И Спок, и Уотсон заблуждались, только кто теперь ответит за миллионы детских судеб? Поистине, прав был кто-то из философов, когда сказал: Самое большое несчастье постигло человечество в тот момент, когда оно изобрело печатный станок. Если карма все-таки есть, не позавидуешь авторам, чьи благие желания вымостили им дорогу в ад. Впрочем, об этом следует задуматься и мне.
Таким образом, как излишняя жесткость, так и вседозволенность одинаково недопустимы в воспитании. Знаете ли самое верное средство сделать вашего ребенка несчастным? Это приучить его ни в чем не знать отказа.
Сначала он потребует трость, которую вы держите; потом ваши часы; потом птицу, которая летает, потом звезду, которая сияет на небе; он будет требовать все, что видит. Не будучи богом, как вы его удовлетворите? (Руссо).
Чтобы понять, в чем заключается золотая середина, надо познакомиться с результатами некоторых исследований. Хотя эта глава из-за обилия ссылок на эксперименты и так уже напоминает диссертацию, все же не могу удержаться, чтобы не привести здесь еще два интересных и показательных опыта.
Семилетних детей разделили на три группы. Всем дали одинаковое задание, для решения которого требовалось несколько последовательных шагов. В первой группе за каждый верный шаг хвалили, а неверные шаги оставляли без внимания. Во второй группе, наоборот, не обращали внимания на верные шаги, а на неправильные указывали. В третьей группе и за верные шаги хвалили, и на ошибки тоже указывали.
В итоге, в первых двух группах задание выполнили по 15 % детей, а в третьей – 80 %. Комментарии излишни. Еще один опыт, на этот раз с животными. Перед крысой положили кусочек сыра, но как только она приближалась к нему, получала удар током. Первая серия опытов включала десять попыток, после которых удары током прекращались.
Половине крыс, участвующих в опыте, хватило менее десяти ударов током, чтобы прекратить дальнейшие попытки, но другая половина была более настойчивой и получила пищу на одиннадцатой попытке. В другой серии опыта с другими крысами давали 20 ударов токов. В этом случае настойчивости хватило только у нескольких крыс.
Серии из 40 ударов током хватило, чтобы всех крыс заставить отказаться приближаться к пище. Если же в опыте участвовали крысы из предыдущих серий, прошедшие удары током, но дотерпевшие до успеха, то они даже после сотни ударов током продолжали делать попытки. Если и после этого их настойчивость подкреплялась получением пищи, то в следующий раз они делали несколько тысяч попыток. После этого взяли новых крыс и начали новый опыт, в котором первая серия включала только два удара током, после которых все крысы получали пищу, затем увеличивали до десяти, и так постепенно доводили до нескольких сотен. В этом случае все 100% крыс делали в дальнейшем несколько тысяч попыток.
Опыт имел целью показать, как формируется на-ученная беспомощность и наученная высокая успешность. Легко провести параллель с проявлением требовательности к детям и с формированием их самооценки. Нельзя проявлять чрезмерную требовательность, не соответствующую навыкам и возможностям. В то же время нельзя ограждать от испытаний, окружая излишней заботой и вниманием. Если ребенок устраняется от испытаний, конкуренции и соперничества, всегда присутствующих в социальной жизни и профессиональной деятельности, то из баловня в семье он превращается в изгоя в жизни.
При первых неудачах он занимает позицию избегания борьбы, социальной и сексуальной конкуренции и превращается в аутсайдера. К такому же плачевному результату приводит и чрезмерная требовательность, не учитывающая возможностей ребенка, а потому приводящая к неудачам. Неудачный опыт вместе с критикой снижает самооценку настолько, что чело-век в дальнейшем боится ставить перед собой трудные цели, избегает усилий и борьбы. В этом смысле даже двойное послание может иметь прекрасный развивающий эффект, если поставленная задача будет соответствовать уровню развития ребенка, его предыдущему опыту и сопровождаться моральной поддержкой.
Когда ребенок научится проходить испытания и побеждать с моральной поддержкой, можно научить его обходиться без нее, а затем выполнять задачи и при наличии критики. Можно применять любые элементы воспитания, не забывая, что главная задача – обучение успешности, а не беспомощности.
Рано или поздно им придется столкнуться с ужасами большого мира – представляете, какой это будет удар по психике? (Дж. Роллинг, автор Гарри Поттера).
Остается сказать, что не может быть советов, одина-ковых для всех; только интуитивная мудрость родителей сможет определить правильную точку перехода от одного метода к другому в каждом отдельном случае. А для этого самим родителям надо совершенствоваться и избавляться от собственных комплексов. Дети – это отражение родителей.
Дерево познается по плоду его.
Много диалектических задач приходится решать родителям при воспитании. Найти правильное сочетание свободы и ограничений, требовательности и любви, контроля и доверия. Снова лезвие бритвы и бесконечное число стратегий. Снова отсутствие конкретной технологичности. Мне бы и самому хотелось дать четкий и однозначный ответ на вопросы воспитания.
Тот, кто имеет дар упрощенного толкования, всегда найдет много приверженцев. Люди, стоящие перед сложным выбором, обращают свои взоры к человеку, который имеет прямые ответы на все вопросы, и с готовностью могут объявить его почти спасителем. Ответы, которые не перегружены тонкостью моральных и интеллектуальных суждений и не грешат излишней деталировкой, ведущей к противоречиям, всегда будут с энтузиазмом восприниматься публикой и хорошо оплачиваться.
Доказывая любое однозначное мировоззрение, можно подобрать убедительные факты, найти авторитетные высказывания и подтверждающие примеры из жизни. Но как бы убедительно не была подана однозначность, это всегда будет обрезанная правда, которая при других условиях превратится в свою противоположность и принесет много вреда. Поэтому, какую бы тему мы ни рассматривали, мы не сможем получить советов на все случаи жизни.
Каждый раз придется делать новый выбор в зависимости от ситуации.
Мудрые родители учат ребенка не иметь жестких и однозначных суждений, а пытаются подвести к пониманию многозначности жизни. Возможно, в секретах воспитания детей лежат некоторые способности еврейского народа. Воспитание по Талмуду – это не подача истин в последней инстанции, не догма, а столкновение различных трактовок и противоположных взглядов на одни и те же события.
Анекдот-притча. К ученому еврею пришел нееврей и сказал, что хочет изучать Талмуд.
– Но мы изучаем Талмуд с самого детства, – ответил ему ученый.
– Ну и что? Разве я не смогу понять того, что понимают еврейские дети?
Кто из них пойдет мыться?
– Конечно, тот, который измазался. – Неправильно. Тот, который измазался, посмотрел на чистого и подумал, что он тоже чистый. – В таком случае, мыться пойдет тот, который не измазался.
– Неправильно. Чистый посмотрел на друга и сначала действительно подумал, что он тоже грязный, потом посмотрел на себя и увидел, что ему мыться не надо. – Тогда грязный еврей тоже посмотрит на себя и пойдет мыться – Неверно. Правильный ответ в том, что если два еврея провалились в одну и ту же трубу, то они не могут выбраться разными.
– Так в чем же смысл загадки?
– В том, что любой твой ответ, как и любое мнение и любой твой поступок могут быть правильными и неправильными одновременно. Все зависит от того, как посмотреть и кому что выгодно.
В противоположность всем религиям и светскому образованию, у евреев на протяжении столетий формировался антидогматический, лишенный однозначности подход к самым сложным вопросам бытия и человеческих отношений. Перед ребенком развертывались альтернативные объяснения как фундаментальных основ, так и бытовых ситуаций. Ребенка учили не бояться ошибок, что расковывало человека.
Когда он понимал, что противоречащие друг другу трактовки не отрицают, а дополняют друг друга, что есть правда за каждым мнением и идеей, что в арифметике дважды два четыре, а в отношениях между людьми и в человеческом поведении одинаковые, на первый взгляд, посылки могут привести к противоположным результатам – когда ребенок сталкивается со всей этой сложной диалектикой (а в детстве она воспринимается легче), тогда ребенок приобщается к многогранности, без которой нет условий для творчества и успеха. (В. Ротенберг, психолог). При таком воспитании человек имеет меньше ограничивающих убеждений и легче от них освобождается.
Он понимает, что любой образ мыслей или поведения, который когда-то помог ему, в новых условиях и при других обстоятельствах может, наоборот, привести к неудаче.