Основные методы приватизации.


Поэтому необходим следующий элемент стратегии перехода к рыночной экономике.
Институциональная трансформация как один из основных элементов стратегии перехода к рыночной экономике

Либерализация устраняет запреты и ограничения командной системы и предоставляет свободу экономическим агентам. Однако свобода не означает деятельность экономических субъектов без правил.

Должны быть запущены в действие механизмы функционирования рыночной экономики, создана соответствующая рыночным отношениям законодательная система (законы по защите прав частной собственности, по обеспечению конкурентной среды, антимонопольное, трудовое законодательства и так далее), построены рыночные институты (институциональная трансформация включает изменение института собственности - приватизацию, возникновение новых субъектов хозяйственной деятельности - коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов). Таким образом, институциональные преобразования являются стержнем экономических реформ, без них не возможна ни либерализация экономики, ни финансовая стабилизация.
Остановимся более подробно на приватизации, которую можно рассматривать в качестве центрального звена не только институциональной трансформации, но и всей экономической реформы. Приватизация в переходной экономике является преобладающей формой разгосударствления и надления граждан собственностью за счет различных способов перераспределения общественного имущества. Способы перераспределения общественного имущества называются методами приватизации.

Кратко остановимся на основных методах приватизации.

  1. Массовая приватизация путем выдачи приватизационных чеков (ваучеров, купонов). Положительная сторона данного способа приватизации в том, что он позволяет сравнительно быстро распределить государственные активы среди большого числа граждан и является социально наименее конфликтным способом приватизации. Однако данный метод – не полноценная приватизация (т.к. определяет лишь право собственности, а не саму собственность), а лишь стартовое условие для дальнейшей трансакции ваучеров в собственность или деньги. Недостаток ваучерных схем в том, что, исключая возможность получения доходов от приватизации в бюджет, они углубили проблемы внутреннего и внешнего государственного долга. Преобладающим методом ваучерные схемы были в Чехии, Словакии, России, Монголии, Казахстане, Албании. В России массовая ваучерная приватизация проходила в 1992-1994 годах.
  2. Стихийная приватизация – льготная (или по номинальным ценам) продажа или бесплатная передача активов работникам компаний. Во многих случаях продажа осуществлялась по балансовой стоимости предприятия (так как существовала проблема точной оценки стоимости предприятия), то есть происходила практически бесплатно, в период несовершенства приватизационного законодательства. Такая приватизация применялась в Венгрии, Польше, Югославии в начале 90-х годов. Недостатком данного метода является несправедливость в распределении собственности: предприятия чаще всего передавались тем, кто был связан с данным предприятием, имел доступ к информации. Те же, кто не работал на предприятии (пенсионеры, военнослужащие, студенты, госслужащие) оставались в стороне от приватизации прибыльных предприятий. В дальнейшем существовала возможность низкой эффективности производства на стихийно приватизированных предприятиях. Активы попадали не в руки того, кто ими будет лучше управлять, а в руки прежних работников, которые будут управлять старыми методами.
  3. Активная приватизация (публичные торги) – альтернатива стихийной приватизации, при которой правительство продает предприятие тому, кто предлагает наивысшую цену (такая приватизация проходит в форме аукциона), или наилучшие условия хозяйствования (конкурсная форма). В Югославии, Восточной Германии активная приватизация выступала в качестве главного метода, в Польше, в Венгрии – применялась только к крупным предприятиям. Препятствием для данного способа прPватизации являлось отсутствие владельцев крупного капитала.
  4. Реприватизация – восстановление в правах собственности лиц, лишенных имущества в результате национализации. Возвращение собственности прежним владельцам или предоставление им компенсации (деньгами, ваучерами) происходило в Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Словении, Хорватии, Эстонии. Данный метод приватизации не использовался в России.




4.3. Краткая характеристика экономических реформ в России

Ключевыми элементами экономических реформ в России в 90 – е годы были: приватизация средств производства, либерализация цен, либерализация внешней торговли. Проведение экономических реформ сочеталось с созданием законодательных основ рыночной экономики.

Либерализация цен

Радикальные экономические реформы в России начались в январе 1992 г. с либерализации цен на подавляющее число товаров и услуг. В последние годы советского периода в экономике накопилась существенная денежная масса (так называемый "денежный навес"), не обеспеченная соответствующим объемом товаров и услуг. Поэтому, после того как государство прекратило регулирование цен, они выросли в несколько раз уже в первый месяц 1992 г. Так, индекс цен на потребительские товары и услуги в январе 1992 г. составил 330 %, то есть потребительские цены в среднем выросли в 3.3 раза.

В дальнейшем в 1992 г. ежемесячный темп роста потребительских цен колебался в пределах от 10 % до 30 %. В целом, за 1992 г. цены на потребительские товары и услуги выросли примерно в 26 раз, а цены производителей промышленной продукции увеличились примерно в 34 раза (см. таблицу 4.1). Чрезвычайно высокий темп роста цен имел место и в последующие три года: в 1993 г. индекс потребительских цен увеличился в 9,4 раза, в 1994 г. – в 3,2 раза и в 1995 г. – в 2,3 раза.



Последствиями гиперинфляции явились: 1) резкое снижение среднедушевых реальных денежных доходов населения; 2) скачкообразное уменьшение оборотных средств предприятий. Так, например, в 1992 г. среднедушевые реальные денежные доходы населения сократились примерно в 2 раза (см. [8], c. 50).










Таблица 4.1.Темп роста цен и реальных денежных доходов населения в экономике России в 1991 – 2001 гг.


91
92
93
94
95
96
97
98
99
2000
2001
Индекс
Потребительских
цен, раз


2,6


26,1


9,4


3,2


2,3


1,2


1,1


1,8


1,4


1,2


1,19
Индекс
цен производителей
промышленной
продукции,
раз





2,4





33,8





10,0





3,3





2,7





1,3





1,1





1,2





1,7





1,3





1,11
Реальные
располагаемые денежные
доходы в
процентах
к предыдущему году






-






52,5






116,4






112,9







84,9







99,3






106.3






81,5






83,0






109,0






106,0

Источники: [6], с. 101, 351; [7] с. 284; [8], с. 99, 335; [12].
Снижение реальных доходов населения и оборотных средств предприятий привело к резкому сокращению агрегированного спроса как на потребительские товары, так и на товары производственного назначения.
Темп роста денежной массы в 1992 г. отставал от инфляции, что привело к уменьшению реальной денежной массы в несколько раз и способствовало дальнейшему падению производства валового внутреннего продукта (почти на 20 % в 1992 г.).
Наряду с негативным воздействием на социально – экономическую жизнь, либерализация цен имела и важнейшие позитивные последствия: 1) исчезновение дисбаланса между денежной и товарной массой; 2) резкое уменьшение, а затем и полное исчезновение дефицита товаров и услуг, имевшего место по подавляющему числу товарных позиций в конце 80 –х – начале 90 – х годов.
Либерализация цен была необходимым этапом перехода к формированию равновесных рыночных механизмов в сфере производства и реализации товаров и услуг.


Приватизация средств производства

В 1991 г. в государственной собственности находилось 91 % основных фондов ([10], с. 264) и было занято более 75 % работающих в народном хозяйстве России ([10], с. 114). В результате приватизации уже в 1995 г. доля основных фондов, находящихся в государственной собственности сократилась до 42 %, доля занятых на государственных и муниципальных предприятиях в общей численности занятых в народном хозяйстве в том же году составила также примерно 42 % и 38 % в 1998 г.
Основной результат приватизации состоял в том, что основная часть факторов производства продукта общества в народном хозяйстве России - средств производства и рабочей силы, была перераспределена в пользу негосударственного сектора. Вследствие этого уже в 1994 г. в негосударственном секторе было произведено более 60 % ВВП ([11], с. 127).
В России так же использовался смешанный вариант из предложенных выше первых трех способов (см. раздел 4.2). Российская программа приватизации включала передачу 25% акций предприятий его работникам за ваучеры (массовая и стихийная приватизация) и продажу остальной части акций на аукционе, где работникам предоставлялась дополнительная возможность купить еще 10% акций со скидкой 30% их номинальной стоимости (стихийная и активная приватизации).



Содержание раздела