Женская властность и тирания – сложный феномен.


Матушка заранее принимает меры профилактики свободомыслия, осуществляя тотальный контроль по схеме, напоминающей схему обращения в фанатика-сектанта и занимаясь не чем иным, как промыванием мозгов. При этом она может много говорить о любви и проявлять показную гиперопеку, которая становится скрытой формой манипуляции и источником двойного послания. Чрезмерная опека превращается в удавку.

Такая мать не способна замечать последствий своего давления и всегда твердо убеждена в том, будто знает что такое хорошо и что такое плохо. Отношения властной матери и ребенка парадоксальны и всегда трагичны. Простая мать обладает в миллион раз более могучими инструментами для промывания мозгов, чем любой гуру в деструктивной секте. Потому что мышление ребенка не обладает критическим оцениванием, потому что он нуждается в матери и любит ее такой, какая она есть. Потому что он очень желает исполнить ее требования и страдает, если этого не удается.

А требования деспотичной матери всегда неадекватны его возможностям, так как слишком велики ее непомерные ожидания. Ребенку даже нельзя рассердиться, а если он все же осмелится, то будет жестоко наказан.
Находясь под прессингом этих ожиданий всю жизнь, ребенок воспринимает свою неспособность как нечто само собой разумеющееся, становится неудачником в своих отношениях с миром, чем еще больше раздражает свою мать и увеличивает ее прессинг. Такие женщины считают, что родные дети и мужья должны полностью соответствовать их ожиданиям, если же этого не случается, они объявляют себя несчастными и перекладывают ответственность за это на них. После такого промывания мозгов из мальчиков вырастают самообвиняющие себя мужчины.

Это существа крайне в себе неуверенные; чувство вины от несоответствия ожиданиям женщины – их постоянная душевная боль. В других случаях, став взрослым, такой человек насилует женщин и, таким образом, как бы сводит счеты с матерью. (Э.Дж. Тромпен).

В его представлении, женщина – грубая разрушительная сила, которая постоянно ему угрожает. Преступники любого пола были поначалу сами замученными жертвами, им довелось почувствовать на себе всю глубину и болезненность собственной беспомощности, породивших в них тягу к насилию.
Ежегодно в России 50 тысяч детей сбегают из дома, спасаясь от преследования родителей, но ребенок с промытыми мозгами не сбежит. Его держат оковы покрепче стальных. Это вера в свою неспособность, страх перед окружающим миром и вера в лживую любовь своих родителей.

Такие дети принимают свой мир со всей его болью, просто потому, что им не с чем сравнивать.
Конечно, встречаются потрясающие матери, дающие своему ребенку все, в чем он нуждается, не делая его своим пленником. Таким детям можно только позавидовать. Власть женщины над ребенком велика, при этом она сама совершенно непредсказуема. Женская властность и тирания – сложный феномен.

Власть матери над ребенком на ранней стадии его развития можно назвать абсолютной, это дает женщине чувство всевластия… Для матери ребенок воплощает ряд свойств растения и животного. Это помогает ей упиваться собственным всемогуществом: над растением, которое она вырастила таким, каким хотела его вырастить, и над животным, которое держит в неволе и движения которого полностью контролирует… и других, более мощных форм власти просто не существует. (Элиас Калетти, цит. по М. Тархановой). Возможно, здесь и сгущены краски, судите об этом сами.

Я не женоненавистник, я убежден, что мужчины и женщины несут равную ответственность за то, какими вырастают их дети, и за все остальное, что происходит в этом мире. В силу женской природы любая одинокая мать будет проявлять к ребенку элементы тирании. Береги свою женщину, не давай ей воли, – говорил Фонвизин.

К этому можно добавить, что таким поведением мужчина сбережет и своих детей. Хвала тем мужчинам, которые борются за влияние на своих детей. Судебная практика гласит, что две трети всех маньяков, три четверти всех несовершеннолетних убийц, наркоманов и уличных преступников, помещенных в колонии, – выходцы из семей без отца. Современные дети теряют отцов так же часто, как во время войны.



Но тогда они теряли их героями, а сегодня изгоями и тряпками, не способными выстоять в борьбе с женщинами.
Мужское влияние необходимо! Девочки от рождения более обучаемы и послушны. Мальчики менее управляемы, изобретательны, обладают поисковой активностью.

Подойдите к любому детскому садику и понаблюдайте за детьми. Через каждые пять минут какие-нибудь двое мальчишек обязательно сцепятся или потолкаются, как молодые петушки. Как реагируют воспитательницы? Мгновенно пресекают любыми репрессивными методами. В садике, куда ходил мой сын, в дополнение к этому еще применяли угрозу: Если замечу, кто дерется, не отдам родителям!

Очень хорошо действовало, дети верили. Но разве можно таким образом подавлять мужскую сущность? Вам никогда не удастся создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов. (Руссо).
Женская педагогика и одинокие матери не дают формироваться мужскому секс-статусу, требуя похожести на себя, создавая конформных, творчески бездарных, не способных бороться, боящихся проявлять собственное мнение, безынициативных существ. Поэтому, когда женщины начинают говорить об отсутствии настоящих мужчин, это обвинение необходимо переадресовать им самим. Но где отцы, которые помогли бы направить энергию мальчиков в нужное русло?

Без них биологическая сущность растущего мужчины не находит отождествления с положительным примером во внешнем мире, рвется наружу и проявляет себя неадекватно, разрывая оковы женского видения мира, которое передается ему окружающими женщинами. Не справившись с давлением природной мужественности, мальчик испытывает чувство вины за некоторые свои поступки, которые критикуются, и потому, как ему кажется, являются предательством по отношению к материнской любви. Ведь он так хотел соответствовать ее любви, соответствовать образу, который создала для него женщина, в то время как из него рвется наружу запираемая матерью истинная мужественность.

В том случае, если эта мужественность будет заперта слишком прочно с помощью манипуляций и промывания мозгов, этот конфликт уходит в бессознательное, и снова тогда приходится говорить о негативных программах.
*****
Становление программ в раннем возрасте происходит очень легко. То, что взрослому покажется обыденным жизненным эпизодом, о котором он через минуту забудет, для ребенка может оказаться событием, повлиявшим на всю его дальнейшую жизнь. Провели следующий эксперимент. В нескольких метрах от щенков, которые только научились самостоятельно кушать, поставили миску с мясом. Щенки подходили к миске, но как только они пытались кушать, экспериментатор слегка шлепал их газетой по спинке и 83 мягко выражал недовольство.

Через несколько попыток щенки уже не осмеливались подходить к еде, хотя видно было, что запах мяса их притягивал. Даже проголодав несколько дней, они так и не притронулись к пище и умерли бы от голода, если бы их не начали кормить другой пищей и в других условиях. Как видите, не понадобилось ни болезненных наказаний, ни других ухищрений, чтобы записать программу, которая могла бы привести к голодной смерти.



Достаточно было демонстрации легкого неудовольствия. Но для щенков, которым всего несколько недель от роду, это оказалось достаточно авторитетным воздействием. Интересно, что в том случае, если им сначала позволяли поесть, а затем уже выражали неудовольствие, то щенок уже мог питаться, но после насыщения прятал глаза, подползал на согнутых лапках или забивался в угол, всем своим видом показывая чувство вины.
Я не даю советов по воспитанию. Здесь были приведены только простейшие психоаналитические механизмы возникновения подсознательных программ, которые мешают человеку реализовать свои возможности. Но некоторые выводы из приведенных примеров сделать можно.

В середине двадцатого века Дж.Б. Уотсон написал книгу, которая на целые десятилетия захватила умы миллионов родителей. Книга Психология воспитания ребенка с младенческих лет стала для них единственным непререкаемым советчиком.

Уотсон убеждал читателя, что дети должны воспитываться не на основе эмоций и традиций, а исключительно на рациональной основе. Суть его метода заключалась в том, чтобы родители не показывали детям слишком много нежных чувств. Якобы это развивает у ребенка душевную зависимость, в результате чего он теряет способность действовать самостоятельно.

Например, кормление по Уотсону должно осуществляться не по желанию ребенка, а строго по графику.
Затем наступила новая эпоха в воспитании. Политику жесткости и строгости заменили рецепты любви и заботы. Новые идеи активно пропагандировал доктор Спок.

Он предлагал кормление не по расписанию, а по желанию и советовал родителям не ограничивать себя в проявлениях нежности. Свой подход он изложил в книге Ребенок и уход за ним, которая разошлась еще большими тиражами, чем книга Уотсона. Мамы и папы снова вернулись к тесным эмоциональным отношениям со своими детьми, быстро отбросив всякую рациональность в отношениях.

Но сегодня мы можем сказать, что оба подхода основывались на слишком узком и одностороннем взгляде на воспитание.



Содержание раздела