Упрощение налоговой системы


Коррупция государственного аппарата, не говоря о моральной стороне вопроса, повышает предпринимательские издержки и замедляет решение многих вопросов развития бизнеса.
Совершенствование экономической политики – разные подходы

Вокруг вопроса совершенствования экономической политики в России ведется жесткая дискуссия как среди теоретиков, так и среди практиков. Суть дискуссии в кратком виде сводится к следующему.
Одна часть экономистов, например, Андрей Илларионов12, видит окончательный выход их экономического кризиса на путях дальнейшей либерализации российской экономики ([23], [24]). К сторонникам либерального подхода можно отнести также таких известных российских экономистов как Егор Гайдар, Евгений Ясин ([19]) и некоторых других.
Андрей Илларионов считает, для обеспечение высоких темпов экономического роста необходимо уменьшить долю валового внутреннего продукта, перераспределяемого через бюджет до 24 – 26 % при том, что эта величина, например в 1997 г., была равна 33% ([6], c. 28), а в 1999 г. примерно 30 % ([12], [22]). Фактически это означает снижение государственного вмешательства в экономическое развитие.
Сторонники дальнейшей либерализации экономики ссылаются на международный опыт. В Швеции через государственный бюджет длительное время перераспределялось около 60 % ВВП, что привело к глубокой экономической депрессии. Наоборот, Китай с 1979 г. по 1995 г. резко снизил расходы консолидированного бюджета с 36 %; до 14 % ВВП. Высвободившиеся финансовые ресурсы были направлены в более эффективный частный сектор.

В результате среднегодовой темп роста ВВП в Китае в последние 20 лет составил около 10 % [23].
Теоретическое обоснование подхода сторонников усиления либерализации экономики состоит в следующем.

  1. В случае увеличение доли ВВП, перераспределяемой через государственный бюджет, происходит увеличение государственных доходов и расходов и, следовательно, возрастает налоговое бремя частного сектора, что приводит к подавлению деловой активности и, в конечном итоге, снижает экономический рост.
  2. Увеличение доли государственных расходов в ВВП, при прочих равных условиях, снижает эффективность экономики, так как государственный сектор распоряжается своими ресурсами менее эффективно, чем частный.
  3. Рост государственных расходов порождает дефицит государственного бюджета, приводит к росту государственного долга. Обслуживание растущего государственного долга отвлекает ресурсы национальной экономики от инвестирования, что подрывает основы экономического роста.

Позиция другой части экономистов сводится к тому, что государство должно резко усилить свое влияние на экономику. Видными представителями этого подхода являются известный российский экономист Константин Вальтух [26] и Сергей Глазьев [27].
Наиболее существенные предложения К. Вальтуха по совершенствованию экономической политики сводятся к следующему [26].

  1. Необходимо значительно усилить централизованное управление государственными предприятиями и компаниями, где государство имеет контрольный пакет акций. Цель – налаживание хозяйственных связей, лучшее использование производственных мощностей.
  2. Требуется ввести жесткое регулирование заработной платы независимо от форм собственности. Цель – мобилизовать денежные ресурсы для финансирования инвестиций.
  3. Введение жесткого регулирования цен на производимую продукцию. Основная цель – борьба с инфляцией.
  4. Введение всеобъемлющего государственного контроля над внешнеэкономическими связями. Цель – предотвращение незаконного экспорта и незаконного вывоза капитала.
  5. Возродить всеобщее государственное регулирование финансового сектора экономики. Цель – недопущение антисоциальных финансовых операций, мобилизация финансовых ресурсов для осуществления капитальных вложений.


  6. Необходимо осуществлять разработку конкретных государственных программ развития экономики и организовывать их практическую реализацию.

В целом реализация предложенных К. Вальтухом мер весьма близко подведет российскую экономическую систему к экономике командного типа со всеми вытекающими отсюда последствиями, которые в течение десятилетий наблюдались в странах так называемого коммунистического блока. Например, контроль над заработной платой и ценами, будучи введенными на достаточно длительный период времени, приведут к появлению дефицита товаров и рабочей силы, что неоднократно было доказано опытом других стран.



Совершенствование экономической политики
как фактор ускорения экономического развития

Совершенствование экономической политики должно привести к конечной цели – существенному повышению уровня жизни населения России на основе экономического роста. Достижение этой цели, рассматриваемое с позиций среднесрочного и долгосрочного экономического развития, невозможно без значительного роста инвестиций в российскую экономику.
Дальнейший рост инвестиций в российскую экономику должен быть обеспечен посредством использования всего спектра инструментов экономической политики.13
Поддержание невысокой для экономики переходного типа инфляции (5 % - 10 % в год) будет являться фактором, способствующим росту инвестиций, и возможно лишь в условиях проведения достаточно жесткой монетарной политики. . Снижение реальной нормы процента должно быть обеспечено дальнейшим последовательным уменьшением ставки рефинансирования и процентов по государственным долговым обязательствам. Доходность по государственным долговым обязательствам должна быть ниже прибыльности вложений в развитие производства товаров и услуг.

Это будет содействовать направлению финансовых ресурсов в развитие производства.
Фискальные методы стимулирования инвестиций должны включать: 1) реальное налоговое льготирование предприятий и финансовых институтов, осуществляющих инвестиции в основной капитал или кредитующих инвестиционный процесс (например, инвестиционные налоговые скидки); 2) выдачу льготных государственных инвестиционных кредитов на основе проведения открытых конкурсов; 3) разработку и реализацию государственных инвестиционных программ в отраслях, определяющих научно – технический прогресс (космос, оборона и т.д.) и обеспечивающих развитие инфраструктуры.
В ряде случаев государственные инвестиции должны сочетаться с инвестициями частного сектора экономики.
“Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г.” [19 и План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 – 2001 годы [20] предусматривают следуюшие направления совершенствования экономической политики.

Совершенствование налоговой системы

В рамках осуществления реформы налоговой системы должны быть достигнуты следующие глобальные цели ([19], [20]).
1. Улучшение инвестиционного климата и создание условий для достижения сбалансированности государственного бюджета.
2. Повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы за счет:

  • выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков (прежде всего за счет отмены имеющихся необоснованных льгот и исключений);
  • отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов и сборов (прежде всего так называемых "оборотных" налогов);
  • улучшения налогового администрирования и повышения уровня собираемости налогов за счет включения в налоговое законодательство дополнительных механизмов и инструментов налогового контроля;
  • сокращения числа контролирующих органов за счет объединения Налоговой службы, Налоговой полиции, Службы валютного контроля, подразделений государственных внебюджетных фондов, ответственных за сбор платежей;
  • упрощения и ускорения процедур обжалования решений и действий налоговых органов (в том числе за счет создания специализированных коллегий по налоговым спорам в судах общей юрисдикции и арбитражных судах).

3. Упрощение налоговой системы за счет:

  • установления закрытого перечня налогов и сборов;
  • сокращения числа налогов и сборов;
  • максимальной унификация налоговых баз и правил их исчисления по отдельным налогам, а также порядка их уплаты.

4. Обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы. Налоговая реформа должна проводиться в несколько этапов и занять 4 - 5 лет.

Причем часть предлагаемых преобразований уже реализована в 2000 г., в том числе в связи с принятием второй части Налогового кодекса. В связи с этим бюджет на 2001 год отчасти основывается на новой налоговой системе.

Например, с 2001 г. введена единая ставка подоходного налога с физических лиц , равная 13% независимо от уровня получаемого дохода.

Совершенствование инструментов кредитно – денежной политики

Для обеспечения устойчивого экономического роста предлагается, в частности, обеспечить развитие системы инструментов денежно-кредитной политики по следующим направлениям ([19], [20]).
1. Необходимо обеспечить доступ к операциям по рефинансированию и депозитным операциям Банка России кредитным организациям других регионов (кроме банков Москвы и г. Санкт-Петербурга). Основным препятствием являются вопросы технического обеспечения.

По мере развития единой телекоммуникационной системы и системы расчетов Банка России процедура предоставления банкам кредитов должна быть автоматизирована посредством создание программных комплексов по кредитным операциям и перехода на электронный документооборот между всеми участниками процесса кредитования.



Содержание раздела