Эти и другие ситуации предполагают, что лидер может взять на себя основную роль "интервента", однако это становится возможным только в том случае, если обсуждение не очень хорошо идет. Если после представления темы учащимся и начала обсуждения значительных проблем не наблюдается, вторжение в процесс обсуждения должно применяться только в качестве крайнего средства. В зависимости от целей или характера обсуждения для обучения будет наиболее соответствующим, если ведутся заметки "открытий", сделанных группой.
Это важно для отзывов во время сессии-обзора.
Окончание обсуждения
Заранее запланированным обсуждениям обычно выделяется время в программе и вы в качестве лидера обсуждения должны принять решение, либо остановить обсуждение в требуемое время, либо позволить ему продолжаться, если:
Разумеется, обсуждение может закончиться и раньше отпущенного на него времени, если группа успешно справилась с задачей за более короткое время. В этом случае не следует предпринимать никаких попыток по продлению обсуждения просто для того, чтобы заполнить время: это способно привести к большим потерям, чем если вы смиритесь с ситуацией и пойдете дальше.
Подведение итогов
Перед тем как обсуждение полностью завершится, необходимо подвести итог того, что произошло во время обсуждения и о чем можно было бы договориться и что можно было бы предложить. Варианты допускают подведение итогов лидером (тренером), но еще лучше, если учащиеся сами подведут итоги обсуждения. Вы можете просто дополнить то, что было сделано учащимися, после того как онц закончили свое резюме и вы видите, что они упустили нечто существенное.
Если присутствовали наблюдатели обсуждения, лучше всего будет, если вы дадите им возможность первыми представить свое резюме, дополненное или измененное участниками обсуждения и по необходимости (но, как правило, нет!) вами. Бывает очень интересно
и познавательно увидеть, как расходятся взгляды участников и наблюдателей вследствие различия точек зрения.
Если обсуждение занимает продолжительный период, сложное или охватывает большое количество тем, то будут небесполезными "промежуточные" подведения итогов, а окончательное резюме будет "общим резюме промежуточных резюме".
Вот некоторые рекомендации, которые стоит вспомнить по окончании обсуждения на этапе подведения итогов:
Описание
Не так-то просто дать четкое и всеобъемлющее описание этой категории практических заданий, не только потому, что их спектр очень широк, но также потому, что отсутствуют какие-либо стандарты и наименования для их обозначения. Под эту категорию подпадает очень многое от просто "практических заданий" до "сборников упражнений и практических заданий", "игр" и т. д. Гораздо проще описывать "практические задания", например реальные ситуативные модели ("кейз стадиз"), модели-имитации, "мозговой штурм", некоторые модели будут представлены в последующих главах.
Прежде всего структурированное практическое задание для группы это следующий этап после группы обсуждения ("гудящей" группы), описанной в главе 7, но вместо ее проведения (почти совсем неформального) в основной аудитории, где проходит тренинг, группу учащихся обычно делят на две подгруппы, которые расходятся по отдельным аудиториям и возвращаются в общую аудиторию только на непродолжительное время для обзора выполненного ими практического задания. Структурированное практическое задание для группы представляет собой некоторую форму практического задания очень общий термин, выполняемого при данных обстоятельствах, в основном для особых целей обучения или в интересах поддержки обучения. Основное внимание здесь уделяется людям, вместе выполняющим задания в больших или маленьких группах, а не отдельным личностям, и в более пассивном режиме.
Предлагаемый сценарий не имеет никакого отношения к возможному практическому опыту кого-либо из нас, за исключением астронавтов, для которых, впрочем, возникновение подобных обстоятельств тоже очень маловероятно. Несмотря на нереальность ситуации, которую предлагают группе в качестве задания по решению проблемы, из такого задания извлекаются вполне реальные уроки, включающие следующие элементы:
Планирование и проектирование
Основная причина применения практических заданий это их связь с целями специфической или общей программы обучения, а не желание развлечь учащихся. Практическое задание редко существует само по себе в качестве движущего средства обучения: это, скорее, сильная поддержка остальных более формальных методов вводной сессии, видеосредств, компьютерных программ и т. д. и используется в соединении с ними. Я упомянул продолжительность времени, необходимого для этих заданий, что и в самом деле относится к структурированным практическим заданиям для группы.
Поэтому особое внимание следует уделить тщательно продуманному планированию включения в программу таких заданий до начала осуществления самой программы. Соответственно общей целью практического задания должно быть полное совпадение с целями учебной программы и поддержка любого другого обучения в пределах программы.
Возможные причины проведения практических заданий могут включать:
В последнем случае это задание может проводиться в начале учебного мероприятия, чтобы оценить исходный уровень знаний учащихся; в ходе учебного процесса, чтобы оценить прогресс, сделанный учащимися; и в конце обучения, чтобы определить, насколько успешно достигнуты учащимися цели программы.
Часто предлагают, чтобы каждое лекционное занятие, на котором дается новый материал, сопровождалось практическим заданием, чтобы закрепить на практике полученные знания: успешное достижение целей обучения подтверждается успешным выполнением практического задания. Это оправдано в большинстве ситуаций, однако существует опасность, что и тренер, и сам тренинг будут отвергнуты уча-
щимися, если за простым уроком следует практическое задание, составленное только для данного момента, причем всем очевидно, что включать его в курс нет необходимости, и, более того, сам характер практического задания предполагает недоверие к компетентности учащихся, а потому вызывает их неприятие.
Время
Существуют два аспекта времени: время, потраченное на само практическое задание и на размещение его в определенной части программы. О втором аспекте необходимо позаботиться на этапе планирования, когда принимается решение по включению практического задания в курс и в какой форме это произойдет.