Единственно по-настоящему революционным элементом новой налоговой системы стал налог на добавленную стоимость, введенный вместо применявшегося ранее налога с оборота в 1992 г. Однако и этому налогу были присущи искажения, обусловленные желанием государства усилить его фискальную роль и одновременно приспособить его к сложной ситуации в экономике, характеризовавшейся массовыми неплатежами, бартером и т.п.
В первые годы своего существования российская налоговая система в целом неплохо выполняла свою роль, обеспечивая в условиях высокой инфляции и глубоких изменений в экономике поступление в бюджеты всех уровней необходимых финансовых ресурсов. Однако по мере дальнейшего углубления рыночных преобразований присущие налоговой системе недостатки становились все более заметными, а ее несоответствие происходящим в обществе изменениям все более явным.
Налоговая система стала очевидным тормозом экономического развития государства.
Многочисленные изменения, которые ежегодно на протяжении 1992-1999 гг. вносились в законодательство о налогах и сборах, решали лишь некоторые частные проблемы, не затрагивая, однако, основ системы.
Бессистемность внесения поправок, их количество и частота, с которой они вносились, привели к тому, что до последнего времени налоговая система характеризовалась не иначе как нестабильная и непредсказуемая. Такая практика делала невозможным планирование бизнеса даже на краткосрочную перспективу и приводила к тому, что риски, связанные с изменениями в налогообложении, оценивались как чрезвычайно высокие.
Цель налоговой реформы, начатой в 2000 г., заключалась не в том, чтобы собирать больше налогов и тем самым решить проблему бюджетного кризиса в России, а в том, чтобы [19]:
а) по мере снижения обязательств государства в области бюджетных расходов снизить уровень налоговых изъятий;
б) сделать российскую налоговую систему более справедливой по отношению к налогоплательщикам, находящимся в различных экономических условиях (в частности, ликвидировать ситуации, при которых одни налогоплательщики несут полное налоговое бремя, а другие уклоняются от налогов законными и незаконными методами);
в) повысить уровень нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим решениям фирм и потребителей (налоги должны вносить минимум искажений в систему относительных цен, в процессы формирования сбережений, в распределение времени между досугом и работой и т.д.);
Создание справедливой и нейтральной налоговой системы требует решения, по крайней мере, трех взаимосвязанных проблем. Во-первых, это многочисленные налоговые льготы.
Реализация популярного тезиса о "стимулирующей роли" налогов ради поддержки некоторых отраслей экономики, видов бизнеса или отдельных категорий налогоплательщиков привела к многочисленным деформациям налоговой системы и трансформировала ее в несправедливую по отношению к обычному законопослушному налогоплательщику, не имеющему специальных налоговых льгот. На такого обычного налогоплательщика государство сегодня возлагает чрезвычайно высокую налоговую нагрузку.
По оценкам Министерства финансов РФ, ежегодные потери только федерального бюджета из-за наличия льгот составляют порядка 12-15 млрд. долларов ([19] c. 170).
Во-вторых, важным явлением, характеризующим фискальный кризис в России и нарушающим справедливость налоговой системы, стало наличие значительного объема задолженности предприятий по налогам. Начиная с 1992 года, наблюдался устойчивый рост объема недоимки в консолидированный бюджет Российской Федерации.
Как показала практика 1996 - 1999 годов, периодически предпринимавшиеся попытки усиления политического и административного давления на экономических агентов с целью заставить их платить налоги давали лишь краткосрочные результаты. Снижает эффективность налогового администрирования и применение различных специальных схем, соглашений и пр.
В-третьих, существующая техника уплаты налогов и налогового администрирования оставлят для налогоплательщиков чрезвычайно много возможностей для уклонения от налогов. В такой ситуации государство объективно неспособно обеспечить тотальный контроль за уплатой налогов всеми субъектами хозяйственной деятельности. В то же время значительное число налогоплательщиков имеет экономически неоправданные льготы, и (или) наращивает недоимку. Одновременно, несмотря на то, что налоговый контроль и налоговое администрирование с каждым годом улучшаются, многие потенциальные налогоплательщики, вовлеченные в сферу "теневой экономики", либо не платят налогов вообще, либо платят их в существенно меньших размерах, чем предписывает законодательство.
Это приводит к несправедливости налоговой системы и низкому уровню ее нейтральности. Это проявляется в том, что добросовестные налогоплательщики, выполняющие требования налогового законодательства, оказываются неконкурентоспособными и либо выталкиваются с рынка, либо начинают уклоняться от налогов.
Таким образом, неспособность государства на протяжении многих лет решать назревшие проблемы создания справедливой налоговой системы и реального облегчения налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков стала одной из главных причин развития теневой экономики, массового бегства капиталов за границу, отсутствия полномасштабных иностранных инвестиций в экономику России. В конечном итоге, она препятствовала экономическому росту и укреплению государственности.
Несовершенство экономической политики, неблагоприятный инвестиционный и деловой климат имели своим следствием огромное падение производства (см. пункт 4.4 данного раздела), что явилось коренной причиной систематического превышения расходов федерального бюджета и подавляющего большинства бюджетов субъектов федерации над доходами. Начиная с 1995 г., финансирование бюджетных расходов все в большей мере осуществлялось за счет заимствований на внутреннем и внешнем рынках с использованием, прежде всего, государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО). Платежи по ГКО постепенно стали составлять все большую и большую часть расходной части федерального бюджета, что привело в августе 1998 г. к ситуации, когда Правительство РФ объявило о своей неспособности выкупать в установленные сроки ГКО, то есть фактически объявило о своей неплатежеспособности (так называемый дефолт). Последовавшая за дефолтом девальвация рубля привела к резкому усилению инфляции и снижению уровня жизни населения.
В последующий период осенью 1998 г. – весной 1999 г. Правительство РФ, возглавляемое в то время Е.М. Примаковым, стабилизировало финансовую ситуацию и создало условия, когда начался экономический подъем, особенно существенно проявившийся в 2000 г.
После финансового кризиса 1998 г., в 1999 – 2000 гг. Правительством России и Государственной Думой были предприняты меры по улучшению налоговой системы.
4.7. Монетарная политика в годы реформ
Для понимания монетарной (кредитно – денежной) политики Центрального банка и Правительства России в первые годы радикальных экономических реформ необходимо иметь в виду то обстоятельство, что в эти годы в распоряжении федеральных органов управления экономикой не было целого ряда важнейших инструментов, используемых для достижения тех или иных экономических целей. Прежде всего, в силу отсутствия рынка государственных обязательств и инфрастуктуры этого рынка, до 1995 г. невозможно было проведение операций на открытом рынке, являющихся главным инструментом кредитно – денежной политики.
Использование инструментов кредитно – денежной политики в период до финансового кризиса 1998 г.
В период до кризиса 1998 г. были предприняты следующие важнейшие меры в области кредитно – денежной политики.