Многочисленные налоговые льготы.


Единственно по-настоящему революционным элементом новой налоговой системы стал налог на добавленную стоимость, введенный вместо применявшегося ранее налога с оборота в 1992 г. Однако и этому налогу были присущи искажения, обусловленные желанием государства усилить его фискальную роль и одновременно приспособить его к сложной ситуации в экономике, характеризовавшейся массовыми неплатежами, бартером и т.п.
В первые годы своего существования российская налоговая система в целом неплохо выполняла свою роль, обеспечивая в условиях высокой инфляции и глубоких изменений в экономике поступление в бюджеты всех уровней необходимых финансовых ресурсов. Однако по мере дальнейшего углубления рыночных преобразований присущие налоговой системе недостатки становились все более заметными, а ее несоответствие происходящим в обществе изменениям все более явным.

Налоговая система стала очевидным тормозом экономического развития государства.
Многочисленные изменения, которые ежегодно на протяжении 1992-1999 гг. вносились в законодательство о налогах и сборах, решали лишь некоторые частные проблемы, не затрагивая, однако, основ системы.
Бессистемность внесения поправок, их количество и частота, с которой они вносились, привели к тому, что до последнего времени налоговая система характеризовалась не иначе как нестабильная и непредсказуемая. Такая практика делала невозможным планирование бизнеса даже на краткосрочную перспективу и приводила к тому, что риски, связанные с изменениями в налогообложении, оценивались как чрезвычайно высокие.
Цель налоговой реформы, начатой в 2000 г., заключалась не в том, чтобы собирать больше налогов и тем самым решить проблему бюджетного кризиса в России, а в том, чтобы [19]:
а) по мере снижения обязательств государства в области бюджетных расходов снизить уровень налоговых изъятий;
б) сделать российскую налоговую систему более справедливой по отношению к налогоплательщикам, находящимся в различных экономических условиях (в частности, ликвидировать ситуации, при которых одни налогоплательщики несут полное налоговое бремя, а другие уклоняются от налогов законными и незаконными методами);
в) повысить уровень нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим решениям фирм и потребителей (налоги должны вносить минимум искажений в систему относительных цен, в процессы формирования сбережений, в распределение времени между досугом и работой и т.д.);
Создание справедливой и нейтральной налоговой системы требует решения, по крайней мере, трех взаимосвязанных проблем. Во-первых, это многочисленные налоговые льготы.

Реализация популярного тезиса о "стимулирующей роли" налогов ради поддержки некоторых отраслей экономики, видов бизнеса или отдельных категорий налогоплательщиков привела к многочисленным деформациям налоговой системы и трансформировала ее в несправедливую по отношению к обычному законопослушному налогоплательщику, не имеющему специальных налоговых льгот. На такого обычного налогоплательщика государство сегодня возлагает чрезвычайно высокую налоговую нагрузку.
По оценкам Министерства финансов РФ, ежегодные потери только федерального бюджета из-за наличия льгот составляют порядка 12-15 млрд. долларов ([19] c. 170).
Во-вторых, важным явлением, характеризующим фискальный кризис в России и нарушающим справедливость налоговой системы, стало наличие значительного объема задолженности предприятий по налогам. Начиная с 1992 года, наблюдался устойчивый рост объема недоимки в консолидированный бюджет Российской Федерации.

Как показала практика 1996 - 1999 годов, периодически предпринимавшиеся попытки усиления политического и административного давления на экономических агентов с целью заставить их платить налоги давали лишь краткосрочные результаты. Снижает эффективность налогового администрирования и применение различных специальных схем, соглашений и пр.
В-третьих, существующая техника уплаты налогов и налогового администрирования оставлят для налогоплательщиков чрезвычайно много возможностей для уклонения от налогов. В такой ситуации государство объективно неспособно обеспечить тотальный контроль за уплатой налогов всеми субъектами хозяйственной деятельности. В то же время значительное число налогоплательщиков имеет экономически неоправданные льготы, и (или) наращивает недоимку. Одновременно, несмотря на то, что налоговый контроль и налоговое администрирование с каждым годом улучшаются, многие потенциальные налогоплательщики, вовлеченные в сферу "теневой экономики", либо не платят налогов вообще, либо платят их в существенно меньших размерах, чем предписывает законодательство.



Это приводит к несправедливости налоговой системы и низкому уровню ее нейтральности. Это проявляется в том, что добросовестные налогоплательщики, выполняющие требования налогового законодательства, оказываются неконкурентоспособными и либо выталкиваются с рынка, либо начинают уклоняться от налогов.
Таким образом, неспособность государства на протяжении многих лет решать назревшие проблемы создания справедливой налоговой системы и реального облегчения налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков стала одной из главных причин развития теневой экономики, массового бегства капиталов за границу, отсутствия полномасштабных иностранных инвестиций в экономику России. В конечном итоге, она препятствовала экономическому росту и укреплению государственности.
Несовершенство экономической политики, неблагоприятный инвестиционный и деловой климат имели своим следствием огромное падение производства (см. пункт 4.4 данного раздела), что явилось коренной причиной систематического превышения расходов федерального бюджета и подавляющего большинства бюджетов субъектов федерации над доходами. Начиная с 1995 г., финансирование бюджетных расходов все в большей мере осуществлялось за счет заимствований на внутреннем и внешнем рынках с использованием, прежде всего, государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО). Платежи по ГКО постепенно стали составлять все большую и большую часть расходной части федерального бюджета, что привело в августе 1998 г. к ситуации, когда Правительство РФ объявило о своей неспособности выкупать в установленные сроки ГКО, то есть фактически объявило о своей неплатежеспособности (так называемый дефолт). Последовавшая за дефолтом девальвация рубля привела к резкому усилению инфляции и снижению уровня жизни населения.

В последующий период осенью 1998 г. – весной 1999 г. Правительство РФ, возглавляемое в то время Е.М. Примаковым, стабилизировало финансовую ситуацию и создало условия, когда начался экономический подъем, особенно существенно проявившийся в 2000 г.
После финансового кризиса 1998 г., в 1999 – 2000 гг. Правительством России и Государственной Думой были предприняты меры по улучшению налоговой системы.

  1. В 1999 г. была снижена ставка налога на прибыль с 35 % до 30%. В последующем ставка этого налога была снижена до 24 % (2002 г.).
  2. Прогрессивный подоходный налог с физических лиц был заменен пропорциональным с низкой ставкой 13 % (2001 г.).


  3. В 1999 г. был введен налог с продаж, что позволило отчасти перенести налоговое бремя с производителей на потребителей и повысить уровень собираемости налогов.
  4. Самым значительным изменением в фискальной политике в этот период было принятие первой и второй частей Налогового кодекса РФ, который решил некоторые из существующих в области налогообложения проблем, в том числе более четко определил порядок взаимоотношений налогоплательщиков и государства.


4.7. Монетарная политика в годы реформ

Для понимания монетарной (кредитно – денежной) политики Центрального банка и Правительства России в первые годы радикальных экономических реформ необходимо иметь в виду то обстоятельство, что в эти годы в распоряжении федеральных органов управления экономикой не было целого ряда важнейших инструментов, используемых для достижения тех или иных экономических целей. Прежде всего, в силу отсутствия рынка государственных обязательств и инфрастуктуры этого рынка, до 1995 г. невозможно было проведение операций на открытом рынке, являющихся главным инструментом кредитно – денежной политики.

Использование инструментов кредитно – денежной политики в период до финансового кризиса 1998 г.

В период до кризиса 1998 г. были предприняты следующие важнейшие меры в области кредитно – денежной политики.

  1. В 1992 г. был введен единый обменный курс рубля по отношению к иностранным валютам. До этого в Советском Союзе и России существовало несколько обменных курсов каждой иностранной валюты по отношению к рублю (туристский, инвестиционный и т.д.). Курс рубля по отношению к валютам ведущих западных стран был искусственно завышен. С лета 1992 г. обменный курс стал фактически определяться результатами торгов на валютных биржах, прежде всего результатами торгов на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), поскольку Центральный банк России стал ориентироваться на рыночный курс при объявлении официального обменного курса рубля. В том же году населению был разрешен фактически свободный обмен рублей на иностранную валюту через обменные пункты банков.
  2. С января 1995 г.


Содержание раздела