Так, например, оператор/наблюдатель в какой-то момент времени фиксирует камеру на одном из двух игроков, чтобы лучше учесть его невербальное поведение в дополнение к словам. Затем камера поворачивается, пусть медленно и осторожно, к другому игроку, чья очередь говорить. Движение камеры, даже очень аккуратное, все равно оказывает отвлекающее действие в силу своей чужеродности характеру игры.
Идеальным был бы вариант, когда камера, неподвижно закрепленная на стене, была снабжена линзами, позволяющими вести свободное и бесшумное наблюдение во всех направлениях без необходимости перемещать камеру и наводить фокус. Но, к сожалению, такое не всегда возможно, к тому же если идеальной ситуации удается достичь в одном, то, кто знает, вдруг участники игры половину отпущенного им времени будут пересаживаться и менять позы!
В ситуациях такого рода вам следует взвесить все преимущества и недостатки видеонаблюдения для принятия решения.
Существует универсальный способ, как свести до минимума влияние присутствия камеры: пусть она постоянно будет в аудитории во время ваших занятий тогда учащиеся просто к ней привыкнут. Я применял этот метод, и часто случалось так, что учащиеся просили разрешить использование камеры даже в тех случаях, где это не планировалось. Если такое произойдет в вашей группе соглашайтесь!
Группа учащихся в качестве наблюдателей
Отдельные учащиеся из общей группы, разумеется, могут привлекаться в качестве наблюдателей, заменяющих в этом качестве преподавателя, и здесь подходят все рекомендации, сделанные по поводу наблюдения за группой и роли преподавателя.
Следует установить очень строгие правила поведения для наблюдателей: во-первых, они должны по-возможности оставаться "невидимыми" для участников игры, чтобы процесс ведения записей причинял участникам как можно меньше беспокойства; во-вторых, наблюдатели ни при каких обстоятельствах и никаким образом не имеют права вмешиваться в игру. Вполне естественно, что наблюдатель-учащийся так увлечется игрой и так близко к сердцу начнет воспринимать происходящее, что у него может возникнуть непреодолимое желание вмешаться и прервать действие, если ему покажется, что игроки на ложном пути.
Привлечение студентов в качестве наблюдателей неплохой вариант, но пользоваться им нужно очень осторожно и только в том случае, когда вы хорошо знаете свою группу. Это относится к ситуации, когда двое участников ведут игру перед остальными учащимися, выступающими в качестве наблюдателей. В некоторых случаях здесь возможны даже большие сложности, чем в ситуации с видеокамерой, к тому же количество участников ограничено условиями игры, и даже если наблюдатель отслеживает поведение более чем одного участника, я уверен, что по-настоящему чему-то научиться можно, только используя полученные знания на личном опыте.
Какую бы форму наблюдения вы ни избрали, привлекая учащихся в качестве наблюдателей, убедите их вести листки наблюдения и не полагаться всецело на свою память она может подвести, когда придет время заключительного обсуждения. Разумеется, на начальном этапе обучения до начала игры необходимо выделить время, чтобы:
Началом работы наблюдателей можно считать момент, когда участники игры знакомятся с кратким описанием задания. Одна из главных проблем практических занятий и для наблюдателей, и для участников, ранее других ознакомившихся с кратким описанием задания, это необходимость либо оказать давление на остальную группу с целью поторопить их, либо томиться ожиданием. Важно внимательно следить за развитием действий в подобных ситуациях и иметь наготове следующие задания для тех, кто быстрее других справится с начальным заданием.
Однако помните, что и этот метод не панацея, так как у двух разных людей с разным восприятием могут получиться разные результаты наблюдения.
Для более подробного знакомства читайте главу 11 настоящей книги.
В игре все аспекты в равной степени важны и существенны, но если бы меня поставили перед необходимостью выбора самого главного, я бы выбрал этап обзора и обмена мнениями, т. е. этап, следующий за выполнением игры. Разумеется, если нет игры нет и обзора! К сожалению, тренеры-инструкторы из опасения ударить в грязь лицом перед учащимися часто либо сокращают обзоры, либо отказываются от них вовсе.
В других случаях сама игра считается единственным аспектом, достойным внимания.
Однако и Колб, и Хани, и Мамфорд придерживаются мнения, что нельзя ограничивать обучение одними практическими играми. Необходимо отдавать должное время и внимание осмысливанию, построению теорий и обдумыванию того, что произошло, с кем произошло, на кого и как это повлияло и какой получился результат. Можно также поразмыслить на тему: почему это произошло, каковы были альтернативы и как развивался бы процесс по альтернативному пути?
В конечном счете, подведя итоги всем этим размышлениям и предположениям, можно извлечь ценные уроки и подготовить план более эффективных действий.
Недостаточно опытные тренеры-инструкторы не всегда осознают, что для эффективного обзора иногда требуется больше времени, чем для самой игры. В частности, это относится к ситуации, когда в одной игре участвуют несколько подгрупп. В конце игры им всем нужно доложить о своих действиях/открытиях, обсудить наблюдения, оценить открытия, истолковать увиденное и прийти к соглашению, выделить в игре обучающие моменты и построить планы действия.
Неудивительно, что этот процесс требует большого резерва времени.
Варианты
Форма обзора и обсуждения зависит от сути игры, работы наблюдателей, взаимосвязи игры с другими явлениями и процессами и т. д., но какова бы ни была форма, целью непременно остается выявление основных обучающих моментов для последующих обсуждений. Варианты процесса обзора включают:
Обзор работы группы тренером-инструктором
В свое время такой метод обзора применялся почти повсеместно. Причина была не в его наибольшей эффективности, а в возможности для тренером-инструктора полностью контролировать процесс, что считалось очень важным. Он заключался в том, что в конце игры, когда тренер-инструктор (тренеры-инструкторы) выступал в качестве наблюдателя, "эксперты" на основании своих записей высказывали свое мнение об игре и действиях игроков.
Этот подход существует и в наши дни и порой его применение обосновано, хотя и существует опасность предубежденного, предвзятого (и, возможно, неточного) подхода. Многое зависит от того:
Обратная связь здесь носит, по сути, односторонний характер, при котором тренер-консультант информирует группу о своих наблюдениях и выводах, а затем переходит к следующему событию или игре, предполагая, что сказанное понято и принято учащимися. Ложный
подход к взаимодействию имеет место, когда группу просят прокомментировать выводы тренера-инструктора. Если выводы положительные, то сказанное тренером воспринимается почти или совсем без комментариев. Если же отношение тренера критическое (причем высказано в неодобрительной манере), ответ на такое высказывание также может быть очень негативным, критичным и даже может спровоцировать конфликт.