Поэтому необходим следующий элемент стратегии перехода к рыночной экономике.
Институциональная трансформация как один из основных элементов стратегии перехода к рыночной экономике
Либерализация устраняет запреты и ограничения командной системы и предоставляет свободу экономическим агентам. Однако свобода не означает деятельность экономических субъектов без правил.
Должны быть запущены в действие механизмы функционирования рыночной экономики, создана соответствующая рыночным отношениям законодательная система (законы по защите прав частной собственности, по обеспечению конкурентной среды, антимонопольное, трудовое законодательства и так далее), построены рыночные институты (институциональная трансформация включает изменение института собственности - приватизацию, возникновение новых субъектов хозяйственной деятельности - коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов). Таким образом, институциональные преобразования являются стержнем экономических реформ, без них не возможна ни либерализация экономики, ни финансовая стабилизация.
Остановимся более подробно на приватизации, которую можно рассматривать в качестве центрального звена не только институциональной трансформации, но и всей экономической реформы. Приватизация в переходной экономике является преобладающей формой разгосударствления и надления граждан собственностью за счет различных способов перераспределения общественного имущества. Способы перераспределения общественного имущества называются методами приватизации.
Кратко остановимся на основных методах приватизации.
4.3. Краткая характеристика экономических реформ в России
Ключевыми элементами экономических реформ в России в 90 – е годы были: приватизация средств производства, либерализация цен, либерализация внешней торговли. Проведение экономических реформ сочеталось с созданием законодательных основ рыночной экономики.
Либерализация цен
Радикальные экономические реформы в России начались в январе 1992 г. с либерализации цен на подавляющее число товаров и услуг. В последние годы советского периода в экономике накопилась существенная денежная масса (так называемый "денежный навес"), не обеспеченная соответствующим объемом товаров и услуг. Поэтому, после того как государство прекратило регулирование цен, они выросли в несколько раз уже в первый месяц 1992 г. Так, индекс цен на потребительские товары и услуги в январе 1992 г. составил 330 %, то есть потребительские цены в среднем выросли в 3.3 раза.
В дальнейшем в 1992 г. ежемесячный темп роста потребительских цен колебался в пределах от 10 % до 30 %. В целом, за 1992 г. цены на потребительские товары и услуги выросли примерно в 26 раз, а цены производителей промышленной продукции увеличились примерно в 34 раза (см. таблицу 4.1). Чрезвычайно высокий темп роста цен имел место и в последующие три года: в 1993 г. индекс потребительских цен увеличился в 9,4 раза, в 1994 г. – в 3,2 раза и в 1995 г. – в 2,3 раза.
Последствиями гиперинфляции явились: 1) резкое снижение среднедушевых реальных денежных доходов населения; 2) скачкообразное уменьшение оборотных средств предприятий. Так, например, в 1992 г. среднедушевые реальные денежные доходы населения сократились примерно в 2 раза (см. [8], c. 50).
Таблица 4.1.Темп роста цен и реальных денежных доходов населения в экономике России в 1991 – 2001 гг.
91 |
92 |
93 |
94 |
95 |
96 |
97 |
98 |
99 |
2000 |
2001 |
|
Индекс Потребительских цен, раз |
2,6 |
26,1 |
9,4 |
3,2 |
2,3 |
1,2 |
1,1 |
1,8 |
1,4 |
1,2 |
1,19 |
Индекс цен производителей промышленной продукции, раз |
2,4 |
33,8 |
10,0 |
3,3 |
2,7 |
1,3 |
1,1 |
1,2 |
1,7 |
1,3 |
1,11 |
Реальные располагаемые денежные доходы в процентах к предыдущему году |
- |
52,5 |
116,4 |
112,9 |
84,9 |
99,3 |
106.3 |
81,5 |
83,0 |
109,0 |
106,0 |
Источники: [6], с. 101, 351; [7] с. 284; [8], с. 99, 335; [12].
Снижение реальных доходов населения и оборотных средств предприятий привело к резкому сокращению агрегированного спроса как на потребительские товары, так и на товары производственного назначения.
Темп роста денежной массы в 1992 г. отставал от инфляции, что привело к уменьшению реальной денежной массы в несколько раз и способствовало дальнейшему падению производства валового внутреннего продукта (почти на 20 % в 1992 г.).
Наряду с негативным воздействием на социально – экономическую жизнь, либерализация цен имела и важнейшие позитивные последствия: 1) исчезновение дисбаланса между денежной и товарной массой; 2) резкое уменьшение, а затем и полное исчезновение дефицита товаров и услуг, имевшего место по подавляющему числу товарных позиций в конце 80 –х – начале 90 – х годов.
Либерализация цен была необходимым этапом перехода к формированию равновесных рыночных механизмов в сфере производства и реализации товаров и услуг.
Приватизация средств производства
В 1991 г. в государственной собственности находилось 91 % основных фондов ([10], с. 264) и было занято более 75 % работающих в народном хозяйстве России ([10], с. 114). В результате приватизации уже в 1995 г. доля основных фондов, находящихся в государственной собственности сократилась до 42 %, доля занятых на государственных и муниципальных предприятиях в общей численности занятых в народном хозяйстве в том же году составила также примерно 42 % и 38 % в 1998 г.
Основной результат приватизации состоял в том, что основная часть факторов производства продукта общества в народном хозяйстве России - средств производства и рабочей силы, была перераспределена в пользу негосударственного сектора. Вследствие этого уже в 1994 г. в негосударственном секторе было произведено более 60 % ВВП ([11], с. 127).
В России так же использовался смешанный вариант из предложенных выше первых трех способов (см. раздел 4.2). Российская программа приватизации включала передачу 25% акций предприятий его работникам за ваучеры (массовая и стихийная приватизация) и продажу остальной части акций на аукционе, где работникам предоставлялась дополнительная возможность купить еще 10% акций со скидкой 30% их номинальной стоимости (стихийная и активная приватизации).