Сложившихся на протяжении последних полутора десятка лет?
Не вызывает сомнения что реальная иерархия экономической политики последних лет выглядит следующим образом:
При этом повышение эффективности производства и экономический рост фактически лишь декларировались и были положены на алтарь реализации первых двух приоритетов. Задачи повышения эффективности производства были принесены в жертву форсированным институциональным преобразованиям и, прежде всего, приватизации. Одновременно решению задачи экономического роста препятствовало проведение политики макроэкономической стабилизации, где доминировала борьба за сокращение масштабов инфляции преимущественно путем всемерного ограничения денежной массы в национальном хозяйстве.
Результатом реализации подобной системы приоритетов явились существенные изменения в институциональной структуре хозяйства, некоторые успехи в борьбе с инфляцией и неустойчивый экономический рост в первые годы XXI века.
Конфигурация проблемных узлов и стоящих за ними противоречий практически исключает в ближайшие годы возможность плавного эволюционного развития экономики на основе небольших, но устойчивых позитивных приращений по всем направлениям.
В первые три года реформ главным фактором функционирования хозяйства была адаптация к условиям фронтальной либерализации путем сокращения производства и изменения ценовых соотношений. В последующие четыре года экономика пыталась адаптироваться уже к этим новым диспропорциям восполняя недостаток ресурсов путем «проедания» основного капитала, массированных заимствований и т. п. Финансовый кризис и девальвация рубля инициировали рост производства на основе импортозамещения и увеличения экспорта и смягчения ранее .сформировавшихся диспропорций за счет масштабного падения уровня жизни населения.
При сохранении инерционных тенденций можно ожидать наступления следующей фазы, когда в полной мере проявятся последствия длительного недоинвестирования экономики, деградации ее ресурсной базы, качественного ухудшения производственно-технологического потенциала. На относительно коротком временном интервале сконцентрируются накопленные противоречия и дисбалансы, ресурсные и финансовые ограничения.
В результате возникает реальная опасность окончательного закрепления в России экономики периферийного типа. Ее основные черты:
Основная особенность предстоящего периода в крайней ограниченности выбора целевых направлений конструктивной антикризисной стратегии. Масштабы угроз и располагаемые ресурсы достаточно жестко определяют параметры и качественное содержание экономического развития, необходимые для предотвращения нового обострения системного кризиса. Это:
Всего этого в принципе не может обеспечить существующая модель функционирования и регулирования российской экономики.
Вместе с тем, чрезвычайно жесткие требования к характеристикам будущего социально-экономического развития России предъявляют и тенденции общемирового развития, нарастание процессов глобализации. По оценкам, рост производства в развитых странах составит в ближайшие 20 лет составит порядка 2% в год. Заметное давление возникает и со стороны наиболее активных развивающихся стран, проводящих агрессивную экономическую политику.
Для восстановления утерянных экономических позиций в мире России необходимо обеспечить темпы прироста в среднем не менее 7-10% в год на протяжении 15 лет.
Достижение этих очень высоких показателей требует радикальной структурно-технологической перестройки экономики и высокого уровня инвестиционной активности. В противном случае страна будет обречена на безнадежное отставание и ей придется остаться на периферии мировой экономики.
Все это предопределяет безальтернативность пути радикальной широкомасштабной модернизации национального хозяйства. Модернизацию следует рассматривать не столько в качестве цели, сколько в качестве средства формирования новой модели российской экономики, обладающей потенциалом долгосрочного устойчивого экономического роста, мобильной производственно-технологической структурой, позволяющих решать задачи повышения уровня жизни, эффективности и конкурентоспособности, сохранения целостности и безопасности страны.
В более широком контексте речь может идти о необходимости модернизации всего российского общества в следующих взаимосвязанных направлениях:
Первоочередная задача модернизации заключается в создании и синхронизации механизмов системных изменений в нашем обществе. Важнейшей проблемой модернизационного периода является создание ситуации, когда подавляющая часть экономически активного населения обретет уверенность в возможности достижения в обозримый срок для себя и своих близких современных стандартов благосостояния. Это потребует формирования устойчивых тенденций постоянного улучшения условий жизни и гарантий государства всемерно способствовать достижению конкретных, количественно определенных целей, затрагивающих интересы десятков миллионов наших сограждан.
Задания для самопроверки
Лекция шестая УСЛОВИЯ И ОГРАНИЧЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ:
экономические, социальные, организационно-хозяйственные
Реализация стратегии модернизации требует формирования целого ряда предпосылок социальных, экономических, организационных большинство из которых на сегодняшний день отсутствует.
Во-первых, для этого необходимо наличие особой социально-культурной среды «атмосферы обновления и подъема» (как это было, к примеру в начале «перестройки), характеризующейся консенсусом элит, ведущих социальных групп и широких слоев по поводу целей развития и способов их достижения. Это, в частности предполагает наличие ясной перспективы: что выиграют от экономического роста конкретные социальные группы и общество в целом, кто и какую цену будет платить за экономический рост. Только в этом случае могут появиться конструктивные механизмы мотиваций, социального поведения, трудовой и предпринимательской активности.
Во-вторых, необходим субъект экономического роста. Ключевые институты и структуры экономики и общества, массовые слои должны быть нацелены на расширенное воспроизводство и качественное обновление. Их жизненные перспективы, статусные возможности стратегические интересы должны быть замкнуты на расширение национального богатства и производительного капитала, а не на их перераспределение.
В-третьих, необходимы конкретные и достаточно мощные движущие силы экономического подъема. Переход в новое качество невозможен без формирования особого производственно-хозяйственного уклада группы взаимосвязанных производств и хозяйственных институтов, образующих системную целостность и обладающих достаточной «критической массой» для качественного преобразования экономики.
В-четвертых, необходимо найти гармоничное сочетание между целостностью и интересами национального хозяйства и его включением в общемировой процесс глобализации.