Мужчина и женщина


Закон Вселенского эгоизма – Закон Вселенской гармонии – дуализм – парадоксы добра и зла – инстинкты человека – ошибка Вельзевула – добродетельные пчелы – о вреде благотворительности
416 год до нашей эры. Древня Греция. Город-государство Афины выступили в военный поход, чтобы захватить остров Милос.

Однако, прежде чем предпринять нападение, они выслали вперед делегацию, которая должна была уговорить островитян сдаться и стать союзником Афин. Грин так описывал этот исторический эпизод. Вы не хуже нас знаете, – говорили посланцы, – что справедливость определяется соотношением силы и смирения и что сильные делают то, на что хватает их власти, а слабые принимают то, с чем им приходится мириться. Когда островитяне заметили, что это отвергает идею честной игры, афиняне ответили, что именно власть имущие решают, что честно, а что нет. Милосцы возразили, что это привилегия богов, а не смертных, решать, что честно, а что – нет.

Ответ афинян был в высшей степени мудрым. Наше знание законов богов и наши наблюдения за людьми привели нас к выводу, что основной и необходимый закон природы призывает властвовать над тем, с чем только сможешь справиться. Милосцы заговорили о чести и о том, что честь и гордость заставляют их противостоять грубой силе.

Не загоняйте себя в тупик из-за ложно понятого чувства чести, – сказали афиняне, – нет потери чести в том, чтобы уступить крупнейшему государству в Элладе, которое предлагает такие разумные условия. Переговоры закончились, милосцы после обсуждения вежливо отклонили предложение Афин. Афиняне вежливо удалились. Через несколько дней остров был захвачен. Афиняне казнили всех мужчин, женщин и детей продали в рабство и заселили остров своими колонистами.

В своих действиях, как и в своих рассуждениях, афиняне были абсолютно прагматичны. Они уничтожили население целого острова, но их совесть была спокойна. Создается мнение, что их рационализм не оставлял места морально-нравственным ценностям, свойственным человечеству. Но прежде чем их осуждать, давайте отметим одну особенность в высказываниях посланцев: они ссылаются на законы богов. И игнорировать эту ссылку мы не можем – наоборот, нам следует разобраться, какие законы имеют в виду афинские посланцы.

Древняя Греция не зря считается колыбелью современной науки и философии; она дала много гениальных людей, оказавших существенное влияние на дальнейшее развитие человечества. То, как понимали в Древней Греции законы природы и законы общественных отношений, многими последующими поколениями относилось к высшей мудрости. И в этой мудрости был глубоко проработан вопрос о взаимоотношениях между соблюдением моральных требований и необходимостью прагматично бороться за собственные интересы.
Сегодня любой специалист, имеющий отношение к физиологии, знает, что равновесие в организме поддерживается за счет постоянной борьбы противостоящих друг другу систем и клеток. И никому в голову не придет назвать аморальным, если более сильная клетка пожирает слабую. Это нормальный физиологический процесс, необходимый организму. Человек и любое сообщество, возможно, являются клетками более высокоорганизованной коллективной сущности, которой для эволюции необходимо, чтобы внутри нее происходила борьба.

Борьба за собственные интересы, эгоизм и стремление к власти заложены в человеке до самой его последней клетки и необходимы ему для выживания. Повсюду, где я находил живое, я находил волю к власти. (Ницше). Эгоизм такое же равноправное средство эволюции человечества, как мораль и нравственность, иначе он не был бы заложен в нас в виде инстинкта.

Возведение в высшую ценность только морали, так же как и возведение в высшую ценность эгоизма, всегда будут тупиковыми направлениями эволюции. Только найдя их гармоничное сочетание, человечество сделает очередной шаг в своем росте. Управление реальностью также невозможно без правильного понимания этого вопроса.

Homo Sapiens (Человек Разумный), каким бы разумным он ни был, является существом биологическим и как представитель вида обладает всеми атрибутами животной составляющей. Питание, секс, испражнения. Биохимические процессы в теле человека практически ничем не отличаются от тех, что происходят в теле теплокровных животных. Во многом схожи и психические процессы, например, проявления инстинктов, в том числе и воли к власти.



Базовый инстинкт всего живого – это инстинкт выживания. Его функционирование осуществляется через несколько вторичных инстинктов.
1. Потребность в питании.
2. Потребность в продолжении рода.
3.Потребность в комфорте (поиск среды, наиболее благоприятной для жизнедеятельности).
И в реализации всех этих потребностей любое живое существо встречается с Ее Величеством Конкуренцией. Инстинкт заставляет действовать, то есть контактировать с миром и изменять его. Упрощенно, или как принято сегодня говорить, концептуально, это выглядит так. В тот момент, когда существо сыто, сексуально удовлетворено и находится в комфортных условиях, – оно самодостаточно и не чувствует потребности в какой-либо деятельности.

Но холод, голод, сексуальный зов или беспокоящие конкуренты выводят его из состояния удовлетворенности. Ему приходится выходить в мир и проявлять усилия. Чтобы эффективно действовать и снова себя удовлетворить, существо должно развивать в себе необходимые качества, например силу, выносливость, ловкость. Чем выше уровень развития этих качеств, тем выше уровень выживания. Кто скажет, что развитие этих качеств не является благом для эволюции?

А ведь они развиваются только потому, что этого требуют эгоистические потребности индивида. Любое отклонение от состояния удовлетворенности есть стресс. Все наши отношения с реальностью – комплекс сильных и слабых стрессов.

Ганс Селье, подаривший миру учение о стрессах, сначала говорил, что стресс – это смерть, а в конце жизни пришел к выводу, что стресс – это жизнь. И вот почему. Стресс заставляет нас действовать, развивать необходимые для более высокого уровня выживания качества, то есть совершенствоваться физически, психически и нравственно. Стресс – это двигатель эволюции. Опасен тот уровень стресса, с которым не могут справиться приспособительные возможности психики и организма.

Тогда, действительно, вместо развития получается снижение уровня выживаемости. Но кто знает свой предел? При постепенном увеличении силы испытаний мы можем развить в себе высокий уровень преодоления любых стрессов, а, следовательно, высокий уровень необходимых для выживания качеств.

Вот почему для успешности стрессы необходимы; стремящийся к успеху всегда столкнется с испытаниями, и ему следует с радостью встречать их, а не избегать. Здесь тоже можно увидеть отличия между успешными и неуспешными. Неудачники стараются испытаний избегать и всегда стремятся к покою, а удачливые, в отличие от них, не боятся трудностей и любят, как они говорят, решать проблемы.

Кто не стремится на высоту, пусть избегает страдания, кто стремится – пусть идет ему навстречу. (Ницше).


Существует еще одна очень важная составляющая инстинкта выживания, которая присуща всем высокоорганизованным существам, в том числе и человеку. Это потребность в повышении уровня иерархии. Та самая пресловутая тяга к власти. Если вы желаете сказать, что не обладаете такой потребностью, то просто вспомните, сколько раз вы желали хоть в чем-то быть лучше других. Можно предположить, что людей, которые таким желанием не обладали, на земле не существует.

Самое явное проявление инстинкта повышения иерархии – это зависть. Считается, что завидовать плохо. Тех, кто с этим чувством знаком, могу успокоить. Это – норма. Это заложено в нас только потому, что каждый из нас – человек, обладающий нормальным инстинктом выживания.

Все суета сует, – говорил Екклесиаст, Как много вещей, без которых можно жить, – говорил Сократ. Все с ними соглашались, но это согласие не избавило людей от желаний и зависти. Спустя несколько тысячелетий после смерти этих великих людей человечество не изменилось. Потому что зов инстинкта невероятно силен, и человек всегда стремится превзойти другого. С точки зрения биологического выживания, высокий статус дает и лучшего полового партнера, и пищу без усилий, и более комфортное существование.

Борьба за выживание в цивилизованном обществе принимает форму, прежде всего, борьбы за статус. У обычного человека это проявляется в потребности сравнивать. Люди не хотят быть богатыми, они хотят быть богаче других. (Дж. Стюарт, миллионер). Не жалко, что у меня корова сдохла, жалко, что у соседа жива осталась. (Русская поговорка).

Знакомый деньги потерял. Мне, конечно, все равно, но приятно. (Еврейская шутка). Когда человек поздравляет другого – за его словами я слышу зависть, когда он сочувствует – я слышу удовлетворение. (Притчи дзен-буддизма).
Мы всегда ревностно сравниваем себя с другими. Американский писатель О’Генри прослыл великим утешителем. В его рассказах большинство героев предстают нам несчастными, униженными, бедными людьми. В глубине души приятно читать о чужих горестях, о том, что кому-то хуже, чем нам.

Это успокаивает, дает надежду, что мы не последние в этом жизненном соревновании; есть те, кому хуже.



Содержание раздела