Перечень покупок
Это простой список-памятка, выполняемый в любом формате как вам удобно (вертикальный, горизонтальный, шаблон любого вида). Он включает ключевые слова, напоминающие вам о темах, которые надлежит обсудить, техника обучения "должен знать, следует знать, мог бы знать" может здесь быть очень полезной. По мере развития обсуждения предметы, прошедшие обсуждение, могут быть вычеркнуты из списка, а оставшиеся напоминают о том, что еще предстоит обсудить.
Это имеет особую пользу, когда обсуждение идет "ни шатко, ни валко" и предметы из оставшейся части списка могут быть подняты для обсуждения с группой.
Список "за" и "против"
Если вы предполагаете сложность и спорность предмета обсуждения и знаете, что у разных членов группы будут разные и даже противоположные взгляды, составьте список "за" и "против" до начала обсуждения. Он может быть представлен в одной сводной форме, включающей все аспекты и спорные положения, которые вы способны определить.
Разделите лист бумаги формата А4 по вертикали, озаглавьте левую колонку "за", а правую "против" и перечислите как можно больше аспектов и спорных положений для каждой из колонок. В ходе обсуждения, так же как в случае со "списком покупок", вычеркивайте успешно пройденные темы и держите оставшиеся не только как простое напоминание о предметах, подлежащих обсуждению, но и как памятку об основных спорных положениях, которым следует проявиться.
За
Против
Оба вышеуказанных метода должны помочь вам наблюдать за ходом развития обсуждения и обеспечить охват тем, которые необходимо обсудить в должной мере.
Применение и методы Введение в обсуждение
Этот метод введения в обсуждение в значительной степени повлияет на успех и эффективность обсуждения, так как плохое начало не поощряет членов группы к открытому высказыванию своих взглядов. Ввод в обсуждение уже комментировался, когда было предложено, чтобы вы приняли решение и записали заявление-ввод в обсуждение или цитату. Творческий подход к началу обсуждения часто помогает и самому обсуждению, но не делайте чего-либо слишком хитроумного.
Вот пара примеров, способных показать, что я имею в виду под творческим подходом к открытию обсуждения, причем один несет больший вклад, чем другой.
ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВОДА И СВЯЗАННЫХ С НИМ ВОПРОСОВ
Открытие такого обсуждения требует подготовки флипчарта, на котором написано "2 из 3". Затем группу просят объяснить, что, по их мнению, это значит. Если требуемый ответ не прозвучит, добавьте после 2 "брака"; это,
ВЗРЫВ
Целью одной презентации, которую я никогда не забуду, было послужить вводом в обсуждение вопросов безопасности. Спикер был экспертом по взрывчатым веществам, который, представившись, немедленно перешел к презентации. Сразу же после этого в задних рядах аудитории прогремел взрыв, и только по счастливой случайности никто не получил сердечного приступа. Когда был восстановлен порядок, спикер произнес: "Это был взрыв, вызванный веществом X (разумеется, доза этого вещества была настолько мала, что не представляла угрозы ни для людей, ни для имущества). Теперь вы сможете представить, на что способно У".
Несмотря на пережитый ужас, каждый хотел что-то сказать и никто не заметил, как началось обсуждение. Возможно, это было очень драматичное начало, но обсуждение и в самом деле началось с "удара".
ПРИМЕР "ПЛОХОГО" ОБСУЖДЕНИЯ
Там, где учащиеся имеют мало опыта и знаний о направлении и работе обсуждения, исходной точкой служит вводная сессия или презентация о технике и методах. Но это может быть в значительной степени снижено за счет обсуждения, проводимого для установления аспектов, выявленных в ходе обсуждений, особенно плохих обсуждений.
Вы можете объявить, что намереваетесь провести краткое обсуждение для начала изучения предмета и вам нужны один-два волонтера. Сразу же попросите учащихся числом до 6 выдвинуть стулья и составить круг. Будет полезно, если вы включите в это число хотя бы одного человека, о котором знаете, что он скажет мало или вообще ничего, и хотя бы одного, готового говорить без умолку, и даже перебивать остальных. Иногда вы можете перечислить виды помощи, оказываемой любым участником, играющим определенную роль.
Скажите "группе обсуждения", что им нужно обсудить какой-то предмет и попросите их выбрать тему для обсуждения. Позвольте им внести одно-два предложения, затем настаивайте на том, что предмет обсуждения будет "X", т. е. предмет, придуманный вами и по поводу которого вы уверены, что учащиеся хоть что-то о нем знают, пусть даже и не очень много.
<
p>
возможно, повлечет за собой желаемый комментарий учащихся. Если нет, завершите утверждение целиком, добавив после 3 "оканчиваются разводом", и переходите к обсуждению, попросив группу высказаться по поводу этого заявления. Такое введение и начинает обсуждение не совсем обычным путем, и предоставляет лист флипчарта, который можно поместить на виду у всей группы как напоминание о предмете обсуждения.
Начните обсуждение с некоторого изложения собственного мнения, не позволяя учащимся перебить вас, пока вы сами не захотите остановиться. Затем пригласите остальных к обсуждению, и, если они последуют приглашению, перебивайте их при всякой возможности, обычно, чтобы высказать категоричное несогласие и изложить собственные взгляды, особенно, если человек, которого вы перебиваете, действительно делает эффективный вклад. Не поощряйте к участию "тихонь", а если они и заговорят, перебивайте их. Не уделяйте большого внимания контролю над ходом обсуждения. Если член группы по объективным причинам устраняется, спросите его напрямую, обратившись к нему по имени,.что он думает, особенно, если область обсуждения на тот момент неясна.
По истечении 10 минут или раньше, как только обсуждение приостановится (не прилагайте особых усилий для поддержания обсуждения, кроме, разве, повторения вашего собственного мнения), настаивайте на том, что обсуждение окончено, и попросите членов группы вернуться на свои места.
Походу "обсуждения" остальная часть группы вынуждена наблюдать либо без всякой цели, либо просто в ответ на просьбу наблюдать за различными действиями и поведением участников в ходе обсуждения.
Когда все займут свои места, начните обзор, прежде попросив "группу наблюдения" прокомментировать то, что было сказано, а затем дайте высказаться "группе обсуждения". Обзор может быть завершен резюме на листе флипчарта перечислением обучающих моментов, проистекающих из обсуждения ii обзора. Это резюме лишит основную вводную часть ее смысла, так как много моментов будет упомянуто, и при помощи практического задания обучение будет на высшем уровне.
Требования игры такого типа:
подчеркнуть необходимость проведения обсуждения приемлемым способом;
лидер не должен высказывать свое мнение, особенно в начале обсуждения;
интересами участников обсуждения нельзя пренебрегать;
поведение участников необходимо контролировать, оказывая им поддержку, но не критикуя их;
необходимость поддерживать баланс вкладов: каждый участник по возможности должен сказать столько, сколько остальные;
недопустимо перебивать говорящих, кем бы ни был этот перебивающий лидером или рядовым членом группы; перебивание может разрушить обсуждение;
член группы, не вносящий своего вклада, пребывает в молчании и представляет такую же опасность для обсуждения, как излишне "громкий" участник.
Во время обсуждения
После вводной сессии самой большой опасностью для лидера будет, если он "перепрыгнет" на монолог с изложением его собственных взглядов. В особенности это касается неопытного лидера. Переждите немного если, конечно, вы уверены, что предмет ясен и вопрос задан в понятной и четкой форме, вероятно, участники просто обдумывают ответ, перед тем как заговорить.
Таким же образом во время обсуждения, молчание не всегда означает, что учащимся нечего сказать. Дайте группе подумать, что они могут сказать, и если вы чувствуете, что тишина слишком затягивается, спросите группу, есть ли у нее какие-либо еще идеи, или, возможно, подайте ей следующую тему из вашего "перечня покупок".
Вашей главной ролью будет:
сидеть и слушать, после того как вы дали ход обсуждению членами группы;
делать заметки для дальнейших ссылок о прогрессе задания и процессе обсуждения;
проверять ваш "перечень покупок", с тем чтобы охватить все требуемые темы;
вмешиваться только по необходимости:
о участники слишком много друг друга перебивают; о назревает конфликт;
о заявления лишены четкости и конкретности;
о необходимо тактичным способом ввести в обсуждение тех, кто в нем не участвует;
о ложная информация направляет участников по ложному пути, а то и вовсе грозит разрушить обсуждение;
о требуется ваше собственное мнение или, согласно ранее достигнутой договоренности, вы чувствуете, что вам следует высказать свое мнение;
о необходимо освежить "затухающее" обсуждение посредством ввода новых тем из вашего "перечня покупок" и узнать мнение группы;
о необходимо предложить, чтобы тема была рассмотрена с других точек зрения, к которым ранее не обращались.