Закон работает на всех уровнях.


Однажды в трамвае я случайно стал свидетелем разговора двух женщин. Недавно прочитала Архипелаг ГУЛАГ, – говорила одна из них, – и даже как-то успокоилась. Оказывается, нам еще повезло, и мы живем не так плохо, как нам кажется.

Другие ни за что по двадцать лет в тюрьмах сидели, подвергались пыткам и издевательствам. Облегчение какое! Крушение всех надежд человека приятно и его друзьям, и недругам. (Ларошфуко). Таким образом, биологическое выживание неразрывно связано с борьбой за статус, самку, самца, территорию для размножения и жизни, за пищу. Кто скажет, что выживать аморально?

Само существование жизни требует борьбы за жизнь, то есть наличия Закона Вселенского Эгоизма. Но мораль существует. И она необходима.

И она является одной из высших духовных ценностей. И она, как ни странно, порождена Законом Вселенского Эгоизма. Дело в том, что вокруг каждого индивидуального существа есть много факторов сильнее его, выжить среди которых в одинчку невозможно. Это могут быть природные условия либо другие представители вида, которые могут оказаться сильнее. Поэтому более высоким уровнем выживания будут обладать не одиночки, а группа, объединение, семья.

Когда группа образовалась, она начинает проявлять эгоизм по отношению к другим подобным группам и конкурировать с ними за собственное выживание. Одновременно внутри группы продолжается конкуренция между ее отдельными членами, но каждый из них уже подвержен некоторым ограничениям в борьбе за свои кровные интересы и обязан учитывать интересы других. Личный эгоизм начинает подчиняться эгоизму общественному, и это является более высокой фазой инстинкта выживания.

Борьба между личными и общественными интересами приводит к возникновению законов и морали, которые в необходимых пределах ограничивают частные потребности индивидуума. Хотя высокий уровень нравственности каждому человеку в отдельности и его детям приносит весьма мало преимуществ над другими членами или вовсе не приносит им никаких выгод, тем не менее общее повышение этого уровня, несомненно, дает огромный перевес одному племени над другим. (Ч. Дарвин, 1908).

Здесь возникает конфликт между личными потребностями и потребностями общества. Этот конфликт неизбежен, поскольку личный эгоизм как веление инстинкта заложен генетически и оказывает постоянное внутреннее давление. Поэтому человек, живущий в обществе и вынужденный, конкурируя с другими его членами, подчиняться общественным законам, все же никогда внутри себя не будет доволен своим уровнем выживания и, в частности, своим уровнем иерархии. Сравнивая себя с другими, он никогда не захочет оказаться отстающим и всегда найдет к чему стремиться.
Задумываясь над принципами своей жизни, личность в обществе всегда стоит перед выбором. Отдашь все, до конца следуя морали, преодолевая генетическое давление инстинкта, – тогда не выполнишь задачу собственного выживания и в качестве трупа окажешься бесполезен и для общества. Будешь действовать слишком эгоистично – тебя накажет или уничтожит сама группа.

Итог будет тот же: низкий уровень личного выживания и, как следствие, бесполезность для общества. На практике приходится находить более-менее гармоничное сочетание интересов социума и инстинктивных потребностей. Успешным людям удается проявлять высокий уровень эгоизма и при этом соблюдать, по крайней мере, внешне, общественные установки.

Остальные либо сидят в тюрьме за нарушение закона, либо живут на минимальном уровне, необходимом и достаточном для равновесного состояни общества.
Конкуренция между группами, в свою очередь, заставляет объединяться их в более крупные группы. И так до бесконечности. Этот закон работает на всех уровнях. От атомов до галактик, от отдельных клеток до человеческих существ и вплоть до обществ и культур. Внутри любого образования мы найдем составляющие его меньшие системы и структуры, между которыми происходит конкуренция, и внутри меньших – еще более меньшие и так далее.

И на всех уровнях существует взаимная конкуренция и взаимная необходимость друг в друге. В целом равновесие противоположностей всегда сохраняется, но в каждом частном случае будут победители и проигравшие, пожираемые и пожирающие, как обязательное условие борьбы за выживание. Именно об этих законах и предупреждали афиняне жителей острова Милос.


Эволюция общества заключается не в счастье большинства ее членов, а в совершенствовании, которое может осуществляться только посредством борьбы за выживание. Для целей эволюции необходима борьба. Это выявляет наиболее приспособленного индивидуума.

Появление морали и нравственности внутри общества создает более сложные условия для конкуренции. Когда-то, в примитивном сообществе необходимо было просто преодолевать ограничения природы или бороться с физически сильными конкурентами. Теперь, чтобы преуспеть, человеку необходимо использовать новые способности и таланты, то есть эволюционировать. Люди начинают торговать, заниматься искусством, политикой, познавать себя и мир с помощью духовных практик.

В зависимости от талантов. Все многообразие человеческой деятельности есть попытка поднять свой уровень иерархии в условиях, когда к существующим прежде ограничениям добавились законы, мораль и нравственность. Теперь нельзя быть успешным только благодаря силе, ловкости и выносливости. Теперь необходимо много других талантов, в том числе способность к партнерству и способность к состраданию. Когда эгоизму дадут право на существование, мир станет добрее.

Люди всегда будут иметь ту мораль, которая соответствует их силам, пока их не принудит к добру необходимость. Инстинкт выживания заставляет развиваться общества всех уровней. Когда-то конкуренция привела к созданию ядерного оружия. Но появление атомной бомбы заставило уже не отдельного человека, а целые страны 105 отказаться от грубой силы и совершенствоваться в других направлениях. Они вынуждены сконцентрироваться на новых, неизведанных путях повышения своих возможностей.

Движущая сила эгоизма продолжает давить, борьба между великими странами продолжается, но она идет же не бомбами и ракетами, а экономикой, наукой, культурой и борьбой за умы. Атомная бомба поставила все человечество на лезвие бритвы, но это единственный путь дальнейшего развития вида. Законы эволюции требуют, чтобы человечество было поставлено перед лицом кризиса, преодолевая который оно поднимется на новые ступени в иерархиях Вселенной.

И куда бы мы ни взглянули, мы увидим, что борьба за статус приводит к совершенствованию популяций всех уровней.
А человек является частью всех систем: семьи, социальной группы, национальности, страны, человечества, природы. Он поставлен перед необходимостью соблюдать взаимоисключающие интересы всех структур, частью которых он является, при этом заботиться и о личном биологическом выживании. И поле битвы – сердце человеческое, ибо оно разрывается от всех этих противоречивых побуждений и потребностей различного уровня. Человек хочет, чтобы сосед был беднее его, но одновременно желает облагодетельствовать все человечество; он хочет пользоваться плодами цивилизации, но при этом не губить природу, частью которой он является. Он хочет нравиться людям и помогать им, то есть быть хорошим; одновременно он не хочет быть отстающим, и ему приходится бороться, делая кого-то проигравшим, а, значит, приходится быть плохим.

Он хочет нести добро, но в глазах своих конкурентов за уровень иерархии он олицетворяет зло. С нами Бог! – говорили солдаты всех времен и народов. А кто же тогда Бог их противников?
В необходимости реализовывать противоречивые интересы и действовать, исходя из разнонаправленных мотивов, человек почти всегда поставлен перед двойным посланием. Его личное совершенствование и личная успешность зависят от того, как он будет решать возникающие перед ним парадоксы двойного послания. Поэтому Вселенский Эгоизм – это проявление Вселенской Гармонии и необходимое условие эволюции.

Именно в балансе противоречивых интересов может существовать Вселенная, как электрический ток может существовать только при разности потенциалов или при наличии двух полюсов – плюса и минуса. В этом вся красота замысла. Дуализм – основа материального мира. Единство и борьба противоположностей, противоречия между личностью и обществом, активностью и пассивностью, хищниками и жертвами, ограничениями и свободой, духом и материей, скольжением и торможением. Существуют и миллиарды других дуальных пар.



Пары высшего порядка: жизнь –смерть, сознательное – бессознательное, добро и зло, мужское и женское. А такую пару, как добро и зло, следует рассмотреть подробнее.
Жил-был бедный крестьянин. С трудом удавалось ему прокормить себя и семью. Как-то раз, забравшись на высокогорное пастбище, он нашел потерявшегося жеребенка. Хозяин так и не объявился, и он решил оставить жеребенка себе. Вся деревня судачила, как ему повезло, какое счастье привалило последнему бедняку.

Теперь, говорили они ему, твое хозяйство поднимется, глядишь, и разбогатеешь. И действительно, молодая крепкая лошадка не только помогла поднять хозяйство, но и давала возможность дополнительно заработать на соседских полях и на пере-возке грузов.



Содержание раздела