было прекращено прямое кредитование Правительства РФ банком России ([15] c. 6). Иначе говоря, прекратилось финансирование дефицита государственного бюджета за счет кредитной эмиссии Центрального банка. Эта мера явилась существенным фактором, способствовавшим прекращению гиперинфляции в России (см. таблицу 4.1 данного раздела).
В мае 1995 г. были проведены первые торги государственными бескупонными краткосрочными обязательствами (ГКО) на ММВБ. Это открыло возможности по использованию операций на открытом рынке для изменения объема денежной массы в стране, влияния через этот инструмент на процентные ставки, а также неэмиссионного финансирования дефицита государственного бюджета. Кроме того, ГКО начали использоваться Центральным банком и коммерческими банками как инструмент поддержания ликвидности финансовой системы. Уже в августе 1995 г. во время кризиса рынка межбанковских кредитов Центральный банк России выкупил у коммерческих банков ГКО на сумму 1,6 трлн. неденоминированных рублей и, тем самым, дал банкам возможность выполнить свои финансовые обязательства. Это способствовало ликвидации последствий кризиса рынка межбанковских кредитов.
Другая значительная мера в области монетарной политики в 1995 г. – введение с 1 июля 1995 г. валютного коридора. Политика валютного коридора продолжалась до финансового кризиса августа 1998 г. В этом же году Центральный банк России ввел резервирование по валютным депозитам банков, что способствовало перераспределению активов банков в направлении снижения в них доли иностранной валюты и увеличило спрос на рубли.
В связи со стабилизацией цен (см. таблицу 4.1), в 1996 г. Центральный банк России в несколько раз понизил ставку рефинансирования: со 160% до 48% годовых. Однако реальная учетная ставка даже в конце 1996 г. оставалась очень высокой – около 30 % годовых, что фактически делало невозможным широкое использование кредитов для финансирования развития производства.
В 1997 г. в период до осеннего финансового кризиса в странах Юго – Восточной Азии (Гонконг, Таиланд, Индонезия и т.д.) Центральный банк снизил ставку рефинансирования до 21% годовых. Существенно возросло предложение реальных денег (см. график 4.2). Эти меры монетарной политики способствовали стабилизации производства ВВП, который не снизился впервые с начала радикальных экономических реформ (см. таблицу 4.2). Однако, с октября 1997 г. финансовый рынок России испытал на себе последствия финансового кризиса в Юго – Восточной Азии. Международные финансовые компании, разместившие свои активы на финансовых рынках развивающихся стран, потеряли значительную их часть в результате обесценения ценных бумаг стран Юго – Восточной Азии. Это привело их к необходимости снижения рисков вложений во избежании дальнейших потерь. В результате, нерезиденты, владевшие на тот момент существенной частью ГКО и российских корпоративных ценных бумаг, начали продавать принадлежащие им ценные бумаги, минимизируя риски вложений на развивающихся рынках (emerging markets). Рынок ГКО и курс рубля оказались под угрозой дестабилизации. В связи с этим в конце 1997 г. Центральный банк вновь повысил ставку рефинансирования до 28 % годовых и ставку ломбардных кредитов (до 36%), выдававшихся коммерческим банкам под залог государствнных ценных бумаг. . Была существенно увеличена доходность ГКО: от 38 % до 50 % по отдельным траншам. Эти меры помогли удержать финансовый рынок России от краха осенью 1997 г. Однако дальнейшие события показали, что принятые меры лишь временно стабилизировали ситуацию, поскольку не была устранена коренная причина нестабильности российских финансовых рынков – отсуствие экономического роста.
Обзор инструментов денежно-кредитной политики Банка России и условий их использования в после кризисный период.
Экономический кризис 1998 года резко ухудшил структуру финансового рынка, что было обусловлено частичным прекращением выполнения обязательств по государственным ценным бумагам, являвшимся основным видом обеспечения по кредитным операциям, резким ухудшением состояния банковской системы, а также потерей доверия участников финансового рынка друг к другу. Произошло многократное падение объемов операций практически на всех рынках рублевых инструментов.
Вследствие этого резко сократился набор рыночных инструментов денежно-кредитного регулирования и качественно снизилась эффективность их использования. В частности:
невыполнение Министерством финансов Российской Федерации обязательств по ГКО и ОФЗ привело к невозможности проведения операций на открытом рынке (прямых сделок купли-продажи бумаг и операций РЕПО)10;
высокая степень сегментированности рынка межбанковских кредитов не позволяет ему выполнять функции одного из основных регуляторов ликвидности банковской системы, что способствует сохранению высокой степени дифференциации банков по уровню ликвидности;
резко сузились возможности для размещения свободных резервов кредитных организаций и получения кредитов, т.е. ухудшилось качество управления ликвидностью на уровне банков, что в определенной степени обусловило рост остатков средств на счетах кредитных организаций в Банке России и возможность усиления давления на внутреннем валютном рынке в случае ухудшения экономической конъюнктуры;
возросла амплитуда колебаний процентных ставок на финансовом рынке при фактическом отсутствии у Банка России эффективных инструментов для воздействия на этот процесс;
сохраняется неопределенность в динамике спроса на деньги со стороны экономических агентов, в том числе банков.
Применяемая в настоящее время Банком России система инструментов денежно-кредитной политики является весьма ограниченной и сводится к изменению ставки рефинансирования и норм резервирования. Еще один действующий рыночный инструмент - ломбардные кредитные аукционы – в настоящее время фактически не используется.
Курсовая политика в период после кризиса 1998 г. характеризуется переходом к плавающему обменному курсу, регулируемому валютными интервенциями.
Относительно использования вышеупомянутых монетарных инструментов необходимо отметить, что ставка рефинансирования по-прежнему выполняет больше расчетную функцию, а размеры резервных требований являются завышенными и, учитывая степень воздействия изменения резервных требований на устойчивость банковской системы России, дальнейшее повышение нормативов обязательных резервов в целях изъятия избыточной ликвидности допустимо лишь в исключительных случаях.
4.8. Пути обеспечения стабильного экономического роста в России11
1. Дальнейшее укрепление внутриполитической стабильности. Ни российские, ни внешние инвесторы не будут делать значительных долгосрочных инвестиций в страну, испытывающую постоянные политические потрясения типа событий октября 1993 г. или военные действия в Чеченской республике.
Политическая стабильность в стране существенно повысит привлекательность России в качестве объекта инвестирования.
2. Улучшение политических и экономических отношений со странами СНГ и дальнего зарубежья. Разрыв экономических связей с республиками бывшего СССР в существенной степени способствовал развитию экономического кризиса в России. Например, Узбекистан резко снизил поставки хлопка для текстильной промышленности и, таким образом, лишил ее сырьевой базы. Сложности в экономических отношениях с Украиной породили множество проблем у производителей машиностроительной и оборонной продукции, нарушив сформировавшиеся в течение десятилетий кооперационные производственные связи. Это, несомненно, способствовало углублению кризиса в названных отраслях.
Восстановление кооперационных связей с бывшими советскими республиками может оказать позитивное воздействие на процесс экономического роста в России.
В отношениях со странами дальнего зарубежья необходимо добиваться улучшения условий реализации продукции российских предприятий на их рынках и, одновременно, применять антидемпинговые меры на рынке России. Многие зарубежные товары, например бытовая электроника, часть продукции пищевой промышленности, зачастую реализуются на российском рынке по демпинговым ценам, что ставит российские предприятия в условия неравной конкуренции.
3. Укрепление законности и правопорядка в широком смысле включает:
совершенствование и развитие законодательной базы рыночной экономики;
обеспечение выполнения принятых законов и судебных решений;
борьбу с преступностью и коррупцией.
Отсутствие целого ряда законодательных актов существенно затрудняет ведение бизнеса в России. Например, отсутствие четкого законодательства о частной собственности на землю является важной причиной, сдерживающей инвестиции в российскую экономику.
Другой проблемой является неисполнение принятых законов и судебных решений. В последние годы в России была создана служба судебных приставов, которая должна была обеспечить выполнение судебных решений.
Однако деятельность ее нуждается в существенном улучшении.
Преступность является значительным препятствие на пути экономического роста. В стране, где плохо гарантирована сохранность собственности, а жизнь человека подвержена опасности, трудно ожидать инвестиционного бума.