Верно и обратное. Многие евреи, возможно, и не знают, каким должно быть воспитание по Талмуду, но традиции, которые передаются у них из поколения в поколение, несут элементы такого подхода. Приведу пример двух одинаковых подходов, которые привели к разным результатам.
Один известный английский миллиардер, любимец английской молодежи, с детства страдал дислексией, врожденным неизлечимым психическим заболеванием, которое проявляется в том, что человек не может устанавливать логические связи между отдельными объектами. В жизни, например, такого человека трудно или невозможно научить читать, так как он не может связать в одно осмысленное целое разные буквы. Его мать, предполагая будущие трудности ребенка, решила приучать его к жизненным испытаниям. Одно из таких испытаний заключалось в том, что в возрасте четырех лет она отводила его на расстояние нескольких миль от дома, а затем пряталась и незаметно за ним наблюдала.
Ему самостоятельно и в одиночестве приходилось находить дорогу домой. Это ему помогло или что-то другое, но в результате он стал одним из самых богатых людей в Великобритании. Есть и обратные примеры.
Пациентка известного психоаналитика постоянно страдала от невыносимого чувства ненужности и брошенности. Вся ее жизнь складывалась таким образом, что ей неоднократно приходилось страдать от этих ощущений. После нескольких сеансов с психоаналитиком ей удалось разблокировать одно воспоминание детства. Она каталась с папой на санках.
Им было очень хорошо вдвоем. Но вдруг, после того, как она очередной раз прокатилась с горки, ее папа исчез. Она посмотрела вокруг и увидела, что осталась одна. Ее охватили безумный страх и одиночество.
Папа через мгновение вышел из-за дерева, за которым он прятался, но этот страх настолько глубоко засел в ее душе, что с тех пор регулярно возвращался. После того, как этот эпизод удалось разрядить, страх пропал, ее жизнь наладилась и она стала счастлива. Ее психика не переварила в детстве испытание, которое с успехом для себя прошел английский мальчик, вот почему важно учитывать возможности психики и предыдущий опыт. Но вернемся к нашим баранам, то есть к подсознательным программам. Их надо обнаружить, и от них надо избавляться. Это требует некоторого понимания психических процессов.
К этому пониманию мы придем постепенно, и одним из этапов станет знакомство с техникой перепросмотра магов-воинов свободы. Смысл перепросмотра заключается в том, что совершенствующийся должен самостоятельно вспомнить все события детства, которые привели к возникновению подсознательных программ. Из-за них происходит блокировка энергии, а без свободного движения энергии маг не может управлять реальностью и работать с другими пространствами.
Нужно не просто вспомнить, а пережить заново все те болезненные травмирующие эмоции, которые были вытеснены в бессознательное и привели к блокировке. Дети забывают изначальные инциденты, пытаясь избавиться от эмоциональной боли, поэтому с возрастом воспоминания о нем становится недоступны. Чтобы добраться до этих воспоминаний, применяется техника перепросмотра.
Сначала ученик составляет список событий, где он испытывал неприятные эмоции. Затем выстраивает цепочку однотипных событий в прошлом, например, цепочку повторяющихся проблем, связанных с одним и тем же ощущением или повторяющимся поведением. Возможно, повторяющимся отношением окружающих к нему. Доходит до самого раннего эпизода, который может вспомнить.
Переживает этот эпизод со всеми эмоциями. Чтобы дойти до более ранних, заблокированных эпизодов, он применяет технику, которая включает в себя несколько этапов.
1. Ученик усилием воли определенное время пытается вспомнить этот эпизод.
2. Прекращает усилие, входит в состояние доверия и отсутствия ожидания результата.
Он повторяет этот цикл раз за разом. Если удастся создать правильное состояние, то в самое неожиданное время происходит спонтанное воспоминание либо эмоциональный возврат в травмирующий эпизод.
Чаще всего основное травмирующее событие находится под слоями более поздних подобных событий, и все их последовательно приходится вспоминать, снимая слой за слоем. В процессе перепросмотра ученик использует знаки реальности, за которые он может зацепиться и которые по цепочке ассоциаций выводят на основное воспоминание. Пример техники перепросмотра описывает Теун Марез в книге Возвращение воинов.
Страх перед физической болью всегда заставлял его избегать драк, и он сам презирал себя за трусость. Он не мог вспомнить ни одного случая, когда изменил бы подобному шаблону поведения, поэтому для него не оставалось сомнений, что он подчинялся ограничивающим программам.
В попытках перепросмотра Питер внезапно вспомнил случай прошлогодней давности. Тогда он сильно разозлился на своего кота, который не хотел вылезать из ящика, поджег газету и сунул ее туда. Затем вырвал ящик и схватил кота.
Но когда он увидел смертельно испуганное животное, вся его ярость прошла, – он был ошеломлен и пристыжен тем, что натворил. Глядя в глаза окаменевшего животного, Питер испытал прилив опустошительного раскаяния и все-92 поглощающего чувства вины. Еще в течение целого месяца, каждый раз, вспоминая о том случае, он сжимался от чувства стыда и вины.
Это вызывало в нем дополнительное ощущение своей трусости, поскольку он мог вымещать свой гнев только на беззащитном животном.
Однажды Питер вспоминает еще один случай. Он опоздал на работу, и начальник сильно на него накричал. В тот момент Питера захлестнул обжигающий гнев, вызвавший странный звон в ушах и дрожание рук. Размышляя над эмоциями, которые вызвали эти два воспоминания, он обратил внимание на их последовательность. В первом случае он переходил от ярости к раскаянию и чувству вины, а во втором случае гнев сопровождался звоном в ушах и дрожанием рук.
Интуитивно Питер чувствовал, что эти два эпизода являются знаками реальности и этапами в перепросмотре. Запепившись за ощущения, он пытался вспомнить еще более ранние эпизоды, где он испытывал подобное сочетание эмоций и ощущений. Однажды он навестил друзей, у которых было два маленьких сына.
Сидя вместе с друзьями во внутреннем дво-рике их дома с видом на сад, где мальчики играли в какую-то игру, Питер случайно заметил, как один из них яростно укусил брата за руку. В тот миг, когда пострадавший мальчик издал пронзительный крик, память Питера всколыхнулась, и он внезапно с полной ясностью и живостью вспомнил все подробности одного случая. Неожиданно он вспомнил происшествие, случившееся с ним и его двоюродным братом, когда им обоим было всего по пять лет. Они играли под деревом, и Питер построил из прутьев и веток самодельный шалаш. Когда шалаш был закончен и Питер собирался забраться внутрь, брат оттолкнул его и влез в шалаш первым.
Питер принялся упрашивать двоюродного брата уступить ему место, чтобы он тоже мог посидеть в шалаше. Однако брат не поддавался на уговоры. Питер внезапно разозлился, схватил брата за руку и дернул на себя.
Он тащил изо всех сил и становился все более агрессивным, но когда понял, что ему не удастся вытащить упирающегося брата, он мстительно укусил его за руку.
Нет необходимости говорить, что брат Питера с криком вылетел из шалаша и завопил во весь голос. В тот же миг Питер понял, что натворил. Не зная, что ему делать, Питер тихо забрался в свой шалашик, испытывая замешательство, страх и чувство вины.
Через несколько минут появилась мать Питера, решившая узнать, в чем причина такого шума. Увидев следы зубов на руке его двоюродного брата, она схватила Питера за руку и заставила выйти наружу. К тому времени Питер уже понял, что сделал нечто ужасное. В завершение всего он осознал, что его действия вызвали сильный гнев матери. Мать задала хорошую трепку прямо на глазах его брата.
Вспоминая этот случай, Питер ясно воссоздал каждую подробность этого эпизода, его вновь заполнили все те чувства, которые он испытывал во время того сурового наказания. Он опять ощутил потрясение и боль побоев, ужас содеянного и, прежде всего, эмоциональные страдания, вызванные гневом матери.
Продолжая перепросмотр, Питер осознал, что с того самого дня он и начал избегать столкновений и до сих пор не мог избавиться от того ощущения, что предал любовь своей матери к нему. Питер продолжал чувствовать непреодолимый стыд и ненавидел себя за то, что он сделал. Он вспомнил, что в течение долгих лет после того рокового дня он часто ловил себя на проблесках своего агрессивного характера и в результате начал бояться их больше, чем чего-либо другого в своей жизни; он считал это пороком, который привел к утрате того, в чем нуждался больше всего – любви матери. После этого всю свою жизнь он подавлял агрессивность, не позволяя ей подняться на поверхность, и предпочел стать робким и страдать от бесконечных насмешек.Питер стал избегать любых столкновений и, наконец, сам начал считать себя трусом. Он стал застенчивым, замкнутым и довольно одиноким.
Полностью ли-94 шившись уверенности в себе, Питер все труднее сходился с людьми и в итоге стал чувствовать себя спокойно только в тех случаях, когда оставался в одиночестве, играл или работал наедине с самим собой.
Теперь Питер понял, что на самом деле он не был трусом. Наоборот, чтобы терпеть последствия подавления своей агрессивности, ему понадобилась вся его смелость и контроль над собой. Как только он заново пережил то событие, подавление агрессивности перестало быть его гипнотической программой, и в некоторых эпизодах, требующих отстаивания своих прав, он уже обладал свободой выбора своего поведения.
Но на полный перепросмотр всех травмирующих психику событий магу обычно требуются годы и десятилетия.