмотреть вероятность включения "батареек" на случай, если группе на определенном уровне понадобится "инъекция", и позаботиться о том, чтобы в вашем распоряжении имелся целый арсенал "батареек", из которого вы сможете в нужный момент выбрать самую подходящую. Так же как в случае с вводными сессиями и "ледоколами", публикуются коллекции "батареек", особенно известны коллекции Энди Керби (1993).
Вот типичные ситуации, при которых обычно требуется в ключе-ние "батарейки":
Применение
"Батарейки" страдают от тех же опасностей, что и "ледоколы", поэтому при возникновении необходимости в том или другом необходимо хорошо подумать, прежде чем проводить требуемые упражнения: слишком часто их применение вызывает обратный эффект и антагонизм у учащихся. В случае когда вы ощущаете необходимость "батарейки", будет полезным спросить учащихся, хотят ли они того, не забывая, однако, что их частое согласие может быть не чем иным, как поводом "увильнуть" от серьезных занятий!
Большинство обучающих программ используют умственные и речевые навыки, так же как многие "практические" задания, хоть и в более активной форме. Полезным переключателем в такой ситуации будет применение физической "батарейки". Соответственно в сугубо практических программах "батарейка" основана на умственной деятельности.
Многие игры, в которые играют на вечеринках, могут применяться в качестве "батареек" или адаптироваться к ним не беспокойтесь о тех, кто считает их "детскими забавами", даже если некоторые из них и в самом деле таковы, ведь так много взрослых остаются в душе детьми! Вот некоторые примеры таких "батареек".
БУМАЖНАЯ ГОНКА
Положите перед каждой половинкой команды стопку листочков бумаги, на каждом из которых написано какое-то слово (все слова разные).
Игра заключается в том, чтобы каждый член команды, прыгая на одной ножке, достиг бы другой половинки команды; затем, по-прежнему на одной ножке, нужно прочитать вслух слово первому в колонке, а тот должен объяснить значение этого слова; вся остальная команда помогает, если первый участник затрудняется объяснить значение.